152

13 апреля 1972 года. Трагедия с тульским трамваем

13 апреля 1972 года в Туле произошла страшная авария: люди опрокинули трамвайный вагон на себя. По официальным данным, погибло 11 человек, пострадали более ста. Дело засекретили.

В тот день, как всегда, туляки спешили на работу, и трамвайная сцепка серии КТМ П/2, следовавшая по девятому маршруту, была переполнена. Три двери из четырех были открыты, из них свешивались наружу пассажиры, удерживаясь руками за поручни. Водитель пыталась было ругаться, требуя освободить двери, но в таких случаях наши люди так просто не сдаются. Никто сойти не захотел.

13 апреля 1972 года. Трагедия с тульским трамваем Происшествие, Негатив, Трамвай, 70-е, Тула, История, Трагедия, СССР, Длиннопост

Трамвайная сцепка серии КТМ П/2

В 7 часов 46 минут «девятка» отправилась с конечной станции в третий с начала смены рейс. В нарушение правил движения, водитель не сделала остановку на Площадке и техническую остановку перед ул. К. Маркса, и продолжала движение на путепровод.

На входе в кривую на пересечении Епифанской и Октябрьской, трамвай сошел с рельсов и, под тяжестью висевших на подножке пассажиров, опрокинулся на правую сторону по ходу движения.Пока подоспела помощь, один упавший вагон подняли сами пассажиры и случайные свидетели трагедии, другой — при помощи оказавшегося рядом трактора.

13 апреля 1972 года. Трагедия с тульским трамваем Происшествие, Негатив, Трамвай, 70-е, Тула, История, Трагедия, СССР, Длиннопост

Современный вид злосчастного поворота

В той трамвайной сцепке ехали около 200 пассажиров. Восемь человек погибли на месте, 49 были госпитализированы, из которых трое скончались в больнице. Всего в результате аварии оказалось 102 пострадавших. У кого-то из погибших остались двое детей, у одного — беременная жена. Среди погибших были четырехлетняя девочка и два восемнадцатилетних парня.

У старшего лейтенанта Виктора Борисовича Хлыновского — двухлетняя дочь. На свою беду он оказался в этот день в Туле, и в том роковом вагоне. Но для похорон его тело доставили в Алма-Ату. Список полученных травм тоже ужасает: множественные переломы ребер, перелом черепа, тяжелая контузия, перелом позвоночника, закрытая травма грудной клетки, обширная рана головы, сдавливание грудной клетки.

Главным виновником случившегося следствие назвало, конечно, водителя-женщину, которая перед движением с путепровода под уклон «в нарушение инструкции не выбрала холостой ход привода ручного тормоза.

По рассказам знавших её людей, женщина отсидела 5 лет, вышла по амнистии, и в дальнейшем, судьба её сложилась не очень благополучно.

После движения под уклон „накатом“ водитель применила электродинамический тормоз, но торможение поезда не произошло и скорость нарастала. Торможение поезда пневматическим и ручным тормозами не было произведено. Поезд превысил установленную знаком скорость 15 км/час, вследствие чего при входе в кривую радиусом 36 м сошел с рельсов и опрокинулся».

Впрочем, после рассмотрения обстоятельств это оказалась лишь видимая часть айсберга. Уже в день аварии была создана комиссия обкома КПСС и облисполкома. В соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР создана также республиканская комиссия, в которую вошли директор Усть-Катавского вагоностроительного завода В. Х. Догужиев, первый зам. министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР С. М. Ионов, зам. министра общего машиностроения СССР Г. М. Табаков, первый зам. начальника следственного управления прокуратуры РСФСР К. В. Елизаров.

13 апреля 1972 года. Трагедия с тульским трамваем Происшествие, Негатив, Трамвай, 70-е, Тула, История, Трагедия, СССР, Длиннопост

Комиссия установила, что трамвайный поезд, потерпевший аварию, был выпущен из депо на линию с техническими неисправностями контроллера, автоматического регулятора давления воздуха пневматической системы межвагонного электрического соединения, песочницы, тормозных дисков колесных пар и тормозной рычажной передачи, что явилось следствием неудовлетворительно организации ремонта и осмотра подвижного состава, отсутствия контроля за соблюдением технологии и качества ремонтных работ в трамвайном депо.

Также в проведенном оперативном расследовании обстоятельств случившегося отмечалось, что в часы пик «пассажиры, как правило, перевозятся в переполненных вагонах с открытыми дверями и пассажиры висят на подножках. Дополнительный выход вагонов на линию невозможен в связи с недостаточной мощностью тяговых подстанций». Из-за слабой ремонтной базы Тульского трамвайно-троллейбусного управления только в первом квартале 1972 года было возвращено с линии по техническим неисправностям 32 поезда. Уже вскоре после аварии было зафиксировано еще 12 таких фактов.

13 апреля 1972 года. Трагедия с тульским трамваем Происшествие, Негатив, Трамвай, 70-е, Тула, История, Трагедия, СССР, Длиннопост

Работа по организации помощи пострадавшим и семьям погибших началась сразу же с выяснением причин случившегося. Установили всех потерпевших, погибших и умерших, место их работы, материальное положение каждой семьи. Кому-то действительно помогли. Так, семье погибшего работника стройуправления № 3 треста домостроения дали новую квартиру. Помощь семьям делалась за счет предприятия и организаций в размере 50−200 рублей. Кому-то выделили чуть больше. Все расходы по организации похорон, обеспечению транспортом, взяли на себя предприятия или городские власти.

13 апреля 1972 года. Трагедия с тульским трамваем Происшествие, Негатив, Трамвай, 70-е, Тула, История, Трагедия, СССР, Длиннопост

Некоторым потерпевшим предоставили квартиры в 16-и этажном доме на Красноармейском проспекте.

Характерно, что первый секретарь обкома И. Юнак отдельно обращал внимание на то, чтобы быть максимально тактичным к семьям погибших и пострадавших:

«Надо провести работу через горздравотдел, главных врачей, обком профсоюза, чтобы не было излишних формальностей. Чтобы все были внимательны, вежливы, чтобы медперсонал к посетителям относился по-человечески. Чтобы о них не забыли. Это моральная сторона дела очень важна».

Наверное, были основания лишний раз напоминать, что к жертвам трагедии надо отнестись по-человечески.

Впрочем, власти же сделали все, чтобы случившееся не получило широкой огласки. Дело было засекречено.

Прощание с погибшими проходило в два дня. Все было организовано так, чтобы похоронные процессии никаким образом не могли пересечься, и как можно меньше привлекали к себе внимания. Предупреждали всех руководителей предприятий не допускать большого скопления народа. Во время похорон работали 150 сотрудников милиции и 150 дружинников, из которых в резерве находилось 80 работников внутренних дел и 50 дружинников. По каждому месту жительства кроме работников управления внутренних дел было направлено по пять дружинников. Естественно, и дружинники, и работники милиции были в штатских костюмах.

Четырехлетнюю погибшую девочку должны были хоронить 15 апреля в 12.30, но из-за того, что родители сами договаривались с оркестром («по вине родителей», — указано в служебной записке), вынос задержался на два часа.

Похороны одного из погибших 16 апреля начались, согласно графикe, в 10 часов. «Но гроб пронесли большое расстояние — до улицы Волкова и изменили маршрут вместо того, чтобы пройти на городское кладбище через НТМЗ, процессия прошла через город по воле родителей. Ответственный от завода Трегубов предотвратить это был не в состоянии».

На похоронах восемнадцатилетнего учащегося одного из технических училищ оркестр задержался на 30 минут. «Ввиду чего был задержан вынос тела и все были в нетрезвом состоянии. Исключительно из всех процессий это была пьяная. В отступление от порядка похороны прошли по ул. Приупская. Много несли на руках и когда вышли на Октябрьскую, выгрузили из машины, и до самого кладбища несли на руках. Нашим товарищам из партсоворганов было очень трудно с такой пьяной процессией, повлиять на них не было возможности».

Вскоре после аварии на высшем областном уровне состоялся разбор полетов. Юнак негодовал: все проверки показали, что работа в трамвайно-троллейбусном управлении поставлена из рук вон плохо, и многие вагоны уже выходят на линию в технически неисправном состоянии. Особенно жестким вышел у него разговор с главным инженером трамвайно-троллейбусного управления Лариным.

13 апреля 1972 года. Трагедия с тульским трамваем Происшествие, Негатив, Трамвай, 70-е, Тула, История, Трагедия, СССР, Длиннопост

Иван Юнак

Ларин:

- Товарищи! За время моей работы очень много было сделано, а после этого случая, который произошел, пошло все насмарку. В партии я уже почти тридцать лет. Прошу из партии меня не исключать. Это для меня будет очень тяжелым ударом.

Юнак:

Вы – главное виновное лицо в том, что такой создали порядок, совершенно неудовлетворительный порядок, хаос в организации использования трамвайного парка и даже об этом не хотите говорить, и не хотите признать свою вину. Только одно просите — не исключать вас из партии.
Исключить из КПСС главного инженера Ларина – за преступно-халатное отношение к работе, невнимание к безопасности движения подвижного состава, что привело к аварии… Заместителя начальника трамвайного депо по эксплуатации Морозова – за бесконтрольность работы подвижного состава и отсутствие требовательности к водительскому составу.
Прошу проголосовать. Решение принято.
– Товарищи Ларин и Морозов сдайте партбилеты.

Источник

Материал проекта «50 лет назад», в котором я рассказываю о событиях, произошедших в этот день, ровно 50 лет назад.