10. Детский сад. Открытые занятия

Вечером мы вышли во двор и сели на лавочку. Я взяла с собой термос, в котором был заварен чёрный чай, ежевика, кизил и лимон, Амёба тут же присосалась к ёмкости с горячим напитком. И как в неё столько влезает?

— Что будешь делать? — спросила меня Амёба.

— Буду готовиться. — ответила я и задумалась.

Готовиться мне надо было к первому открытому занятию по математике. В обязанности воспитателей детских садов входит проведение подобных мероприятий, и так как никто не хотел заниматься математикой, скинули всё на молодую практикантку. Ничего, прорвёмся. Будто читая мои мысли, Амёба сказала:

— Ничего, это всё ничего. Я в университете пообщалась с умными людьми, помогу тебе подготовиться. На особо глупых студентов на студентов, которые совсем плохо учились, грозно смотрели и отправляли в библиотеку учить школьный курс алгебры и геометрии.

— Да я и сама хорошо помню, чему в школе нас учили. Расскажу, а ты перед этим проверь, как написан конспект.

Чудо без перьев смогло только кивнуть мне, потому что было занято термосом. Для меня осталась лишь маленькая чашечка настоя.

Через несколько дней пришёл час Ч. У меня в группе собралось всего лишь семеро детей. Я уже было начала вести занятие, как открылась дверь и вошли: директор, заместитель директора, старший методист, методист по социальной адаптации, психолог, музыкальный работник и два воспитателя из подготовительных групп. Итого: восемь человек. Мда... Проверяющих и контролирующих больше, чем самих детей, у которых будет проведено занятие.

Я поздоровалась с опоздавшим начальством и их подчинёнными и начала вести урок.

— Дети, сегодня мы с вами будем заниматься основами математики. Я сейчас начну перечислять разные предметы, а вы скажете, что у них является общим:

пять камней, пять яблок, пять палок, пять груш, пять человек...

В ответ мои подопечные закричали, что общее у всего перечисленного — пять.

— Правильно дети, вот мы с вами перешли к понятию числа. Число показывает, сколько одинаковых предметов мы имеем. Как вы думаете, с помощью чисел можно сказать, что чего-то нет?

В ответ раздались неуверенные ответы. Кто-то говорил, что можно, кто-то — что нет. Тогда я сказала:

— Существует замечательное число «ноль». Ноль яблок значит, что их нет. Ни одного. Даже самого маленького. Даже самого пожухлого. Теперь давайте попытаемся наглядно понять, как можно изобразить числа.

Дальше я рассказала, что можно взять прямую линию (показала им в качестве примера линейку), потом стала откладывать отрезки от нуля по одному сантиметру. Дети, застыв, смотрели на мои манипуляции. Потом мы взяли с ними тонкие полоски бумаги и расчертили на них все цифры, которые были на линейке.

— Таким образом, мои юные слушатели, мы с вами сделали шпаргалку для чисел. А теперь выучим стишок:

Колышек в поле — один-одинёшенек...

После того, как дети выучили стишок про числа, я рассказала, как наши шпаргалки с числами помогают нам освоить очень важное понятие угла, но, конечно, не того, в который ставят за провинности. В самом конце я достала сторублёвую монету и сказала:

— Дети, все полученные знания надо применять на практике. Сегодня мы познакомились с числами и простейшими геометрическими фигурами. Давайте я вам покажу, как можно создать из плоской фигуры объёмное тело. И ещё кое-что, самое главное. Знание чисел позволяет нам создавать такие вещи, которые кажутся на первый взгляд волшебными.

Постановка монеты на ребро, звонкий щелчок, и дети восхищённо воскликнули, глядя на блестящую сферу. Пока малышня наблюдала за монеткой, я достала из ящика стола балансир — игрушку, которая опирается на кончик деревянной палочки и никогда не падает из-за двух грузиков. Все подошли ко мне поближе, чтобы убедиться в этом самостоятельно.

Когда занятие окончилось, я была очень довольна и думала, что провела его просто отлично, но вскоре меня вызвали к директору.

— Анастасия Сергеевна, что вы там такого напридумывали? Чему вас в институтах учат? — грозно начала отчитывать меня директор. — Кто так рассказывает про числа? Надо объяснять этим детям на пальцах. Один палец — один, два пальца — два. Им к школе до десяти научиться считать надо, и хватит того с головой. А все эти ваши трюки с монетами и самодельными линейками? Необходимо приносить готовое и показывать, чтобы они смотрели, а не отвлекались на черчение этих ваших линеек... Значит, так, даю вам ещё один шанс, проведёте занятие по английскому языку. И без шуток.

В расстроенных чувствах я пришла домой, где меня ждала радостная Амёба.

— Ну, как прошло занятие? Все восхитились твоими познаниями и методикой преподавания?

— Да нет, обругали и сказали, что плохо веду занятия.

— Как так? Я с лучшими преподавателями советовалась, они в теме лет двадцать уже, ведут для школьников подготовительные курсы и за большие деньги готовят людей к поступлению в столичные университеты.

— А вот так! Надо следовать книжечке, которую методистка придумала и издала.

Мы долго обсуждали прошедшее занятие, а потом взялись за подготовку к уроку по английскому языку, в перерывах зачитывая особо удачные фразы из «книжечки» и ухахатываясь до колик в животе.

***

На следующем открытом уроке проверяющих было уже не восемь человек, а одиннадцать. У меня возникло ощущение, что сбежалась добрая половина работников детского сада...

— Здравствуйте, дети! — начала я. — У нас с вами сегодня занятие по английскому языку. Этот язык надо знать по многим причинам. Я назову две из них. Первая. Тот, кто не знает никакого иностранного, не знает по-настоящему и своего родного языка. Вторая. Очень много информации в мире передаётся с помощью английского, и, научившись на нём говорить, вы получите доступ к гигантскому объёму знаний.

А теперь я расскажу, какие чудеса тут бывают. Люди начинают учить какой-нибудь иностранный язык в детском садике — как вы, потом учат его несколько лет в школе, потом в институте... И невероятная вещь — они после этого не могут ни говорить, ни писать, ни понимать на слух... Чтобы у нас такого не было, мы с вами научимся самому главному — живой воде любого языка, — глаголу. Глаголы — это такие слова, которые отвечают за действие. Жить, ходить, видеть, кушать и так далее...

После этого я взяла самый простой глагол жить и научила детей его правильно использовать. Дети легко повторяли за мной и концу занятия все запомнили, как живут по-английски — в строгом порядке в предложениях и вопросах.

***

— Ну, что опять у тебя случилось? — спросила Амёба.

Я досадливо махнула рукой и пошла умыться холодной водой.

— Хорошо, не трогаю тебя. А я тут заказала кое-что вкусное. И даже оплатила из своих сбережений. — сказала носительница модно раскрашенной кутикулы. — Будем отмечать окончание твоей практики, заедать впечатления.

***

Месяц спустя Амёба пришла ко мне в гости делиться новостями.

— Ты знаешь, я ведь решила немного проследить за такими умными и непогрешимыми начальниками и методистами из детского сада. — сказала она. — И знаешь, что я обнаружила?

— Нет, расскажи.

— Да вот, была твоя директриса недавно на приёме у главы города.

— Я не буду спрашивать, как ты туда пробралась.

— Это отдельная история. Потом расскажу. Помнишь, мы с тобой конспект составляли для занятий?

— Да.

— Все твои конспекты оказались на столе у главы города, а директриса Исильдура Бок при этом рассказывала про перспективные наработки в области воспитания детей. Мол, нужно ввести в детских садах обучение по вот такой системе, как в этих конспектах.

— Ничего себе. — улыбнулась я.- Она только забыла одну вещь.

— Какую? — уже в недоумении спросила Амёба.

— А такую, что любить свою работу надо, и к детям хорошо относиться, тогда и получится хорошо занятия вести, а не учить ван-ту-фри блэк бразерс энд систерс...

Мы ещё долго сидели вместе и хохотали над тем, как были присвоены наши конспекты, и через несколько месяцев узнали, что ничего у госпожи Бок не получилось, когда она решила провести показательный открытый урок перед директорами других садиков.

— Кстати, ты мне не рассказала, как съездила в лагерь с детьми?

— Точно! Слушай! — ответила я.

П.С. Если дочитали до этого места и вам понравился рассказ, поделитесь им с друзьям-знакомыми или поставьте "Нравится" на странице произведения:
https://author.today/work/281228