Красная шапочка
Сколько же ей придумали тайных смыслов психоаналитики. В первую очередь, в нашем представлении — это аллегория на историю сексуального соблазнения.
Волк олицетворяет мужчину, а девочка, как ни странно, девочку.
И не просто так: это Шарль, на любимый зануда Перро, добавил такую мораль:
Детишкам маленьким не без причин
(А уж особенно девицам,
красавицам и баловницам),
В пути встречая всяческих мужчин,
Нельзя речей коварных слушать
Некий Феденко вообще пришел к выводу, что волк – это женское начало. Просто оставлю тут его цитату, без комментариев:
«В образе волка подчеркнуто проявляется вагинное свойство– поглощение.»
Было там и про мать, которая в подросшей дочери видит конкурентку и про феминизм.
А самое забавное во всей этой психоаналитической вакханалии то, что смыслы искали в уже отредактированной и адаптированной Шарлем народной сказке. А отсебятины он добавил смачно.
Уберите детей, беременных женщин и психоаналитиков от экрана. Сегодня на обзоре Красная шапочка, в ее неповторимом, доПерроГриммовом французском народном исполнении.
Погнали.
Однажды мать велела своей маленькой дочке отнести бабушке хлеба с молоком. Поскольку бабушка находилась на самоизоляции, а доставка еды еще не была развита, то приходилось еду ей носить тому, кого не жалко. А не жалко было девочку.
Навигатор проложил кратчайший путь через лес. Девочка надела квадратный рюкзак доставщика еды и двинулась в путь засветло, пока нет пробок.
Песню про Африку, к слову, она не пела. Во-первых, Африку еще колонизировали, а во-вторых, советской экранизации она не смотрела.
Да и красной шапочки у нее не было.
В лесу к девочке подошел волк. Нормальный волк, а не эти ваши собаки сутулые. Оборотень.
— Куда путь держишь? — спросил ее волк.
— К бабушке, — ответила девочка.
— Есть два стула, на какой сядешь, на какой мать посадишь? А по какой тропинке ты пойдешь — по той, что с иголками, или той, что с колючками?
— С иголками. — ответила девочка, сверившись с навигатором.
Как мы видим, волк прекрасно знал адрес бабушки. Хаживал.
И тогда волк побежал по тропе с колючками и первым добрался до бабушкиного дома. Он убил бабушку, сцедил ее кровь в бутыль, а тело разрезал на куски и разложил их по блюдцам.
Зачем, спросите вы? Это высокая кулинария, нам не понять.
Потом он надел бабушкину ночную рубашку и залез в кровать. Фетиш у него такой.
Вот что бывает, если на краю спать, малята.
Тем временем, наша девочка слоупок, наконец-то притопола.
Тук-тук.
— Заходи, милая.
Девочка зашла и посмотрела на бабушку. Бабушка как бабушка. Никогда красавицей не была, а тут видать, просто не выспалась.
— Здравствуйте. бабушка. Я вам принесла хлеба с молоком.
— Поешь и сама, милая. В кладовке стоит мясо и вино.
— Какого черта я тащила хлеб с молоком, если у нее тут вино с мясом!? – не сказала девочка, потому что думала мало и делал все, что велено.
А еще у бабушки была кошка. И пока девочка ела предложенное угощение, кошка сказала:
— Вот негодяйка! Ест плоть своей бабушки и пьет ее кровь!
Но девочка ее то ли не поняла, то ли не расслышала, и продолжила хомячить. Потому что вкусно похомячить можно только у бабушки.
Зато это услышал волк и расстроился, что кошка не умеет хранить секреты. Кинул в нее деревянный башмак, кошка все осознала, извинилась и умерла. Красиво ушла, так сказать, с кадра.
Тогда волк сказал:
— Раздевайся и ложись рядом со мной.
— А куда мне деть фартук? — спросила девочка.
— Брось его в огонь, он тебе больше не понадобится.
Девочка задавала тот же вопрос обо всех своих одежках — о юбке, кофте, нижней юбке и чулках, — и волк каждый раз отвечал:
— Брось их в огонь, они тебе больше не понадобятся.
Когда девочка разделась догола и залезла в постель, она сказала:
— Ой, бабушка! Какая вы волосатая!
— Это потому, что я давно не брилась чтоб мне было теплее, дитя мое.
— Ой, бабушка! Какие у вас широкие плечи!
— Это чтоб было легче носить хворост, дитя мое.
— Ой, бабушка! Какие у вас длинные ногти!
— Это мне вживили адамантий в секретной лаборатории чтоб было удобнее чесаться, дитя мое.
— Ой, бабушка! Какие у вас большие зубы!
— Это чтоб поскорее съесть тебя, дитя мое!
И он взял и съел ее.
Ну собсна, конец. Парам-парам-пам, всё!
Свыше половины из 35 зафиксированных вариантов «Красной Шапочки» оканчиваются тем же: волк съедает девочку.
Дровосеки и прочие мстители, появились уже у Перро и Гримм.
Хотя, были варианты, где девочка смогла спастись:
«Бабушка, мне нужно выйти оправиться», — говорит она волку, когда тот собирается схватить ее.
«Оправляйся тут, милая, прямо в постели», — предлагает он.
Но девочка настаивает на своем, и волк отпускает ее во двор, хотя и привязанной за ногу. Там девочка привязывает веревку к дереву, а сама убегает, оставляя волка дергать за нее, пока он, потеряв терпение, не кричит: «Да что ж ты так долго? Или из тебя лезет колбаса длиной с эту веревку?»
Морали тут никакой нет и быть не может, потому что это народная сказка.
Источник: «Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры» 2002г. Роберт Дарнтон - один из виднейших американских историков, профессор Принстонского университета.