Серия «История Ближнего Востока»

209

Пророк Мухаммед

Большую часть своей жизни Мухаммед провел в Мекке, поэтому нужно хотя бы в двух словах описать это место чтобы понять где Мухаммед сформировался как Пророк. Мекка еще задолго до исламских времен являлась непростым местом, ибо сотни лет здесь располагался большой пантеон разномастных языческих идолищ, пней да камней, благодаря чему городок считался немного священным и в нем постоянно околачивались паломники, желавшие поклонится то тому, то сему. Эти ребята (паломники) приносили с собой не только веру, но и денежки, благодаря чему город имел стабильный доход. После того как Мекку захватило племя курайшитов (примерно, середина 5 века) Мекка стала своеобразным хабом для перевозки товаров из Йемена в Сирию. Не сказать, что она раздулась от изобилия благодаря этим двум источникам дохода, но определённый гешефт с транспортировки грузов и от паломников, кланы Мекки имели (деление условное и примерно такое: племя состоит из кланов, кланы из родов, а те из семей). Впрочем, откуда еще местным получать прибыль? Для выпаса верблюдов – традиционного промысла арабов, или земледелия, в Мекке было слишком мало воды. Поэтому оставалась торговля, проведение ярмарок и организация досуга и быта для паломников. На момент рождения Пророка население Мекки составляло от 7 до 12 тысяч человек (впрочем, встречается и число в 500 человек) что делало город одним из крупнейших в Центральной Аравии.

570 - год рождения Мухаммеда оказался знаменателен тем, что в Мекку пришел слон. Нет, он разумеется пришел не сам по себе, его привели эфиопские (в те времена, Эфиопию знали, как Абессинию) войска. Цель вторжения Эфиопии в Аравию была самая меркантильная: эфиопы желали сесть на торговые потоки идущие с юга полуострова на север. И если в Йемене у эфиопов все срослось, то в Мекке военная машина дала сбой и даже слон не помог эфиопам победить арабов. Впрочем, причиной поражения послужила отнюдь не доблесть бедуинов, хотя позже они ставили себе в заслугу «разгром» африканского экспедиционного корпуса. Историки склоняются к мнению что в афро-войске разразилась эпидемия чумы благодаря чему Мекка и устояла. А слон оставил после себя такую память что местные еще долгое время вели летоисчисление согласно его появлению, т.е. год такой –то до слона, или год такой-то после слона.

Мекка 6 век нашей эры. <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/prorok_mukhammed_10632426?u=https%3A%2F%2Fmadainproject.com%2Fmecca_through_time&t=https%3A%2F%2Fmadainproject.com%2Fmecca_through_time&h=b3992e44e860db04cd37a4365eea03e36a9a8b66" title="https://madainproject.com/mecca_through_time" target="_blank" rel="nofollow noopener">https://madainproject.com/mecca_through_time</a><!--/noindex-->

Мекка 6 век нашей эры. https://madainproject.com/mecca_through_time

(Здесь надо оговорится что летописи прошлых лет очень и очень неточные, поэтому все цифры и даты, которые приведены в статье во многом условны. Причина этого в том, что в первые века после смерти Мухаммеда, память о нем передавалась изустно (арабы имели зачатки письменности, но процент грамотности среди кочевников был такой же, как уровень телефонизации среди сурков в современной Монголии т.е. низкий). И только к 8 веку арабы начали собирать предания о Пророке в письменной форме, но и эти летописи не уцелели, и дошли до нас в обработке более поздних писателей).

Так вот, из-за эфиопского слона дата рождения Пророка вызывает сомнения, уж больно странное совпадение, пришел слон, навел шороху и в этом же году появился Мухаммед. Обычно летописцы стараются привязать рождение великих людей к каким-то грандиозным событиям дабы великий человек стал еще более великим, тогда как на самом деле он мог родиться либо до, либо после эпохального чего-нибудь. Тем не менее, нам остается ориентироваться на то, что есть.

Мухаммед происходит из клана бану хашим (бану в переводе – сыновья, т.е. сыновья Хашима, сыновья потому что женщина у бедуинов не считалась за человека), нужно забежать вперед, и сказать, что этот клан не канет в Лету, а очень удачно присоседится к памяти Мухаммеда и на тысячу лет станет хранителем Мекки и Медины. После крушения Оттоманской империи Хашимиты попробуют занять освободившееся место хозяев Аравии и Леванта, но в Сирии они не продержались и пары лет (их переиграли британцы с французами), в Ираке дела пошли лучше и там ветвь Хашимитов властвовала с 1921 до 1958 года (здесь наоборот, британцы первое время активно помогали), а в Иордании все идет прекрасно: Хашимиты правят страной с 1946 года по сей день.

Вскоре после появления Мухаммеда на свет умирает его отец, в пять лет – мать, так что Пророка взял на воспитание его дядя - Абу Талиб. В 15 лет он начал самостоятельную жизнь: Мухаммед подряжался пасти овец, верблюдов, торговал в чужих лаках, сопровождал караваны. Очевидно, что жил он бедно, ибо семья Абу Талиба не считала его перспективным женихом и отказалась отдавать за него свою дочь (можно не сомневаться, что даже столетия спустя потомки семьи рвали на себе волосы из-за этого провального решения).

В 595 год на одной из своих подработок Мухаммед познакомился со вдовой Хадиджей, женщина эта была прямо скажем боевая: дважды побывала за мужем, и проявив способности в торговле сколотила кое-какой капитал. Они понравились друг другу и вскоре поженились. Относительно ее возраста есть разные данные, злые языки говорят, что на момент встречи с Пророком ей было 40 лет, другие что – 28. Факт в том, что Мухаммед нашел в ней верного и преданного друга который поддерживал его в самые тяжелые минуты, часы, дни, годы его жизни (чего-чего, а этого добра у Пророка имелось в избытке). Хадиджа стала первым человеком, принявшим ислам.

Если у Мухаммеда дела шли более-менее, то у его приемного отца – Абу Талиба все валилось из рук. Несмотря на то, что он стал главой клана бану хашим, его финансовое положение оказалось удручающим и ему пришлось распихивать своих детей по семьям родственников. Мухаммеду достался Али, тот самый Али, который позже станет праведным халифом и звездой шиизма. На тот момент у Мухаммеда имелась довольно большая семья, но все дети в количестве четырех были женского пола, что для араба не есть хорошо. Вероятно, отчаянное желание обрести сына подтолкнуло Пророка к усыновлению бывшего раба Зейда. Здесь нет ничего необычного, это являлось повседневной практикой бедуинов: освободить раба и сделать его членом своего племени.

Фотография Каабы сделанная в 1861 г. <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/prorok_mukhammed_10632426?u=https%3A%2F%2Fwww.middleeasteye.net%2Fdiscover%2Fmecca-kaaba-grand-mosque-depictions-history&t=https%3A%2F%2Fwww.middleeasteye.net%2Fdiscover%2Fmecca-kaaba-grand-mos...&h=df554f92d6d4127a951ce3976dfe7c2b74f8a130" title="https://www.middleeasteye.net/discover/mecca-kaaba-grand-mosque-depictions-history" target="_blank" rel="nofollow noopener">https://www.middleeasteye.net/discover/mecca-kaaba-grand-mos...</a><!--/noindex-->

Фотография Каабы сделанная в 1861 г. https://www.middleeasteye.net/discover/mecca-kaaba-grand-mos...

В целом, ранний период в жизни Мухаммеда кажется вполне обыденным, даже заурядным (на сколько можно судить из сохранившихся источников). Мухаммед старел, вел торговые дела, выдавал дочек замуж, словом он жил как все вокруг. До нас не дошли сведения о его баснословных богатствах, каких-то особых талантах в торговом ремесле, так что, торговцем он оказался не сильно выдающимся. Скорее всего, на этой работе он не раз и не два сталкивался с представителями иудейской и христианской веры, эти встречи могли подтолкнуть его к размышлениям о жизни, и о мире вокруг. Возможно, получив духовный урок от монотеистов Пророк для обдумывания, размышления, анализа и синтеза полученной информации, принялся ходить в пещеру Хира находившуюся в горе рядом с Меккой (обычно пещеры не получают собственных имен, но тут сделали исключение, все-таки не абы какая дыра в горе, а дыра в горе где сидел САМ). Вполне может быть, что, здесь, пребывая в состоянии подобном медитации он и начал слышать Бога. (Снова надо сделать небольшое отступление и пояснить что автор старается изложить историю Пророка, не злоупотребляя мистическими аспектами, но и не сваливаясь в кондовый материализм.)

Однако факт того, что с ним на связь вышел Бог не обрадовал Мухаммеда, скорее даже наоборот, происходящее напугало его. Первое время у него даже не получалось расшифровывать сигналы Бога: они смешивались в его голове, превращаясь в какую-то кашу, отчего будущему Пророку становилось совсем туго. В такие минуты Хадиджа становилась для него настоящим спасением, она гасила пламя страха внутри Пророка, помогая ему укрепиться в вере. Лишь позже сознание Мухаммеда смогло упорядочить услышанное ОТТУДА в стройные, ритмичные тесты Корана. Есть большие сомнения что ранние проповеди Мухаммеда были хоть кем-нибудь записаны, и скорее всего самые первые слова Бога, сказанные Пророком, исчезли навсегда. Лишь позже, когда Пророк обрел сторонников, его речи стали записывать (но чаще всего заучивали наизусть).

Он начал свою проповедь примерно в 610 году, и прямо скажем успеха не снискал, на это указывает тот факто что долгие годы круг его почитателей насчитывал лишь пару десятков человек. Но в этом имелся и плюс, благодаря малой численности, общину Мухаммеда считали безобидной, а его самого – терпели. И ведь логично, чего бояться этой группы, пусть Мухаммед проповедует если ему нравиться. Так и пошло.

Постепенно Пророк совершенствовал свое ораторское искусство, а его послания становились более четкими и ясными, в них он говорил о всемогущем боге – Аллахе (это имя было знакомо всем жителям Мекки, ибо Аллах-творец наличествовал в языческом пантеоне), о Судном дне во время которого Бог покажет всем кузькину мать. Так как Пророк позиционировал себя продолжателем линии ветхозаветных пророков (по мусульманскому счету он стал 313-м и последним из череды пророков, посланных Богом для вправления мозгов человечеству), то, он не являлся каким-то революционером, свергающим предыдущие авторитеты, наоборот, он позиционировал себя как ученик толковых ребят, живших до него. Поэтому нет ничего удивительно, что ислам вобрал в себя иудейские и христианские обычаи. Например, обрезание и запрет на свинину переняли из иудаизма, а почитание Иисуса (Исы) и Иерусалима (именно в его сторону молились первые мусульмане) было реверансом в сторону христианства. А чтобы понравится вообще всем, мусульманами особенно ценили Авраама (Ибрахима), который, согласно вводной полученной от Аллаха, являлся основателем всех трех религий (получивших впоследствии название «авраамические»). Все эти маленькие оммажи должны были помочь иудеям и христианам переходить в новую, более перспективную веру. Должны были, но не помогли. Паства Пророка расширилась со скоростью гусеницы попавшей в поле тяготения в 10G, и через несколько лет (примерно к 613-615) составляла горстку из 30 человек.

Кааба в наши дни. <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/prorok_mukhammed_10632426?u=https%3A%2F%2Fwww.thenationalnews.com%2Fgulf-news%2F2022%2F04%2F25%2Fstunning-views-of-the-grand-mosque-in-makkah-from-above-during-ramadan-in-pictures%2F&t=https%3A%2F%2Fwww.thenationalnews.com%2Fgulf-news%2F2022%2F04%2F25%2Fstunnin...&h=5070d43efdef061ff67dcdd7dfe6dec17842a668" title="https://www.thenationalnews.com/gulf-news/2022/04/25/stunning-views-of-the-grand-mosque-in-makkah-fr..." target="_blank" rel="nofollow noopener">https://www.thenationalnews.com/gulf-news/2022/04/25/stunnin...</a><!--/noindex-->

Кааба в наши дни. https://www.thenationalnews.com/gulf-news/2022/04/25/stunnin...

Очень любопытны фигуры самых первых мусульман, как уже говорилось выше, первой ислам приняла Хадиджа, вторым – тот самый бывший раб Зейд, третьим – Али (хотя есть нюанс, на тот момент парню было лет десять и очень сомнительно, что он мог сделать такой сознательный выбор). Даже если это все и выдумано, все равно история несет мощный символический посыл, ибо т.о. ислам показывает свою антиэлитарную сущность, говоря, что мусульманская религия не для творческой богемы или аристократии, а для всех, даже для тех, кого в бедуинском обществе не считали за полноценных личностей – освобожденных рабов, детей и женщин.

Тем временем Пророк входил в духовную силу, теперь он вещал не об абстрактных вещах, а о вполне конкретных: Мухаммед говорил, что все язычник должны перейти в новую веру иначе получал по щам, и попадут в ад, а их идолища поганые следует незамедлительно разрушить. Такие разговоры очень не понравились старейшинам Мекки, ибо фактически Мухаммед покушался на их авторитет и самое главное на их кормушку – сборище языческих идолов и артефактов, к которым стекались толпы паломников, приносивших денежку. Какому язычнику понравится, если во время поклонения камню или палке у него над ухом станет кричать Мухаммед, призывая к покаянию и грозя гиеной огненной? Естественно никакому. Началось противостояние между Мухаммедом и мекканской верхушкой, дошло до того, что часть мусульман уехала за кордон - в Эфиопию. Это вынудило Мухаммеда снизить градус обличительства, но это особо не помогло и в 615 г. в Эфиопию уехала очередная группа мусульман. Нельзя назвать точное число сваливших, но учитывая, что с Мухаммедом и так была щепотка последователей, то уход даже двух человек являлся чувствительным ударом по молодой мусульманской общине, а скорее всего уехало больше пары человек. Часть из них позже вернется.

Что бы Пророку жилось веселее, старейшины Мекки принялись давить на Абу Талиба дабы его клан выпнул Мухаммеда из города. Мухаммед намек понял и уехал, правда недалеко. Он кочевал по окрестностям Мекки, так что, вероятно это было не полноценное изгнание, а какой-то вид наказания для Мухаммеда. Чрез пару лет он вернулся в Мекку, но это не стало его триумфом, а совсем даже наоборот. После возвращения умирает Хадиджа (ок. 619), а вслед за ней и Абу Талиб, это явилось болезненным психологическим ударом для Пророка, ведь Хадиджа много лет являлась самым надежным товарищем: она не только помогла Пророку пережить первые дни откровения Бога, но и не давала Мухаммеду усомниться в его избранности. И теперь ее не стало.

Через некоторое время новый глава бану хашим попросил Мухаммеда свалить куда подальше, только в этот раз реально подальше. В этот момент на сцену вышел оазис Ясриб (Йасриб) позже ставший Мединой. У оазиса было очень трудное детство, ведь долгие годы его населяли два племени: одно исповедовало язычество, а другое – иудаизм (это были либо арабы, принявшие иудаизм, либо евреи, либо и те, и другие сразу), и племена постоянно враждовали между собой отравляя друг другу бытие всеми возможными способами. Вероятно, кто-то из жителей оазиса (Медина расположена на 320 км. севернее Мекки) когда-то приезжал в Мекку и слышал проповеди Мухаммеда, им понравилось новое учение и в Медине появилась небольшая община мусульман. Именно эти ребята и оказались рядом с Пророком в тот момент, когда он подыскивал себе новое жильё. Впрочем, возможен и другой вариант: все произошло не случайно, и Пророк сознательно долгое время готовил в этом самом оазисе плацдарм для отступления. (Согласно мусульманской легенде жители Медины, изрядно задолбавшись от постоянных раздоров и теологических споров на тему кому лучше поклоняться: Яхве или ветру, или дюне, или облаку… сами пригласили Мухаммеда дабы он внес в их существование бочку мира и корзину спокойствия. Но в такой вариант развития событий верится с трудом, ибо в то время, силы Мухаммеда были слабые).

В 622 году случилась хиджра (переселение) из Мекки в Медину. Но, на новом месте Мухаммеда встречали без ковровых дорожек, оркестра, фейверков и караваев, скорее, его изучали, как изучают новую вводную в привычном уравнении и прикидывают как ее появление, изменит устоявшийся порядок. И скорее всего обитатели Медины пришли к выводу об относительной безобидности пришельца, так как с Мухаммедом прибыла едва ли сотня мужчин, что слишком мало для радикальных перемен.

В оазисе Пророк прежде всего являлся лидером мусульман (мухаджиров (в переводе «переселившиеся») – тех, кто уехал с ним из Мекки и ансаров (в переводе «помощники») – верующих из Медины), с остальными жителями Медины он держался ровно, не перегибая палку. Ведь перед ним стояла задача не просто выжить, но и увеличить свою общину. Обе задачи представлю большую сложность, по причине того, что арабы по требованию Пророка, полностью порвали все свои связи с теми родственниками кто отказался принимать ислам, из-за этого, мусульмане лишились поддержки своих семей. Для племенного общества быть без семьи означало лишиться доступа к обширным ресурсам и семьи и клана, что грозило как минимум бедностью и прозябанием, а как максимум рабством у другого племени (ведь тебя больше не защищают родичи, и ты законная добыча). Что бы выжить, мусульманам требовалось создать свое собственное племя, базирующееся конечно же на старом племенном бедуинском базисе, но при этом включающее в себя новые элементы экономического, социального и религиозного общежития. Фактически в Медине Пророк ковал свое собственное мусульманское племя.

В первую очередь требовались деньги. Самым логичным вариантом их добычи стал грабеж бывших соотечественников - мекканцев, ведь они являлись торговцами и у них всегда водились: либо монеты, либо товары, либо в конце концов можно захватить кого-нибудь в плен и потребовать выкуп. Вот примерно так, мусульмане первое время и зарабатывали.

Прожив в Медине пару лет Пророк не добился особых успехов. Нет, он постепенно укреплял свое влияние и обретал новых сторонников как в самом оазисе, так вероятно и в соседних, но вряд ли рост числа верующих был стремительным. Это подтверждает тот факт, что Мухаммед подписал с иудеями и язычниками Медины договор о разграничении сфер влияния в оазисе, а если бы он имел достаточно сил, то никаких договор естественно не заключалось бы и неугодных ему людей либо закатали бы в асфальт, либо выпунули. Текст этого договора дошел до наших дней и как говорят специалисты, Мухаммед проявил недюжинные дипломатические способности, улаживая разногласия возникающие между мусульманами, язычниками и иудеями.

В 624 году состоялась судьбоносная для ислама битва при Бадре, ее можно назвать определённой вехой в истории ислама и если до нее пророк был … ну, одним из пророков, то после победы мусульман над войском в три раза большим чем их собственное, он стал Пророком. Битва велась между мусульманами и мекканцами, последних изрядно утомили постоянные грабежи со стороны бывших соотечественников, ибо они не просто наносили удар по экономике Мекки, но и выставляли мекканцев слабыми, а имидж для арабов – все (до сих пор потеря лица, считается для арабов самым большим унижением). Поэтому мекканцы пожелали окончательно решить исламский вопрос: одним ударом уничтожить или максимально ослабить молодую общину. Однако, в день битвы, Аллах оказался на стороне небольших батальонов Мухаммеда (по ряду неподтвержденных данных за команду мекканцев играло ок. 1000 воинов, а за мусульман – 300). После сражения при Бадре на Пророка стали смотреть уже другими глазами, ведь победить превосходящие силы врага можно либо обладая недюжинными полководческими способностями, либо же имея в союзниках самого Бога, какой бы из вариантов не оказался правильным с таким человеком лучше дружить. К Пророку потянулись люди.

Теперь, требовалось более четко и ясно оформить новую веру, а для этого было необходимо показать ее отличия от предыдущих монотеистических версий: иудаизма и христианства. Тут как нельзя кстати Мухаммеду пришло сообщение от Аллаха, в нем говорилось что Кааба невероятно ценное и авторитетное место, здесь, когда –то спал, или делал шашлык, или даже ставил палатку первый человек на земле – Адам. Позже, на месте нынешней Каабы Авраам построил … Каабу, правда до дней Мухаммеда от нее дошел один единственный камешек. В связи с этой новой вводной, Мухаммед заявил: теперь мусульмане должны молиться в сторону Каабы, а не Иерусалима. Иудейские посты он заменил на пост в месяц рамадан, т.о. ислам выделял себя и теперь, становился не частью иудаизма и христианства, а самостоятельной силой (хотя запрет на свинину Пророк оставил). Словом, дела у ислама шли неплохо, да и у самого Пророка жизнь налаживалась, у него появилось аж четыре жены это значило, что он обрел подлинную финансовую стабильность и стал пользоваться политическим авторитетом (в те времена крупные политические и религиозные деятели, женились не по любви, а для скрепления союза, впрочем, это и сейчас практикуется).

Жизнь молодой исламской общины (умма) постоянно порождала новые вопросы, на которые Мухаммеду приходилось давать ответы. Например, если мусульмане прекратили все связи с родичами-язычниками, то кто будет заботиться о жене и детях погибшего в бою мусульманина? Раньше этим занимались его родственники, но теперь их нет. В ответ Мухаммед совершил изрядный шаг вперед в деле признания женщины если не равной мужчине, то по крайней мере имеющей прав больше чем поварешка или кастрюля: он заявил, что после смерти мужа жена (а также дочь) имеет право на половину его имущества. Это означало что после смерти мужа женщина будет иметь средства на пропитание и более того, приданное делало из нее привлекательную невесту.

Для финансирования общины Мухаммед вводил новые налоги типа закята, но так как мусульман все еще насчитывалось немного, то делу это не помогало и основной доход по-прежнему приносил грабеж мекканцев. Естественно тем это надоело. Опять. В 627 году они собрали новое войско чтобы, в этот раз, уже точно окончательно решить исламский вопрос. И в очередной раз продули. Эту битву назвали «Битва у рва», точное соотношение сил сторон неизвестно, называют 4000 мекканцев против 3000 мусульман, но скорее всего это преувеличенные данные. Впрочем, вероятно, что мусульман и в самом деле было несколько меньше чем мекканцев, и они выиграли как благодаря воинскому умению Мухаммеда: он приказал выкопать ров, который мешал мекканской коннице и не давал ей воспользоваться численным преимуществом; так и при помощи новой военной тактики: там, где мекканцы действовали индивидуально, как и подобает бедуинам, мусульмане сражались более спаянно, как единое целое.

После «Битвы у рва», Мухаммед полностью подчинил себе Медину: язычников обратили, а иудеев выгнали взашей (так что, арабы не любят иудейскую веру не по причине создания государства Израиль в 20 веке, а из-за того, что иудеи (или иудаизированные арабы) еще при жизни Пророка демонстративно положили болт на ислам). К Медине можно добавить еще пару оазисов, плюс, в некоторых других поселениях в радиусе 6 -8 километров имелись сторонники ислама.  Эти достижения может и не впечатляют современников, но для Аравии с ее не самым густым населением захват нескольких оазисов населённых разными племенами, и формирование новой и успешной общины преданных сторонников несомненно являлось огромным шагом вперед.  Хотя, в этом достижении видится не чудо божье, совершенное по щелчку пальца или при помощи молитвы, а кропотливая, тяжелая многолетняя работа Пророка.

Главной триумф в жизни Мухаммед произошел под конец его дней, в 630 году без единого выстрела (шутка) он покорил Мекку. Более того, Пророк вернулся в город, из которого 8 лет назад его изгнали не как завоеватель, а как желанный гость. Однако это не значило что Мухаммед смягчил свой нрав, первым же делом он раздраконил все языческие идолы (могилы всякого рода святых также сравняли с землей, ибо это – идолопоклонничество, один из самых страшных грехов в исламе; позже, через тысячу лет, другой Мухаммед - аль –Ваххаб станет косплеить Пророка уничтожая разного рода идолов на территории нынешней Саудовской Аравии), сделав это Мухаммед ликвидировал один из главных источников дохода Мекки показав тем самым что вера для него важнее денег. Также разрыв с язычеством являлся и политическим заявлением, гласившим - Мекка земля всех мусульман Аравии. Именно покорение Мекки и ее обращение в ислам можно считать поворотной точкой в жизни молодой, на тот момент, мусульманской общины.

Зеленым отмечены земли завоеванные мусульманами к 632 году. <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/prorok_mukhammed_10632426?u=http%3A%2F%2Fexplorethemed.com%2Friseislam.asp&t=http%3A%2F%2Fexplorethemed.com%2Friseislam.asp&h=a7fdda92e50f54a0c03e10ee9372fb6ccf56c517" title="http://explorethemed.com/riseislam.asp" target="_blank" rel="nofollow noopener">http://explorethemed.com/riseislam.asp</a><!--/noindex-->

Зеленым отмечены земли завоеванные мусульманами к 632 году. http://explorethemed.com/riseislam.asp

Количество верующих начало стремительно расти, в Мекку целыми табунами приезжали племенные вожди, желавшие засвидетельствовать свое почтение Пророку, принять новую веру и пойти куда –нибудь поджихадить. Новая мусульманская армия обкладывала покоренные племена налогом, и бедуины –язычники могли упираться рогом сколько хотели, но они просто не имели сил дабы изменить положение дел, ведь ислам креп что называется по часам. На деньги, собранные за счет налогов и трофеев были созданы фонды для финансирования армия и для социальных нужд, таким образом община приобретала форму государства.

Но к этому моменту Мухаммед несколько отошел от политики, в походы ходили назначенные им командиры, успешно натягивающие глаз на жопу проклятым язычникам, тогда как у самого Мухаммеда начался натуральный латиноамериканский сериал. Под конец жизни Аллах даровал Пророку девять жен (включая бывших) и четырех дочерей. У жен имелись отцы, братья, деды, племянники, дядья. У дочек - мужья, а у этих мужей - куча родственников. Вся эта армия разумеется хотела хорошо устроиться и постоянно капала на мозги Пророку, доставая его просьбами и хотелками (некоторые кстати и устроились, например, праведные халифы: Абу Бакр и Умар являлись отцами жен Пророка). Если добавить к этому противостояние внутри мусульманской общины где за внимание Пророка боролись: мухаджиры – первые верующие; ансары – те кто пришел попозже, но все –таки стоял выше тех, кто присоединился к Пророку после побед над мекканцами, то получим латиноамериканский сериал в квадрате или даже в кубе.

В победоносном шествии мусульман не было никакой загадки, ибо в Аравии того времени не имелось государств или крупных племенных конфедераций способных выставить военную силу сопоставимую с мусульманской. Даже Йемен - древний центр цивилизаций в то время переживал период полураспада и не мог сопротивляться Пророку. И вот, когда ислам только-только начал разворачиваться в полную силу и впереди его ждали ослабевшие Византия с Персией, Пророк умер. Произошло это в июне 632 года, точную дату никто назвать не может, и это не оттого что рядом с Пророк никого не было, наоборот, есть огромное море свидетельств людей якобы бывших с Мухаммедом в его последние дни… и все они называют разные даты (сошлись на 8 июня 632 г.).

Если взглянуть на жизнь Пророка, то можно увидеть, что она была не сахар - молодость он провел в бедности, юностью принесла ему невиданный подарок в лице жены и верного друга Хадиджы, но нельзя сказать, что в материальном плане Мухаммед сильно поднялся. В 40 лет он начал пророчествовать, но это прямо скажем, отразилось на нем не в лучшую сторону, ибо преданных людей рядом с ним было очень мало, зато он заимел врагов в несчетном количестве, вдобавок, его почти никто не слушал и в конце концов Пророка выгнали из родного дома. Он провел годы на чужбине в Медине, где не покладая рук работал чтобы новая община смогла выжить и не быть сожранной соседями. Только в последние годы жизнь Мухаммеда устаканилась: финансы пошли в гору, появились верные союзники, на которых можно было положиться, родина приняла его обратно. И конечно же вера – самое любимое и важное что только имелось в жизни Пророка обрела достаточно сторонников что бы не просто выживать, но и набраться сил что бы категорически нагибать язычников. Это нельзя назвать жизнью баловня судьбы, скорее Бог (или жизнь, или оба) постоянно лупил Пророка экзистенциальной дубиной как будто проверяя его на прочность, и желая выяснить: сломается он или нет, окажется он тем самым избранным Богом или, он всего лишь слабый человек?

Автор: ТГ-канал «Персидский залив и вокруг него» https://t.me/AsiaNearEast

Рекомендуемая литература:

Корпус литературы освящающий историю Мухаммеда и раннего ислама просто огромен и даже местами безразмерен, однако большая часть книг грешит однобокостью, ибо написана либо мусульманами, для которых Пророк это все, и поэтому их труды представляют собой густую патоку похвалы и восторга. Либо же историю рассказывают с противоположенных позиций где Пророк — это человек, с маленькой буквы ч, да и к тому же косплеющий христианство и иудаизм. Из-за этого, найти в этом массиве информации книгу, где бы автор пытался быть объективным (на сколько это вообще возможно, когда речь идет о личности такого масштаба) очень трудно. Книги, которые будут перечислены ниже, разумеется не являются самым объективным, самым честным, самым правдивым, самым единственно верным изложением жизни Пророка и мусульманства, но в них (ИМХО конечно же) авторы показали биографию Мухаммеда и первоначальный этап развития ислама без прикрас, и без упарывания в божеское или атеистическое.

Большаков О. Г. «История халифата. Т. I-IV».

Ходжсон М. «История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней».

Lesley Hazleton «After the Prophet. The Epic Story of the Shia-Sunni Split in Islam».

Кеннеди Х. «Великие арабские завоевания».

Показать полностью 4
61

Панарабизм – мечта, ставшая жертвой амбиций

Часть государств Ближнего Востока появились на картах мира только в 40-х и 50 -х годах, к тому времени колониальные империи Франции и Британии уже не могли вывозить бремя белого человека, и волочить факел просвещения по темным улицам мусульманских городов. Надо отметить что иногда государства создавали через одно место, как например британцы запихали в одну кучу шиитов, суннитов и вечно всем недовольных курдов и получили в итоге Ирак, который с первых дней своей независимости начал надсадной кашлять, пытаясь не выхаркать свою государственность, и в общем-то продолжает заниматься этим до сих пор. Сирия французов тоже не смотрелась слишком убедительно, учитывая опять же наличие курдов которые и тут были крайне раздражены отсутствием независимости, друзов этим напротив сначала дали свое государство а потом отобрали тем самым заложив мину на долгие годы в виде тоски по утраченной родине, имелись еще мутные алавиты чья религия понятна только им, и вся эта братия не выносившая друг друга оказалась тонким слоем размазанной по суннитскому большинству которое в свою очередь не переваривало ни алавитов, ни друзов, ни тем более курдов, потому что они молились не так , не там, не туда, или желали не того что надо желать. Ливан вызывает смешанное чувство жалости и удивления, ибо этот уродливый кадавр куда засунули пару десятков религиозных и этнических меньшинств монтирующихся друг с другом с такой же радостью как например кошка с наполненной ванной, смог-таки доковылять до 21 века в своих прежних границах даже несмотря на то, что его периодически сношали внешние силы: то сирийцы, то палестинские беженцы, то евреи. Иорданию англичане придумали просто из воздуха, чтобы приткнуть обездоленных шерифов Мекки – семью Хашимитов.

После краха колониальных империй ближневосточные государства оказались перед выбором – либо присоединиться к социалистическому лагерю, либо же продолжать сотрудничество с бывшими колонизаторами из капиталистического мира. Надо сказать что даже не смотря на атеистический бэкграунд, СССР получил множестве симпатизантов на Ближнем Востоке. И, наверное, самым главным из них, хотя не таким ярым как может показаться, стал Гамаль Абдель Насер – президент Египта.

В 1952 году его военная организация «Движение свободных офицеров» возглавила переворот и выгнала из страны короля чьим главным талантом являлось чрезмерное обжорство, а другим –любвеобильность и если бы эти способности могли помочь в политике, то цены бы такому правителю не было. Насер был харизматичным человеком, притягивающим к себе людей поэтому неудивительно что арабский мир, стал завороженно слушать его радиообращения, транслируемые во многие страны.  В них Насер говорил о необходимости избавиться от колониальной зависимости, которая по-прежнему сохранялась в некоторых новобразовавшихся странах посредством экономической удавки, накинутой метрополиями (эта удавка имела вполне цивилизованный образ, она представлялась в виде двухсторонних торговых договоров, комиссий, коллегий, конференций и прочих хозяйственных механизмов, выстроенных ушедшими колонизаторами и призванных сохранить зависимость ближневосточных государств). Он рассказывал о том, как важно всем арабам объединиться, стать сильнее, дабы поставить в нужную позицию Британию, Францию и прочих эксплуататоров. Он говорил то, что люди десятки лет жившие под колонизаторами, хотели слышать и говорил так что проникал в самое сердце.

Правда попутно, он пересажал для профилактики местных коммунистов, которые наравне с исламскими радикалами начали катить на него бочку. Но это не помешала СССР стать главным поставщиком оружия в Египет, и отгрохать Асуанскую плотину существенно увеличившую посевные площади Египта и давшую стране дешевую энергию. Однако сотрудничество между СССР и Египтом никогда не было по настоящему плотным, ибо Насер не хотел, чтобы страна променяла одного хозяина на другого. Поэтому в отношениях с северной державой он всегда держал дистанцию, и никогда полностью не обрезал связей с Западом.

В 56 году случилось то, чего так долго ждали угнетенные народы, они смогли отомстить колонизаторам натянув им то чем смотрят на то, на чем сидят. В этом году Насер национализировал Суэцкий канал, который был построен в 19 веке колониальной империей для того, чтобы белые люди эффективнее выкачивали ресурсы из стран, расположенных на далеком Востоке. Этот канал стал для египтян живым укором, ведь когда –то на его месте фараоны прокладывали водные пути для утверждения своего солнечного величия над дикарями далеких африканских берегов. Теперь же, по нему плыли пароходы белых людей, перевозивших богатства из разграбленных стран или праздношатающихся джентльменов, и дам, снисходительно поглядывающих на дикарей, которые когда-то являлись могучей цивилизацией, но теперь превратились в жалких попрошаек. И захват Насером Канала радикально изменил данное положение вещей. Впрочем, здесь своим успехом он обязан дипломатии, а не винтовкам. На Синайском полуострове израильтяне и англичане с французами отлупили египетские войска, но вот, в ООН дела повернулись совсем по-другому, за Египет встал весь социалистический мир, и поэтому задолбанные советским возмущением англичане и евреи вынуждены были не только прекратить наступление, но и передать Суэцкий канал Насеру. Но о такой мелочи, как помощь советских Насер предпочитал не вспоминать, и в своих речах, он все больше напирал на арабскую мощь и силу. После этого успеха он, до 1967 года, стал непререкаемым авторитетом в арабском мире, популярней его был разве что сам Пророк.

Время шло, и к концу 50- годов казалось, что Насер получит весь арабский мир. По образцу Египта во множестве стран были созданы неформальные армейские организации под названием «Движение свободных офицеров». В 58 г. в Сирии к власти пришли союзники Насера и сразу же началось создание страны под названием – Объединенная Арабская Республика куда пока входили Сирия и Египет, но прицел имелся и на другие арабские державы. Были подписаны необходимые документы, поставлены печати, сформированы комиссии, проведены банкеты и возможно даже попойки в честь этого знаменательного события. Возглавил ОАР разумеется Насер. В том же 58 году, в Ираке власть захватили все те же Свободные офицеры вроде бы, страстно желавшие объединения с Насером.

Панарабизм – мечта, ставшая жертвой амбиций

Ближний Восток. 1960 г. Источник фото https://timemaps.com/history/middle-east-1960ad/

А если пронассеровским силам не удавалось сбросить правительство, то неплохо получалось капать ему на мозги дабы оно избирало пронассеровский курс, так произошло в Иордании где длительное время существовало пронассеровское лобби выкручивавшее королю руки (хотя надо отметить что король Хуссейн оказался мегаталантливым человеком и успешно танцевал на лезвие бритвы между двумя пропастями: Насером и Западом). В общем казалось, что недалек тот день, когда все арабы объединиться и последуют за Насером в счастливое арабское будущее, где их ждет справедливая жизнь и жизнь, по справедливости.

Однако монархии Ближнего Востока не сидели сложа руки. У них слова типа «республика», «президент», «парламент» и прочая ересь которую источал Насер вызывали зубную боль, поэтому в качестве мер профилактики монархии решили сформировать фронт для противостояния идеям нассеризма. Эти самые идеи хоть и представляли собой достаточно абстрактный набор, в котором каждый находил что-то свое, но вот что о нассеризме было известно точно, это то, что в нем не находилось места всяким монархам и шейхам, их революционеры из Свободных офицеров в лучшем случае с голым задом выкидывали из страны, а иногда и просто ставили к стенке. Заводилой антинассеровского движения стала Саудовская Аравия, которая решила сбивать волну панарабизма под достаточно светскими знаменами Насера, своей встречной волной – исламской. Монархия Аравии упирала на традиционные ценности мусульман, и сколотила под это дело Всемирную Мусульманскую Лигу, куда стала брать только тех, кто тверд верой, ну или просто не любил комми и Насера.

Разумеется, в этом предприятии саудовцам помогали американцы и британцы, которым вовсе не улыбалось что рядом с нефтяной бочкой, которой являлся Персидский Залив околачиваются симпатизанты коммунистов. Американцы в 50- х годах даже воткнули десятитысячный армейский корпус в Ливан дабы пригасить волну пронассеровского энтузиазма в окружающих странах.

ОАР не заработала по причине амбиций лидеров, для сирийцев ОАР являлась шансом возглавить панарабское движение сместив с трона Насера, для Насера же ОАР оказалась скорее бременем нежели благословением, так как новое государство стало настоящей черной дырой в которой тонули все его начинания по глубокому объединению двух стран. Сирийцы хотели, чтобы главными в ОАР были сирийцы, египтяне естественно хотели наоборот, никто никому не уступал. Неудивительно что 61 году ОАР развалилась.

Монархии Залива безусловно вздохнули с облегчением услышав об этом, ведь данный распад означал что дело Насера пробуксовывает, а возможно и вообще загибается. Но тут случился внезапный поворот, и в 62 году, прямо под боком саудовцев - в Йемене, монарха выпнули из страны, а к власти пришли пронассеровские Свободные офицеры. Казалось, что идея объединения арабов под крылом Насера получила второе дыхание, однако это оказалось миражом. И то, что поначалу явилось в образе надежды в итоге стало могилой нассеризма.

Сразу после переворота Йемен разделился на две части: южный (на побережье) встал за Насера, северный там, где обитали горцы, выступил за монархию. Йемен оказался фокусом внимания для всего мира, ибо здесь решалось будущее арабов. Каким оно будет? Единым под водительством светского Насера? Или монархии Ближнего Востока, все еще плотно связанные с бывшими колонизаторами, сохранят свою власть?

63 год принес в копилку Насера аж две страны, ибо к власти в Сирии и в Ираке фактически пришла политическая партия Баас, у нее даже имелся огромный теоретический базис, который, однако мало кто понимал. Было только понятно что баасисты тоже за арабское единство, разница лишь в том, что если Насер выступает за Арабское Объединение, то, баасисты хотят Арабского Соединения. Вроде бы речь идет об одном и том же, но вместе с тем это «тоже» Насером и Баас понималось по-разному. Немедленно начались переговоры между тремя странами о создании объединенного государства, вот только они наткнулись на тот же огромный айсберг что и ОАР ранее. Баасисты хотели, чтобы объединение происходило под их началом и тогда, они бы возглавили панарабское объединительное движение, Насер в свою очередь, желал управлять новой страной единолично и отодвинуть в сторону партию Баас. Разумеется, из этого многомесячного бодания-переговоров ничего путного не вышло и скорее всего, обе стороны заранее ждали такого исхода и, ни на что, особо не надеясь.

Тем временем СССР помогал Южному Йемену строить то, что местные именовали социализмом, американцы и саудовцы в свою очередь заваливали оружием северян и помогали им строить то, что те именовали капитализмом. На самом же деле, и на севере, и на юге, всем правили привилегированные кланы, которые присосавшись к сиськам сверхдержав набирались достаточно сил дабы растоптать племенных конкурентов. Неудивительно что и те, и другие, собрали в итоге – феодализм, слегка припорошенный псевдодемократической и псевдосоциалистической риторикой соответственно.

Первые годы войны в Йемене чаша весов склонялась в пользу Египта, дошло даже до того, что несколько членов королевской семьи Саудовской Аравии убежали из страны и пожелали присоединиться к Насеру. Но время шло, а решительного перелома в конфликте так и не происходило, Египет посылал и посыла войска которые будто бы проваливалась в ущелья йеменских гор и растворялись на безжизненных плато. Вскоре корпус египетских войск в Йемене составил приблизительно 60 000 человек, но это никак не меняло ситуацию.

В 67 году разразилась война Судного дня, в которой Израиль надавал по щам и Египту и Сирии. Проигрыш в войне вынудил Насера свернуть Йеменскую компанию. Хотя на 23 года, до 1990 года, когда началось формальное объединение северной и южной половины Йемена, Южный Йемен стал независимым, однако вырасти во что-то большое и прекрасное, которое имело бы силенки наподдать монархиям Залива, ему не позволили окружающие государства. Фактически поле боя осталось за саудовцами и американцами.

Йемен стал «Вьетнамом Насера» и вероятно эта война доконала великого лидера арабского народа. Он окончательно убедился в том, что не сможет преодолеть местечковые амбиции самозваных царьков и сплотить арабский народ в единое целое.  Впрочем, справедливости ради надо отметить что нассеризм был под завязку набит популистскими лозунгами, но не содержал в себе мало-мальски глубокого наполнения, а Египет во времена Насера не демонстрировал впечатляющих достижений, которые бы сделали его примером для Ближнего Востока. Также в 60-х годах у Насера начал прогрессировать атеросклероз, причинявший ему сильную боль, с которой он жил годами. Это также подтачивало его энергию, его жизнелюбие, его мечты.

Нассеризм стремительно увядал, хотя от его предсмертных судорог иногда дрожал весь ближневосточный мир, например, в 68 году в Ливии к власти пришли Свободные офицеры во главе с Каддафи, но это ничего не поменяло и все разговоры об объединении арабов носили декларативный характер и скорее служили удобной приманкой, которой чаще всего размахивали президенты-диктаторы дабы привлечь на свою сторону симпатии масс. Сирийский диктатор Хафез Асад (батя Башара Асада) был из партии Баас и что характерно Хусейн тоже, и оба они на словах выступали за немедленное объединение всего арабского мира, но даже между собой они не смогли сойтись, причем до такой степени что во время ирано-иракской войны 1980-1988 годов, Сирия являлась союзником Ирана, а не Ирака.

На протяжение 20 века параллельно достаточно светским нассеризму и баасизму всегда существовала религиозная альтернатива – идея возрождения Халифата. В исламских кругах постоянно имелись группы людей, льющих крокодиловы слезы по золотому веку ислама и желавших заново воссоздать то идеальное общество где и халиф, и простой человек жили пусть и не одинаково богато, но зато уж точно в духе единства и справедливости. Именно Халифат, как теократическое государство где все так хорошо, что невозможно описать словами и в него надо просто верить, стал мечтой-фундаментом для Аль-Каиды (*) и позже для её более туповатого и злобного брата - ИГИЛ (*), для Братьев-мусульман (*), Хизб ут-Тахрир (*) и десятков других пусть мелких, но не менее кровожадных организаций.

Но, религиозные деятели также не лишены амбиций и, их духовность, приверженность исламу и делу Халифата ни коим образом не стреножила их эго. В этом отношении очень показателем пример развалившегося союза «Аль-Каиды» (*) и ИГИЛ (*) повторившего печальную судьбу светской ОАР - партнеры очень быстро разругались между собой на тему кто же из двух главных будет главнее и как лучше взрывать мир дабы он (мир) полюбил идею Халифата.

Так что, и на религиозном базисе, арабы вряд ли смогут создать что-то путное, ибо с момента обретения независимости прошло несколько поколений и в ближневосточных государствах сформировалась устойчивая элита обладающая и гаремами, и дворцами, и амбициями, и родичами которых нужно поить шампанским и кормить устрицами. Они вряд ли когда-нибудь добровольно расстанутся со всей этой радостью, ради весьма аморфной мечты о едином государстве всех правоверных (ну или хотя бы правоверных-арабов).

(*) – группировки запрещенные в РФ за терроризм.

Автор: ТГ-канал «Персидский залив и вокруг него» https://t.me/AsiaNearEast

Рекомендуемая литература:

«Nasser The Last Arab. A Biography». Said K. Aburish.

«Pride and Power. A Modern History of Iraq». Johan Franzen.

«Yemen. Dancing on the Heads of Snakes». Clark, Victoria.

«Конфиденциально Ближний Восток на сцене и за кулисами». Примаков Е.М.

Показать полностью 1
12

Глабб- паша - британский генерал который в 1948 г. вел арабов против Израиля

Согласно плану, принятому ООН еще в 1947 году, предполагалось что на территории британской Палестины сформируется два государства: еврейское и арабское, и будут они мирно жить поживать да добро наживать. В то время евреи и арабы обитали в Палестине что называется чересполосицей, и при таком раскладе, трудно выделить однозначно еврейские и однозначно арабские земли. Вт тут был кибуц, а уже за холмом арабская деревня, там городок где кварталы евреев чередовались с палестинскими, а дальше шла долина и там, земли между разными народами распределились по принципу шахматной доски. И как провести разделение чтобы никого не обидеть? С таким же успехом можно запихать в одну емкость ядовитый газ и льва в надежде, что они как-то да научаться жить вместе.

Но несмотря на эти трудности, 14 мая 1948 евреи озаботились официальным провозглашением своей державы, а вот арабы не заморачивались такими мелочами, ибо они не планировали жить бок о бок с евреями. Вместо этого, через пару минут весь арабский мир объявил новообразовавшемуся государству войну.

Глабб- паша - британский генерал который в 1948 г. вел арабов против Израиля

Подмандатная британская Палестина. 1929 г. https://time.com/3445003/mandatory-palestine/

Арабы всего мира рвали на себе тельняшки обещая, что сметут с лица земли евреев минут за пять, максимум за десять. Но в результате из всего огромного арабского общества на войну пришло порядка 30-40 тысяч человек. Причина оказалась простой – деньги. Нищим арабским странам – Ирак, Египет, Ливан, Трансиордания, Сирия не хватало средств вооружить солдат, не имелось транспорта для их перевозки, не доставало офицеров что бы укомплектовать войска. Не сказать, что у евреев всего этого имелось в изобилии, но на их стороне была мотивация (ибо отступать они могли разве что в Средиземное море), умелая организация скромных сил, находчивость, плюс поставки советского оружия. Как показала практика, это дало существенное преимущество над бестолково метавшимися по пустыне арабами, не владевшими военной тактикой и подчас неспособными организовать скоординированное нападение.

Но в истории первой арабо-израильской войны нашлось место одному исключению из этого печального для арабов правила, и оно как ни странно имело британские, а не арабские корни, называлось оно – Арабский легион и командовали им британские офицеры. Это подразделение британцы создали вскоре после начала оккупации Палестины, в него набирали арабов, но все командные посты занимали англичане. Когда в 1947 году стало понятно, что Британия уйдет из Палестины, некоторые английские офицеры не захотели уезжать обратно на родину, а решили остаться. Самым ярким примером стал командующий Арабским легионом - британский генерал Джон Глабб (а командиром первой бригады легиона служил другой британец - полковник Десмонд Голди). В начале 48 года легион влился в армию свежесделанной Трансиордании - её выделили из британской Палестины, и Глабб тут же развил бурную деятельность по подготовке будущей войны с Израилем.

Еще до официального объявления войны Арабский легион начал действовать: 4 мая он атаковал еврейские поселения Эциона; 10 мая Глабб – паша как его называли арабы провел совещание с мэром Хеврона о совместных действиях против израильтян. Благодаря этой героической борьбе с евреями, в легион пошел поток добровольцев и в мае численность легиона увеличилась с 6000 до примерно 10 000 человек (что составило четверть всех арабских сил).

Как только 14 мая разразилась война Глабб на всех порах двинулся к Иерусалиму, захват города являлся главной целью короля Трансиордании ибо обладание этим святым местом автоматически сделало бы Абдаллу I из рода Хашимитов политиком мирового масштаба и компенсировало бы утрату Двух Святынь – Мекки и Медины. Хашимиты являлись хранителями этих важных для мусульман городов тысячу лет, за что они имели немалый гешефт и большое уважение всех вокруг - этакие рантье, процветавшие на духовной собственности. Но в 1924 году с этого хлебного места их вышибли саудовцы, а британцы вместо помощи транспортировали представителей клана в Ирак, и в Трансиорданию (англичане попробовали посадить Хашимитов ещё и в Сирии, и таким образом получить через этот род контроль над ближневосточными территориями, но там Хашимит не прижился почти сразу). И если в Ираке все кончилось печально - в 58 году короля поставили к стенке, то в Иордании Хашимиты пустили крепкие корни и правят там до сих пор.

Отчасти поход Арабского легиона удался, вымуштрованные англичанами арабы к лету 48 года выбили евреев из нескольких кварталов Иерусалима. Израильские войска не смогли организовать ни контратаку, ни блокаду захваченных территорий, так что в итоге им просто пришлось смирится что, часть города отошла иорданцам. Конечно это был не весь Иерусалим на что рассчитывал король, но хоть что-то.

В итоге, когда к началу 49 года пыль конфликта немного улеглась, то оказалось, что Арабский легион стал единственной арабской частью которая добилась значительных успехов. На всех остальных фронтах арабы, достигли отрицательной победы, проще говоря евреи отлупили их и в хвост, и в гриву.

Глабб продолжал тянуть лямку в легионе до 56 года, после чего Иордания выпнула всех иностранцев из своей армии, попросив их свалить куда-нибудь подальше и не отсвечивать. В те времена по всему арабскому миру происходил подъем национализма, пробуждение арабского самосознания и прочие подобные вещи. Поэтому для арабской страны иметь в качестве командующего армией гражданина колониальной державы являлось смертельно опасным, ибо благодаря Глаббу Иорданию можно было легко обвинить, скажем в том, что она продалась Западу и поэтому не желает доблестно убиваться об Израиль, чего все окружающие арабы от неё ожидали. И что бы соседи задавали поменьше вопросов, от иностранцев поскорее избавились.

Генерал Глабб вернулся в Англию где, и он в итоге и помер в 1986 году. Свободное время он посвятил раздаче интервью и написанию книг о своем героическом прошлом.

Автор: ТГ-канал «Персидский залив и вокруг него» https://t.me/AsiaNearEast

Литература по теме:

«Glubb Pasha and the Arab Legion Britain, Jordan and the End of Empire in the Middle East» Graham Jevon.

«Jordan A Hashemite Legacy» Beverley Miltonedwards, Peter Hinchcliffe.

«История государства Израиль» Штереншис.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!