Здравствуй любимый Пикабу!
В предыдущих постах мы научились выбирать себе автомобиль, правильно определять рынок и вычислять перекупов по объявлениям.
Эта часть будет посвящена одному из самых важных моментов в покупке авто - осмотру.
Есть тысячи статей и роликов как это делать, которые я не буду сюда копипастить. Рекомендую просто загуглить фразу "чек лист автоподборщика" и действовать согласно ему. Все важные моменты там прописаны.
Тут я опишу моменты на которые ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно обращать внимание.
1 Кузов.
Вот мы приехали на место и нашли машинку. Не торопитесь звонить хозяину что бы выходил. Обойдите вокруг авто и внимательно осмотрите на наличие дефектов кузова. Глубокие, до металла царапины, вмятины с ребром, сквозная коррозия, все это цели нашего поиска. Помните, что это важные моменты. Покраска/рихтовка одного элемента автомобиля минимум стоит 5-7-10 тысяч рублей. Если берёте автомобиль надолго, ремонтировать это придется.
Ищем мы нечто подобное:
Поверьте, очень многие продавцы, делают фотографии так, что бы дефект не попадался на глаза, в надежде, что вы не заметите или махнете рукой, "мол пустяк". Не пустяк, а ваши будущие траты. Если хозяин авто не указал это ни на фото, ни в объявлении, ни при прямом вопросе по телефону (типо забыл), то это совершенно аргументированный предмет торга!
Если авто не за 700000 на косяки бампера особого внимания не обращайте. Бампер-это расходник! Конечно он должен быть цельным, без оторванных кусков и со всеми элементами.
2 Салон, багажник.
Кузов осмотрели, хозяину позвонили, открыть попросили. За руль рваться рано. Откройте/закройте все двери. Это должно получаться легко и непринужденно. Попросите открыть багажник и поднять коврик. Если там вода, сквозная ржавчина или труп, разворачиваемся и уходим. Обращаем внимание на присутствие там шумоизоляции. Если есть, спрашиваем хозяина, где она ещё присутствует. Только в багажнике? Значит она прикрывает следы ремонта, скорее всего с вытягиванием лонжеронов, что поверьте сильный повод не покупать автомобиль.
Попросите хозяина показать где указан год выпуска стекол, он должен совпадать с годом выпуска авто, кроме как на лобовом (ибо камешки, трещины, поменять его норма). Если на каком либо стеклышке год стоит более свежий или наоборот, это также признак ДТП! Значит если хозяин говорил, что дверь не крашеная, а стекло меняли - это почти всегда враньё. В истории "разбили, магнитолу вытащили" не верим.
Время садится в салон.
Самое главное, это ощущение собственного комфорта. Вам все нравится? Вы представляете себя водителем этого авто?
Посмотрите на потолок, на седушки. Если на сиденьях чехлы, попросите хозяина снять на пассажирском, не делайте этого сами! Я однажды так порвал чехол))) Хорошо, что хозяин нормальный попался. Разводы, грязь, пятна - замечаем и указываем. На химчистку обычно скидывают. Прожоги, дыры- это уже перетяжка и со скидкой на перетяжку вас скорее всего пошлют.
3 Техническое состояние.
Если с кузовом и салоном вас все устраивает, продолжаем.
Сядьте за руль, попросите разрешения завести, берете в руки ключи с брелоком. Потратим несколько секунд на проверку последних. Закройте дверь, и нажмите на блокировку. Если центральный замок работает корректно, все двери заблокируются. Тут же откройте, что бы не подумали, что вы решили слинять))). Нажмите на педаль тормоза. Она должна чуть уйти вниз и встать как каменная. Если вдруг слышим звук "фьююють" как от велосипедного качка, а педаль уходит сильно вниз, это говорит о неисправности тормозной системы. И на этом авто до дома вы можете просто не доехать.
Вставляем ключ и поворачиваем на полоборота.
Ищем значок ошибки двигателя:
И значок подушки безопасности:
В этом положении ключа они должны гореть. Если не горят, значит их "забили". Сделать это 5 минут у любого гаражного диагноста.
Делают это, что бы скрыть неполадки двигателя и стреляные подушки.
Не забыв снять с передачи (тож бывало), заводим. Вышеуказанные лампочки должны потухнуть. Если остались гореть, от покупки лучше отказаться. В истории про "лямбда зонд" не верим.
Даём двигателю минутку погреться. В это время проверяем нет ли излишней вибрации. Смотрим на тахометр (это который количество оборотов показывает), его стрелка должна быть в одном положении. Можно проверить кондиционер. Ищем кнопку А/С и смело жмём. Стрелка тахометра должна чуть качнуться вверх. Жмём кнопку ещё раз и стрелка возвращается обратно. Это говорит о том, что кондей работает и даже если холодным он не дует, его просто нужно заправить... Но лучше что бы дул... )))
Помните доктор Хаус говорил "все врут"? Так в покупке есть поговорка "Все скручивают пробег". Опытные проверяют его по состоянию педалей и руля, но накладки и неснимаемая оплётка на рулевом колесе часто это затрудняют. Скрутить пробег стоит 1500 почти на любом автомобиле. К вам прям приедут и за десять минут установят желаемое число. Реальный пробег может подтвердить только сервисная книжка (для дорогих авто их подделывают. Держа книгу в руках, нужно позвонить в сервис выдавший книжку и сверить показания озвучив ВИН) или диагност.
Двигатель прогрелся, просим открыть капот, но идём в другую сторону, к багажнику и смотрим на выхлоп. Черный, синий, жёлтый, да и любой другой подозрительный дым?Делаем ручкой и желаем удачи.
Просим продавца сесть за руль и погазовать. Если пошел сизый дым, который растворяется в воздухе дольше полутора минут и пахнет он сильно неприятно, это капитальный ремонт двигателя, стоимость которого иногда заоблачна. Ваш покорный слуга, будучи неопытным молодым человеком, купил себе первой машиной, отличный Шевроле Ланос от второго хозяина, по хорошей цене. Я просто не знал о этой проверке. На горячую все было нормально. Но когда завел с утра, в радиусе пяти метров от машины повис едкий сизый дым. Капитальный ремонт двигателя вышел мне в 50 000 рублей, при цене машины 97 000.
Никогда не пренебрегайте этой десяти секундной проверкой.
Если выхлоп самый обыкновенный идём к капоту. Осматриваем подкапотное пространство, если там такая чистота, что кушать можно, имейте это ввиду. Очень часто двигатель моют, что бы прикрыть подтёки масла и других жидкостей. Если же наоборот там страшная налипшая грязь, тоже ничего хорошего.
Послушайте двигатель. Никаких посторонних звуков быть не должно. Стук, щелчки, завывания должны сразу вас насторожить.
Спросите у хозяина где тут ВИН и номер двигателя. Если он не знает, загуглите. Попросите ПТС и сверьте номера. На кузове и двигателе они должны быть четкими и хорошо читаться. Повреждения хотя бы одного символа коррозией или механическим повреждением грозит при постановке на учёт, экспертизой, стоимость которой начинается от 10 000 рублей.
Если все корректно и вам все нравится переходим к проверке документов.
3 Документы.
Обязательно должны быть ПТС (паспорт транспортного средства) и СТС (свидетельство о регистрации транспортного средства).
Выглядят вот так
Сверяем ФИО на обоих документах. Сверяем год выпуска авто. Бывает нерадивый покупатель "омолаживает" свое авто в объявлении на годик. Искусственно подняв ее среднюю цену. Машина 2013г.в., а в объявлении 2014. Даже если вдруг вы заметили, всегда можно сказать "ой, опячаталася я, да ладно, какая разница?". Один скребёт другой ластится!
Проверьте ПТС дубликат или оригинал. Естественно дубль езде мешать не будет. Но мы не узнаем кем были предыдущие владельцы. Может страховая, которая продала сильно покареженое авто перекупу, который в свою очередь, переоформил ее на себя, восстановил и пошел в ГИБДД с заявлением, что "ПТС потерял, дайте новое". И ему выдают чистенький дубликат с маааленькой пометочкой "взамен утерянного". А дтп происходят сплошь и рядом и не зарабатывают на этом только ленивые перекупы. Так что если у тачки с двумя хозяевами дубликат с такой пометкой, историю автомобиля придется проводить досконально.
Дубль с пометкой "взамен сданного", уже лучше. Его выдают только когда место в документе кончилось. Но и это не повод к расслаблению.
Просто помните:
Оригинал лучше дубля. Дубль взамен сданного лучше дубля взамен утерянного.
И так нам все нравится, все устраивает. Осталось прокатиться!
Вот с этого этапа я и начну свой следующий пост, в котором расскажу, как торговаться, оформлять ДКП, правильно производить расчет, быстро и без хлопот ставить авто на учёт в ГАИ.
Спасибо за прочтение. Все фотографии из интернета.