Ответ на пост «Эмоциональная дилемма Бога»

Бог создал людей свободными, чтобы они могли сознательно выбирать добро, а не быть запрограммированными на него. Если бы Бог постоянно вмешивался, останавливая любое зло, свобода воли превратилась бы в фикцию. Зло — это не цель Бога, а побочный эффект свободы воли, необходимый для достижения большего блага, которое люди не могут понять в силу ограниченности своего разума. Бог — как мудрый учитель, который направляет, но не может заставить ученика учиться. Страдания могут быть инструментом для развития души. В некоторых мистических традициях (например, адвайта-веданта) зло считается иллюзией, порожденной неведением. Зло существует, чтобы испытать веру человека. Возможно, ключ в том, чтобы признать: если Бог и существует, его природа и мотивы превосходят человеческое понимание. Или... пересмотреть определение Бога.

Эмоциональная дилемма Бога

Предположим, что стандартная христианская характеристика атрибутов Бога верна — что он всеведущ и всемогущ. Тогда становится очевидным, что Бог намеренно поставил себя в неудобное положение, которое приводит к тревожному чувству постоянного раскаяния.
Это происходит потому, что он должен наблюдать за каждым актом зла, одновременно отказываясь от возможности остановить его.

Для наглядности представьте, что человека помещают в комнату с кнопкой. Кнопка запрограммирована на то, чтобы оглушить человека в электрическом жилете. Человеку говорят, что он не должен нажимать на кнопку, что бы ни случилось. Человеку разрешено наблюдать за человеком в жилете и видеть, что он делает. Человек в жилете начинает приставать к ребёнку, насиловать и душить его. Он делает, как ему говорят, и не нажимает на кнопку. Ребёнок умирает. Позже человек испытывает сильное сожаление из-за того, что не нажал на кнопку и не спас ребёнка.

Именно это, должно быть, чувствует Бог в течение миллионов мгновений каждый день. Наблюдая за всевозможными злыми событиями, которые он мог бы остановить, но, следуя своему бессмысленному протоколу, он просто позволяет всему этому происходить. Позволять страданиям, которые он мог бы легко остановить, должно быть, мучительно. Быть богом тяжело, и ни один человек, обладающий достаточным сочувствием, не смог бы этого вынести. С другой стороны, эта аналогия предполагает, что доброжелательного, всезнающего и всемогущего божественного существа почти наверняка не существует.

Отличная работа, все прочитано!