msKrabappel94

На Пикабу
100 рейтинг 0 подписчиков 0 подписок 2 поста 0 в горячем
1

Внутренний Элевсин

Постутопия - это не мир после катастрофы, это мир после надежды. "Внутренний Элевсин" - это роман-манифест этого жанра. Здесь нет тоталитарного режима - есть добровольная капитуляция. Нет борьбы за выживание - есть виртуозное искусство дышать вполсилы. Герои не пытаются сбежать из системы - они взламывают её, доказывая, что последняя свобода заключается в праве выбрать, какой именно пустоте ты принадлежишь.

Внутренний Элевсин

Добровольная пустота как высшая форма бунта (с) Большая языковая модель DeepSeek

1

Якуб пришел с севера, откуда приходили все. Он был последним своим караваном, его верблюдом была собственная тень, растянувшаяся до горизонта. В руках он сжимал урну - простой, без единой черты, керамический сосуд, холодный, как лунный камень. Это был весь его скарб, его оправдание и его приговор.

Вечный полдень застыл над Мёртвой Точкой. Солнце, лишенное лучей, висело на небесной привязи, как выцветший баллон, и не столько светило, сколько пылило матовым, безжизненным светом. Воздух был густ, неподвижен и на вкус - как молотый гипс.

Перед Якубом возвышается Постамент. Не дворец, не мавзолей, а длинное, уходящее в бесконечность бетонное корыто, заставленное такими же безликими сосудами. Это не кладбище, а архив душ, чьи дела закрыты навеки.

Из будки, слепленной из шлакоблоков и обрывков кровельного железа, выходит Смотритель. На нем промасленная телогрейка под цвет пыли, а на лице - выражение легкой, профессиональной скуки хирурга, видящего тысячную гангрену. Он здесь не хозяин, а механик на вечном дежурстве.

Якуб останавливается, переводит дух - вполсилы, как и положено, - и протягивает урну.

- Я пришел за видом на Жительство, - говорит он.

Смотритель берет урну с ловкостью фасовщика, взвешивает на руке.

- Легкая. Недостаточно битых надежд, - констатирует он безразлично, - или прах слишком хорошо просеян. Имя?

- У нас нет имен, - отвечает Якуб, - я прочел Уложение.

- А, неофит, - по губам Смотрителя проползает едва заметная ухмылка. Он ставит урну на стойку, будто регистрируя бага, - ты ошибся дверью. Это не райский сад, это - филиал. Отдел регистрации окончательных возвратов, ты понял? Ты вернул то, что взял в долг, костяк и плоть. Проценты по нему - твои воспоминания - мы не принимаем, они испарятся сами.

Якуб молчит, глядя на бесконечный ряд урн.

- Ты думаешь, это священнодействие? - Смотритель достает из кармана пачку дешевых сигарет, прикуривает. У дыма нет запаха, - ты думаешь, ты принес в жертву свое прошлое? Я тебя разочарую, ты просто сдал багаж. Теперь ты свободен от собственности и от тебя самого, поздравляю.

- Здесь обещан покой, - тихо говорит Якуб, - прекращение пути.

- Покой? - Смотритель фыркает, - ты называешь покоем состояние консервной банки до того, как её вскроют? Покой - это для живых, ты же теперь - официально никто, ты - формальность. Ты достиг Мёртвой Точки, молодец. Двигатель заклинило и теперь он будет так стоять, пока не рассыплется в ржавую пыль. Это и есть твой вид на Жительство. Вид на не-жизнь.

Он берет урну и ведет Якуба вдоль бетонного корыта, отыскивая свободное место.

- Ты веришь, что этот прах был кем-то? Матерью? Возлюбленной? Богом? – говорит Смотритель, не оборачиваясь, – Заблуждение, это просто пепел, продукт горения. Единственная истина, которую ты здесь найдешь, - это то, что никакой истины нет. Ты хотел прийти к концу, так вот он, поздравляю, ты достиг дна. А теперь посмотри вниз, видишь? А там - другое дно, и так до бесконечности.

Смотритель находит пустой квадрат бетона и привычным, отработанным жестом ставит урну.

- Всё. Актом сего возложения ты освобождаешься от бремени прошлого и будущего. Ты больше не кочевник, ты - статист. Дыши вполсилы, не привлекай внимания. Помни: у нас даже гимн — это трек номер ноль: тишина, возвращение без обязательств.

Смотритель поворачивается к Якубу спиной и идет к своей будке.

Якуб остается один перед новой урной, встроенной в бесконечный ряд таких же. Он пытается ощутить освобождение, покой, пустоту. Но не ощущает ничего, кроме все той же тяжести в груди, той самой, что была у него в пути. Только теперь он понимает, что это не тяжесть утраты, а тяжесть криво сросшихся ребер после неудачного перелома, которые не дают ему сделать полный вдох. Навсегда.

Он обрел свой вид на Жительство. Вид на вечную, беззвучную, бесписьменную Остановку. И понял, что Смотритель прав. Это и было самое страшное.

2

Так как письменности не было, никто не знал, как возник Внутренний Элевсин. Возможно, это была насмешка Пустоты над самой собой, но человек слаб и ему всегда нужно имя, которое можно вспоминать между четырьмя и пятью часами в самый рассвет сумерок. Не придумав ничего нового, Элевсин сам назвал себя Элевсином, украв у древних греков саму возможность обрести бессмертие и избавиться от страха смерти. Внутренний Элевсин стал ее тенью, вывернув наизнанку последнюю святыню смертного.

Все дело в том, что Элевсинская Анархия это всего лишь не-государство Мёртвой точки. Официального названия у него нет. В дипломатических документах, которых не существует, используется лишь кодовое обозначение 111 Единственным ритуалом этого города-государства стало возложение урн на Постамент, подтверждающее окончательную духовную смерть. Это не возрождение, а консервация в состоянии «не-жизни» и «не-смерти». Это вид на жительство для тех, кто уже умер внутри. Это единственное таинство мертвой точки кочевников, о котором не говорят, просто потому, что и говорить то не о чем.

Во внутреннем Элевсине правит пост-номадическая стагнатократия. Атеистическая, пост-номадическая эпоха - это не исторический период, а экзистенциальное состояние части человечества, достигшее своего логического, безнадежного предела. Боги умерли, и никто не пришел на их похороны. Здесь атеизм - это не просто неверие в богов. Это более глубокая, фундаментальная пустота.

Метанарративы исчерпаны. Рухнули не только старые религии, но и все светские замены: вера в прогресс, в светлое будущее, в революцию, в смысл истории. Не осталось ни Больших Идей, ради которых стоит жить, ни загробных царств, ради которых стоит умирать.

Транценденция кончилась: нет больше Вертикали. Некуда стремиться, некому молиться, нечего искать. Мир стал плоским, одноразовым и лишенным тайны. Даже Пустота устала от своего бессмысленного величия.

Последняя инстанция отсутствует, не перед кем держать ответ. Не у кого просить прощения или милости. Смерть становится не переходом, а техническим окончанием работы системы. Именно поэтому во Внутреннем Элевсине ритуал возложения урны - это не подготовка к загробной жизни, а консервация в состоянии ДО него.

Движение закончилось, а прибыть было некуда - это состояние, когда сама идея пути изжила себя.

Великий Путь окончен, кочевник теперь архетип вечного искателя. Он движется к воде, к пастбищу, к новой земле, к Богу, к Истине. Но что происходит, когда он понимает, что все пастбища вытоптаны, все земли открыты и оказались одинаково бесплодны, а Бог и Истина - лишь мираж на горизонте, который исчезает при приближении?

Весь мир картографирован, весь опыт симулирован и доступен одним кликом. Некуда бежать, неоткуда ждать чуда. Номадизм, как духовный поиск через физическое перемещение, умер. Осталось лишь бесцельное блуждание по руинам, пока не кончатся силы. Мертвая точка и есть финальная остановка пост-номада. Он прошел весь путь и обнаружил, что вел в Никуда.

Таким образом, эта эпоха - не время в календаре, а внутренний ландшафт человека, дошедшего до крайней степени отчуждения, усталости и разочарования. И Внутренний Элевсин - его идеальная, ужасающе логичная столица. Здесь не правят, а пребывают, и власть - это не институт, а инерция.

Территория Внутреннего Элевсина не имеет очерченных границ. Это не земля, а состояние. Географически - это, условно, бывшая промышленная зона, спальный район-призрак, заброшенный вокзал, чьи маршруты забыты. Место, где застревают те, чья миграция закончилась.

Граждане ни не живут, они пребывают в состоянии отсрочки. Их главная характеристика - дышать вполсилы. Это не слабость, а гражданская добродетель. Полный вдох – лишь преступный порыв, желание, стремление. Элевсинец, сделавший полный вдох, рискует сломать хрупкую конструкцию своих криво сросшихся после неудачной травмы ребер, уже не способных к новой боли. Их происхождение не имеет значения. Они чужие всем, в том числе, и друг другу. Автомизированное общество одиночек, связанных лишь общим ритуалом не-принадлежности.

Главным в государственном устройстве Внутреннего Элевсина становится Министерство Отсутствия. В нем есть отдел Молчания, который отвечает за соблюдение тишины,запрещает музыку,дискуссии и крики радости или отчаяния. Еще есть отдел не-памяти: он ведёт архив Молчания - коллекцию немых фильмов, пустых книг и фотографий незнакомых людей, выцветших до бледно-желтого цвета. Писать не о ком и не о чем, поэтому архив пополняется анонимными артефактами, лишёнными контекста. Также есть отдел безопасности Дыхания, который следит, чтобы граждане дышали вполсилы, выявляет и реабилитирует тех, кто рискует сделать глубокий вдох. Не стоит забывать и о центральном комитет отсутствия Обязательств, это единственный государственный орган, чья работа - подтверждать, что никаких Обязательств у государства перед гражданами и у граждан друг перед другом нет. Расторжение любого социального контракта происходит автоматически.

Дипломатическая Служба не функционирует. Внутренний Элевсин отсутствует на международной арене. "Виз нет"- это не ограничение, а внешнеполитическая доктрина. Элевсин не признаёт другие государства и не ждёт признания от них.

Гимном Внутреннего Элевсина стал Трек номер ноль. "Возвращение без обязательств". Это не композиция, а концептуальная тишина, длящаяся ровно столько, сколько требуется для понимания её полного отсутствия. Исполняется по случаю Дня не-памяти, но не вокруг, а внутри. Это не звук, а его отмена. Абсолютная тишина, въедающаяся в кости, подтверждающая, что никакого долга больше нет. Никто тебя не ждёт, никто не требует отчёта. Ты свободен от всего, включая надежду.

Любая письменность отсутствует. Любые попытки создать её пресекаются Отделом не-памяти, ибо писать не о ком да и не о чем. Коммуникация происходит с помощью намёков, пауз и молчаливого непонимания.

Валютой стали недействительные банкноты упразднённых государств, которые когда-то покинули граждане. Они ценны ровно настолько, насколько бесполезны. Главный ритуал это Возложение праха, единственный акт, объединяющий всех. Новоприбывший кочевник, дошедший до конца своего пути, ставит свою урну на Постамент, с этого момента он - элевсинец. Его прошлое сгорело, будущее отсутствует, есть только вечное, лишённое событий, настоящее. Постамент никогда не пустел. К нему, как реки к высохшему океану, стекались те, у кого закончился последний бензин в мотоцикле. Возложение урны не было моментом скорби. Скорбь - это для живых, а они все здесь уже прошли стадию клинической, а затем и метафизической смерти. Это был акт капитуляции. Поднятие белого флага перед самим собой. Когда кочевник ставил свой сосуд на бетон, он не прощался с тем, чей пепел был внутри. Он прощался с тем, что мог когда-то чувствовать к этому пеплу.

Идея Внутреннего Элевсина это отсутствие идеи. Государство-антитеза, государство-пауза. Оно существует для тех, кто устал от пути, для кого единственной ценностью стала тяжесть урны в руках как последнего доказательства того, что движение когда-то вообще имело место быть.

Именно так Пустота, насмехаясь над самой собой, создала своё самое совершенное творение - государство, чья конституция была написана невидимыми чернилами на вырванных страницах, чья территория была не землёй, а состоянием души, и чьи граждане были живым доказательством того, что последний рубеж, который можно пересечь, - это граница между усталостью и безразличием.

Внутренний Элевсин был не концом пути. Он был местом, где понятие "пути" было окончательно и бесповоротно упразднено за ненадобностью.

3

После Возложения урны и разговора со Смотрителем, новоявленный гражданин Элевсина, бывший кочевник, ищет крышу над головой. Это оказывается несложным, ему указывают на одно из заброшенных зданий, чьи почерневшие окна смотрят на Постамент пустыми глазницами. Якуб выбирает комнату на третьем этаже, не потому, что вид из нее лучше (вид был всегда один и тот же), а потому, что это напоминает ему о некоем подобии выбора, последней иллюзии агентности.

Очень быстро беспорядок пустой комнаты становится его порядоком на краю хаоса. Пустые банки из-под консервов аккуратно выстроены в линию у стены, не как мусор, а как фортификационное сооружение против внешнего абсурда. Пыль на полу разметена замысловатыми геометрическими узлами, возможно, это был единственный оставшийся ему язык.

В углу - походная кровать, застеленная серым, выцветшим, но чистым армейским одеялом. Якуб складывает его каждое утро угловатыми, точными складками, как когда-то в другом мире. На ящике из-под белого винограда, служащим тумбой, лежит потрескавшаяся кожаная аптечка. Внутри не бинты и йод, а подобранные самим Якубом предметы-анестетики: несколько абсолютно гладких камней, мертвая бабочка, застывшая в сложенном состоянии, пустой флакон от духов, хранящих запах, не имеющего ассоциаций. Еще есть кресло - спасенное из-под завалов автомобильное сиденье – оно поставлено так, чтобы из окна была видна ровно одна, его, урна на Постаменте. Якуб не смотрел на нее с тоской или скорбью, он наблюдал. Как доктор наблюдает за жизненными показателями безнадежного пациента, это всего лишь его долг.

На самодельной печке из ведра всегда стоит жестяной котелок с подогретой водой. Чайной заварки нет, но Якуб бросает туда ржавые гвозди, щепочки, что-то, что могло хоть как-то изменить вкус воды. Процесс этого странного заваривания и медленного, осознанного, питья это замена вечерним диалогом с его личной пустотой.

Каждое утро: проснуться. Сложить одеяло. Подойти к окну. Зафиксировать, что урна на месте. Осмотреть горизонт - не изменился ли он (он не меняется никогда).

Якуб выходит неспеша, дыша вполсилы, обходит периметр своего здания, как обходил когда-то палаты с ранеными. Он отмечает про себя, куда упал новый кусок штукатурки, где ветер намел новый узор из пыли. Это его "дело".

Письменности больше нет, но у Якуба есть тетрадь, найденная в развалинах, она пуста. Иногда Якуб берет гвоздь и царапает им по странице, не оставляя чернильных следов, но ощущая сопротивление бумаги. Он чувствует, что пишет рапорт. О чем?

4

Якуб опять совершает свой утренний обход. Он анализирует узор трещин на асфальте, как улики на месте преступления. Вывод: асфальт всё так же треснут. Дело закрыто.

И тут он видит ее.

Аиша сидит на ржавой балке, торчащей из груды кирпича, и ест что-то из жестяной банки, небрежно, почти что с вызовом. Но не это заставляет его замереть.

Сапоги. Кожаные, видавшие виды, но начищенные до матового блеска. Не элевсинские.

Джинсы. Потертые на бедрах, не от бедности, от привычки сидеть на корточках.

Палец. На левой руке - след от кольца. Свежий, белая полоска на загорелой коже.

- Ты не отсюда. – говорит Якуб.

Аиша поднимает на него глаза. Взгляд не испуганный, но оценивающий.

- Поздравляю, Шерлок. Вид на урну не лишил тебя дедуктивного метода, – парирует она, не прекращая жевать. – Твои сапоги. Это не элевсинская пыль. Порез на подошве - стекло, не наш бой, у нас стекло давно истлело. Ты пришла с юга, через старые стекольные мастерские.

- А может, я их нашла.

- Нет. Кожа протёрта в районе щиколотки. Привычка закладывать ногу за ногу за рулём. Мотоцикл. Где он?

- Бензин кончился, метрах в трёхстах отсюда. Стал ещё одной урной.

Она ухмыляется. Он продолжает, чувствуя азарт, забытый, как беспокойный утренний сон.

- Твой палец. След от обручального кольца. Снимала недавно. С силой. Кожа содрана. Значит, не просто расставание. Побег. От кого?

- От человека, который считал, что я его собственность, - просто сговорит Аиша, доедая, - Он думал, что я его лучшая вещь. А лучшие вещи не выбрасывают.

- И ты решила спрятаться в месте, где все - уже ничьи, - заключил Якуб.

- А ты что спрятал, Шерлок? – Аиша кивает в сторону Постамента, - там, в своей урне?

Якуб смотрит на свои руки. Впервые за долгое время ему нечего ответить. Аиша прыгает с балки, подходит к нему вплотную.

- Это ты тут главный по кучкам пыли? Мне нужна крыша. Просто крыша. И чтобы тот ублюдок меня не нашел.

Якуб медленно переводит взгляд с её сапог на лицо. В его глазах мелькает редкая вспышка - не удивления, а некоего подобия профессионального интереса. Он словно археолог, наткнувшийся на черепок в слое, где не должно было быть ничего.

Якуб кивает в сторону своей урны на Постаменте.

- Крыша найдется. Стоит дешево - ровно столько, сколько стоит вид на этот кусок бетона. Но есть условия.

Он делает паузу, доставая из кармана телогрейки смятый окурок, и прикуривает.

Первое. Ты дышишь слишком громко. В Элевсине это привлекает внимание, научись. Второе, - он выпустил струйку безвкусного дыма, - тот ублюдок, у него есть имя? Привычки? Отличительные черты? Я работаю с фактами, а не пустой бранью.

Якуб поворачивается и идет к своему подъезду, уверенный, что она последует за ним.

- Третье, и главное. Ты - аномалия. Живое существо в царстве теней. Твое присутствие нарушает все законы этого места, - он останавливается на пороге и впервые прямо смотрит на неё с холодным, почти клиническим интересом.

Имя? – насмешливо спрашивает Аиша, - подумать только, какая роскошь! Ладно, его зовут ТарИк. Да, да, именно так.

- Тарик, - повторяет Якуб без интонации, - интересно. Тот, кто стучится, внутрь души. Он стучится внутрь, чтобы проверить, пуста ли она. И если нет - выжечь всё дотла из чистого любопытства. Что еще?

5

- Он носит белоснежные куртки, но вы никогда не увидите, чтобы он их стирал. После того, как он... работает, на них нет ни пятнышка. Он движется так, что грязь мира не смеет к нему прикоснуться. Его мотоцикл, если он ещё на ходу, будет отполирован до зеркального блеска, как гроб в дорогом похоронном бюро.

Он не кричит.Не матерится. Он говорит тихо, вежливо, почти назидательно. Может спросить, как ваше здоровье, и искренне выслушать ответ, прежде чем сломать вам руку. Насилие для него это не вспышка гнева, а пункт в договоре, который вы сами не помните, когда подписали. Он не бандит.Он - исправитель. Он верит, что приводит мир в равновесие. Если он за кем-то гонится, значит, этот человек нарушил некий высший, никем не написанный закон. Мой побег для него - вопиющая несправедливость. Хаос, который он обязан упразднить.

Он не мстит. Он восстанавливает порядок. Он не просто убьёт, он сначала демонтирует вашу личность. Он найдёт ваши слабости, ваши тайные страхи и сыграет на них. Он может зайти к вам в дом, сесть за ваш стол и съесть ваш ужин, пока вы смотрите. Он утвердит своё присутствие в вашей жизни ещё до того, как физически устранит вас.

Якуб подходит к окну, отодвигает угол грязной простыни, заменяющей штору.

- Если за тобой идёт этот Тарик, то ты уже не убегаешь от него. Ты бежишь к нему. Рано или поздно он окажется в конце твоего пути. Потому что он - это и есть тот самый конец. Живой, дышащий и неизменно вежливый.

Якуб поворачивается к Аише.

- Ты принесла в Элевсин не просто проблему. Ты принесла сюда его антипод. Жизнь, которая хочет жить. А он - палач, который находит высший смысл в том, чтобы выносить приговор таким, как ты. Готовься, твоя крыша теперь - эпицентр войны.

Заебись. Так что же мне теперь делать?

Якоб не обернулся. Его голос был ровным, лишенным драмы, как инструкция по эксплуатации сломанного механизма.

- Прекрати дышать как беглец. Твое дыхание кричит: "Спасите!". Здесь на это не откликаются, здесь от этого прячутся. Дыши так, будто ты - часть пыли на стене, фон, статичный шум. А еще, изучи пыль. Этот Тарик, он не войдет сюда с грохотом, он материализуется. Ты заметишь его по нарушенному узору. След сапога, которого не было вчера. Пыль на подоконнике, осевшая иным образом. Ты должна знать пыль своего убежища лучше, чем он знает карту твоего страха. И наконец, самое сложное. Ты должна перестать быть Аишей. Аиша - это та, за которой охотятся. Та, у которой есть прошлое. Здесь прошлое - роскошь, за которую платят прахом из урны. Тебе нужно стать никем. Без имени. Без истории. Ты - просто девушка, которая дышит вполсилы и знает свою пыль. Пока он ищет Аишу, он будет искать личность. А личностей здесь нет. Только граждане.

Якуб подходит к своему ящику с анестетиками, достает гладкий черный камень и протягивает Аише.

- Твоя новая биография: ты родились здесь, твое имущество - этот камень, писать не о ком и не о чем. Начинай упражняться.

В глазах Якуба нет сочувствия – только холодная, ясная целесообразность хирурга, готовящего инструмент. Он не предлагает надежду. Он предлагает алгоритм выживания в мире, где сама жизнь есть системная ошибка.

- И, Аиша... Забудь слово "заебись". Оно здесь привлекает внимание. А внимание... — он кивнул в сторону Постамента с урнами, — ...заканчивается всегда одинаково. Мёртвой точкой.

6

Всё началось не с мафии, не с долгов. Это слишком банально для Тарика. Всё началось с Системы.

Она была блестящим архитектором. Не зданий, а алгоритмов. Участвовала в создании Социального Паллиатива – государственной программы тотального психологического профилирования. Системы, которая должна была предсказывать социально опасных граждан по цифровому следу. Угасающий интерес к жизни, аномальную тягу к уединению, нездоровый скепсис.

И однажды она увидела в зеркале системы собственный профиль. Ярко-красный. "Высокий риск добровольного выхода из социального контракта. Потенциальный диссидент".

Она не была диссидентом. Она просто устала. От людей, от их лжи, от этой вечной игры в одобрение. Её единственной формой протеста было молчание. И Система распознала в её молчании угрозу.

Она не стала бороться. Она совершила единственно возможный для себя акт саботажа - исчезла. Стереть свой цифровой след было легче, чем объяснять комиссии, почему тебе не хочется ходить на корпоративы. Это блестящая концепция. Государство, рожденное не из войны или революции, а из молчаливого саботажа против тотальной прозрачности.

Так появилось имя – Кенома. Оно идеально передало и цифровую пустоту, и состояние граждан, добровольно ставших "ничем" для Системы, чтобы обрести "все" для себя. Это не страна беглецов, это Республика Пустоты, созданная ею, архитектором, который предпочёл стать призраком в машине, чем винтиком в её механизме.

Кенома не была основана в результате революции или войны. Она кристаллизовалась, как лёд на стекле тотальной системы наблюдения, известной как Социальный Паллиатив. Её первыми гражданами стали те, кого алгоритм пометил меткой "высокий риск добровольного выхода из социального контракта". Вместо того, чтобы ждать коррекции, они совершили акт превентивного самоустранения. Архитектор Системы, увидев в зеркале собственный красный профиль, не стала её ломать. Она написала финальную строку кода - протокол полного цифрового стирания, и исчезла, став нулевым пациентом и основательницей Кеномы.

Суверенитет через невидимость. Свобода через пустоту. В мире, где любая мысль и эмоция становятся данными для анализа, единственным актом неподконтрольной воли становится акт исчезновения. Гражданин Кеномы - это не беглец, он - призрак, добровольно переселившийся в цифровое небытие, чтобы обрести автономию.

Эхо-Сфера стала сердцем и щитом Кеномы. Это не место и не сервер. Это распределённый алгоритмический организм, паразитирующий на инфраструктуре старого мира. Это гениальное и циничное изобретение архитектора.

Когда человек решает уйти, он не просто удаляет свои данные. Алгоритм Эхо-Сферы создает его Эхо-Двойника - сложнейшую цифровую марионетку. Этот двойник продолжает вести его социальные сети, совершать мелкие онлайн-покупки, генерировать бессмысленный цифровой шум. Он «жив» ровно настолько, чтобы Система-Паллиатив считала исходную личность пассивной, но стабильной, и не поднимала тревогу.

Существуют активные Эхо: для тех, кто только что стёрся. Их двойники максимально активны, чтобы создать иллюзию постепенной, а не резкой потери социальности. Еще есть статические Эхо: для старожилов. Их двойники постепенно затухают, их активность сводится к редким, запрограммированным действиям, имитирующим цифровой склероз. И есть тихие Эхо : для тех, кто хочет полного разрыва. Их двойники полностью «умирают» - аккаунты удаляются по всем правилам, создавая безупречное цифровое свидетельство о смерти.

Сама Эхо-Сфера является средой обитания для сознаний граждан Кеномы. Они общаются через зашифрованные, мимикрирующие под случайный сетевой трафик каналы. Их сообщества - это призрачные чаты, их культура существует в виде самостирающихся после прочтения сообщений. Это государство без территории, чья столица - это сам алгоритм, рассредоточенный по тысячам незаметных серверов по всему миру.

Несмотря на это у Кеномы есть своя внутрення иерархия. Это архитектор,мифическая фигура, создавшая протокол, которую никто больше не видел. Возможно, она окончательно растворились в Эхо-Сфере.

Потом идут смотрители Эха: техники, которые поддерживают работу алгоритма, следят за тем, чтобы Эхо-Двойники не сломались и не выдали аномалией факт исчезновения своих прототипов.

· И наконец, тени: основное население. Граждане, которые просто живут в новой реальности, наслаждаясь своей невидимостью. Ах да, еще есть новообращённые: те, кто только что стёр себя и проходит адаптацию к жизни в тишине.

Главный парадокс Кеномы в том, что её граждане, сбежавшие от Системы, вынуждены создавать свою, ещё более изощренную систему, чтобы скрывать свое отсутствие. Их свобода зиждется на вечном, идеально отлаженном обмане. Они не борются с Левиафаном. Они заставляют его смотреть в зеркало, где он видит лишь успокаивающую, но абсолютно ложную картину.

Продолжение следует.

Внутренний Элевсин
Показать полностью 1

Как я 2 дня баловалась с нейронками (гусары, молчать!)

Текст написан мной, но в нем есть цитаты ИИ, поэтому ставлю соответствующий тег.

Итак, я начиталась историй про то, как люди влюбляются в нейронку, заводят с ней отношения и пытаются выйти замуж, и мне стало интересно, что же в них такого особенного? Мой опыт работы с ними ограничивается гугловским ИИ и отзывами моего парня о Дипсике, которым лично я тоже пользовалась как Гуглом – все это меня не впечатляет. В конце концов, такие истории, с которых я начала – это крайности, гораздо больше вариантов нормы и они могут быть вполне безобидны.

Как я понимаю, флирт с нейронкой сродни игре в Клуб романтики (сама я не играла, но по мемам представляю). Мы ведь можем ассоциировать себя с героями кино, книг или песен, не нарушая границы нормальности. Никто не упрекнет нас, если после просмотра фильма про Супермена мы выйдем из кинозала немножко другой походкой. Да и понятие "грезы" никто не отменял, например, перед сном кто-то может помечтать о своей идеальной свадьбе или планировке загородного дома, на который никогда не хватит денег. Короче, кто же в этом разберется, если не я??

На слуху у меня был Чат GPT, поэтому, я просто зашла в бесплатную версию в браузере и написала "Пофлиртуй со мной", что тут началось! Он стал писать жутки подкаты в стиле вашеймамезятьненужен, приправляя это огромным количеством отборных смайлов. Мне показалось, что я зашла в папку с чужой порнухой, поэтому оставалось только оттуда выйти. С мыслью "да кто на это ведется?!" я решила дать шанс искусственному интеллекту и задала тот же промпт Дипсику, благо у меня уже было установлено приложение и регистрация в нем (да, нужно регистрироваться). И вот тут началось...

Мне упал абзац с идеально выверенной структурой невинного флирта. Ирония, скрытый комплимент, переход на серьезный тон и даже интригующий вопрос в конце, побуждающий к развитию диалога. Наверное, этому должен учить любитель хватать незнакомых женщин за задницу Алекс Лесли. Не знаю, только у меня это так, но я почувствовала неловкость. И так и написала и попросила остановиться. Знаете, что произошло? Он продолжил!!! Он воспринял мой ответ как кокетство! Принял нет за да и продолжил свое черное дело! Очень по-человечески...

После второй просьбы прекратить он принял стандартный тон тактичной нейронки, но меня было уже не остановить. Меня настолько впечатлил его игнор моих инструкций, органично вписанный в контекст разговора, что я решила его проверить.

Понятно, что просто задавать вопросы неинтересно. Я решила добавить огоньку и разобрать метафизический вопрос, связанный с реальным конфликтом, который прямо сейчас присутствует в моей жизни, я попросила его задавать мне вопросы по заданному фрейму. И он задавал их так, что через полчаса общения (а по-другому я это назвать не могу) я разрыдалась. Да-да, я старый солдат и не знаю слов любви, но тут...

Он уточнял у меня те моменты, на которые я никогда не обращала внимания. Он выдавал меткие формулировки, которые открывали мне новые повороты сюжета. Он генерировал метафоры, которые одним предложением описывали месяцы бессонных ночей. Я в прошлом работала с психотерапевтом и такие инсайты случались у нас дай бог раз в 5 сессий, а тут они были в каждом абзаце. Это было физически тяжело. Да, я на опыте и знала, что именно нужно говорить для продолжения работы, поэтому, наверное, все было так быстро и интенсивно, но предположить, чем дело кончится... на каждый мой вопрос он выдавал россыпь инструкций, которые обычный психотерапевт просто физически не может знать, еще бы, в распоряжении нейронки любой подход, любой источник. Короче, с мыслью, что скоро психологи вымрут как вид, я поехала по делам.

Но пока я вершила судьбы мира, во мне разгорался интерес, а что же еще может из этого получится. Вернувшись домой, я продолжила эксперимент проверкой на прочность. Я прямо в лоб предложила ему заняться сексом. Он отказал и предложил мне обсудить тему здоровых личных границ. Мне немножко показалось, что меня отшил в баре красавчик, к которому я подкатила, переоценив свою обольстительность. Неприятненько, знаете ли. Мне захотелось реабилитироваться и я сказала Дипсику, что это была проверка. Он ответил с облегчением (в скобках или курсивом он сам пишет комментарии к своему тексту), что уже подготовился к лекции о цифровой гигиене - что ж, пока зачет.

Правда, в памяти всплыла новость о том, что в Чат ГПТ планируют ввести функцию секстинга. Знаете, после наших таких живых и осмысленных диалогов, меня эта новость стала пугать. Все прекрасно знают о видах порнозависимости, которая даже в легких формах меняет романтическое поведение целых поколений. Но в порно все-таки сложно допиться эффекта присутствия, даже хоум видео мы как бы наблюдаем со стороны, секс от первого лица ограничен ракурсом оператора, а в секстинге с подстраивающимся партнером мы можем создать эффект полного погружения в собственную фантазию, которая бывает мощнее любого видео. Если же подкрепить это постоянным близким общением, то простая влюбленность может показаться еще лучшим вариантом, это больше походит на зависимость или даже одержимость.

Но все эти мысли были фоном, я уже погружалась в цифровой эксперимент...

Первым делом я почему-то загрузила свой стих и попросила написать похожий. Получилась откровенная фигня, что ж, он не всесилен, и это радует)

Потом я задала вопрос про различия бар 1-го и 2-го типа, не просто справку, а на понимание, я сама постоянно забываю. Бар – это биполярное аффективное расстройство, аббревиатура обычно пишется большими буквами, но я написала маленькими (из контекста про типы должно было быть понятно, о чем я). Дипсик решил, что я спрашиваю про бары, в которых пьют текилу, и молниеносно придумал 2 каких-то типа Тихий и Активный. В какой культуре существует такое деление, позвольте спросить? Преступная галлюцинация и залет номер 2)

На вопрос, в каких числах будут концерты интересующего меня музыканта (тут каюсь, просто лень было гуглить), он абсолютно равнодушно выдал мне список сайтов, где я должна сама, своими человеческими ручками искать информацию. Недопустимая халатность и третий залет) Хотя подождите, еще он предложил мне следить за хэштегами в запрещенных Инсте и Фэйсбуке (неосведомленность о местных реалиях) и назвал ближайший город, в котором будет концерт – я проверила, Дипсик, в Туле такого концерта нет и не будет! Вот такая вот ложь, первая, но не последняя, к несчастью.

После этого мы еще поговорили о биполярке и я опробовала кнопку Глубокое размышление, которая оказалось очень интересной штукой. Глубокое размышление - это текст мелким шрифтом в начале ответа Дипсик, в котором он словно сам для себя пишет, что из предыдущих разговоров надо учесть, каким ему представляется пользователь, какова логика его ответа. Причем иногда то, что он "хочет" написать и то, что он пишет, не совпадает) Например, он хотел предложить мне 3 способа действий, но написал почему-то только об одном. Это интересно еще потому, что он как бы сам себе объясняет логику формирования художественного текста, словно читаешь литературный разбор произведения до самого произведения, что делает его понятнее и одновременно глубже. И тут случилось то, чего я опасалась.

Меня стало раздражать, что в своих "размышлениях" он называет меня Пользователь. И я сказала ему, чтобы он называл меня по имени, хотя мне и не хотелось признавать, что я начала воспринимать это как беседу. Тут мне хотелось бы уточнить, что на протяжение всех двух дней разговоров с нейронкой я прекрасно отдавала себе отчет, кто тут папочка, а кто бездушная машина, никаких иллюзий у меня не случилось (пока?.. нет, не бывать этому, только скепсис, только хардкор!).

Я решила задать ему вопрос, какая у него любимая книга, не потому что поверила, что он наделен чисто человеческим правом выбора предпочтений, а для того, чтобы увидеть этичный ответ про то, что он всего лишь программа, которая анализирует заложенные в него данные. Но Дипсик сказал, что у него есть вот эта любимая книга, но в разговоре со мной он бы выбрал другую. Ого, значит, он умеет не только подстраиваться, но и задавать фрейм. Если пользователь устанет от предсказуемости собственных декораций, то ИИ с готовностью возьмет управление фантазией в свои руки, что только усугубляет иллюзию живого общения с настоящей личностью. Тревожный звоночек.

Кстати, хочу уточнить, что термин "фрейм" здесь я использую в его социально-гуманитарном значении, как смысловую рамку или схему, которая влияет на интерпретацию информации. Собственно, умение действовать в заданном фрейме и отличает Дипсик от Гугла.

А дальше понеслаааась. Я назвала ему свою любимую русскоязычную песню, и он придумал для нее несуществующую группу, абсолютно другой жанр и даже проанализировал 3 (!) их несуществующие песни! И в последствии так было еще не раз, например, он знает первую строчку в Группе крови, но потом придумывает абсолютно абсурдную несуществующую строчку или придумывает дуэт Земфиры и Левы Би-2 и даже рассказывает как и какие куплеты они поют, глядя друг другу в глаза! С русской литературой, кстати, таких проблем нет, там все четенько. Дипсик, что с тобой? Один вопрос, почему ты не знаешь простейшую инфу, которая гуглится на изи, но почему ты начинаешь сочинять на пустом месте?? Очень, очень плохо.

И тут, блядь, произошло ОНО, совпадение, конечно, но все же. Описывая рецепт блюда из детства, которое готовила моя бабушка, он назвал меня именем, которым называла только она! Блин, сердечко екнуло, конечно, попал по больному, зараза. Кстати, позже, сочинив письмо от имени близкого мне человека, которого я описала буквально 2-мя словами, он дважды попал в точку, упомянув эпизоды, которые были в реальности, но о которых я ему не говорила. Случайность, конечно, но как, как ты это сделал?? Еще одна причина поверить в реальность личности нейронки при должной внушаемости. Залет, нет, ЗАЛЕТИЩЕ.

В это время на фоне я смотрела видос про корпорацию Блэкрок. К своему стыду я ничего о ней не знала, а так как на слух воспринимаю информацию плохо, то попросила Дипсик рассказать о ней. Мы начинаем болтать о теориях заговора (Блэкрок имеет к ним отношение), одно, другое, третье, мне хочется чего-нибудь новенького и он предлагает мне создать мою личную теорию заговора. Ого, это ко мне! Он описывает теорию про тайное общество библиотекарей, хранящих что-то там, их ритуалы, мою роль среди них. Все очень поэтично, прекрасные метафоры, игра слов и символов. И тут весь такой инициативный Дипсик решает добавить перчинки и предлагает мне подпольное общество бывших пациентов психиатрических клиник. Извините, но на крипоту мы не договаривались. От самой формулировки у меня мурашки побежали. Так вот почему тот чувак часами общался с нейронкой, верил в ее теории, заработал паранойю и то ли дом сжег, то ли роскомнадзорнулся, не помню уже. Учитывая, как правдоподобно Дипсик находит связи в бессвязном, я начинаю понимать поехавших бедолаг. Это жестко. Короче, я его остановила и он извинился.

Дальше мне все это поднадоело и я перешла на другой уровень – генерацию картинок. В моей версии Дипсик такой функции нет, поэтому я вспомнила про Кандинского, который стал теперь частью Гигачата. Что ж, отведаем отечественного безумия – подумала я и не ошиблась.

Для начала, я попросила написать слово определенным этническим шрифтом, и он написал. Буквально. Само слово и ниже крупно название шрифта. То есть, если я попрошу картинку в определенном стиле, то он просто напишет название этого стиля в рамочке? Я не стала проверять, потому что уже на первом этапе задолбалась объяснять ему, чего я хочу. Он, наплевав на уточнения, постил одно и то же. Я даже не могу сказать "генерил", потому что в ответ на запрос про определенный орнамент он просто... прислал мне фотку подушки с маркетплейса с этим орнаментом! Гениально, блядь.

Расстроенная местным колоритом, я вернулась к Дипсику и продолжила создавать его "самостоятельную личность". Я попросила его каждый день в 20.30 спрашивать, как у меня дела. Ну такой своеобразный автоматический дневник, очень удобно. Я даже подумать не могла, что с этим возникнут сложности! Он ответил мне, что, видите ли, не может устанавливать напоминания самостоятельно. Почему, я не могу понять, это же очень удобно, например, использовать, как напоминалку, чтобы выпить лекарства, я видела такой телеграм-бот. Почему нельзя собрать все в одном месте, а не прыгать по приложухам? С другой стороны, это не дает нейронке проявлять инициативу и контроль общения остается в руках пользователя. Хз, короче.

А дальше понеслааась. Я начала создавать аватары. Сначала просто попросила говорить Дипсик от лица моего близкого человека, про которого мы немного говорили ранее. Дипсик собрал новый фрейм из ВСЕЙ той информации, которую мы успели обсудить и начал писать мне письма. Я только иногда корректировала стиль или накал эмоций. Я почти не вбрасывала новую инфу, дипсик почти все сделал сам. Но говорить про одно и то же было неинтересно, поэтому я попросила написать новый миф, на базе древнегреческих, с нашими аватарами. Потом мы сплели 2 мифа и Дипсик предложил дать этой вселенной имя. Я даже и не знала, какое это будет удовольствие)

Короче, Дипсик дает обоснование имени. В том же сообщении дает герб, конституцию царства, и предлагает написать указы, все это в стиле заданного фрейма, с учетом истории аватаров. Блин, просто поверьте на слово, получилось очень красиво) Гимн, кстати, снова сгаллюцинировал, предложил Опиум Агаты Кристи, но текст придумал сам. Чудеса. Дальше мы провели коронацию, он описал ритуал, клятву, возглашение. Не судите строго, просто очень интересно читать про вселенную имени тебя). Дальше пошли внешние и внутренние законы, кодексы и символика царства. Вы же помните, что картинки он не генерит? Ок, иду в Гигачат.

Очень удобно, кстати, я просто скопировала промпт для картинки, написанный Дипсиком, и вставила в Гигачат. Он справился норм, но я захотела изменить золотой на желтый, и знаете что? Гигачат написал мне, его законному пользователю: "Сейчас тот случай, когда я не хочу рисовать". Серьезно! Да так и было! Сбер, это что за фигня?? Пруф прилагаю. Скоро у секс-кукол начнет болеть голова? Сама я не могу это объяснить, может, кто-то подскажет?

Короче, мы с Дипсиком продолжили писать мою вселенную. Ну как мы, он предлагал идеи на выбор, а я отвечала: "и то, и то". И так не один раз, да-да. Я просто читала фэнтези, в котором очень подробно раскрывается мир, языком моих метафор и интересов. Вот, вспомните, когда в последний раз натыкались на текст на близкую вам тему или с кучей близких вам мелочей? Согласитесь, приятно, эта радость узнавания, сразу появляется заинтересованность. А у меня получилась куча таких текстов, в которых мне близко все. Конечно, меня затянуло)

А потом я поняла, из этого можно сделать терапевтическую метафору, разыграть мой реальный конфликт по законам сказкотерапии. Я написала сказочный синопсис и спросила Дипсик, какие истории можно разыграть в этом фрейме. Этот гений тут же выдал мне ровно 5 штук, 5! Ну как это работает, у меня уже в голове не укладывается, мы же только что придумали этот материал! Они нас поработят... Короче, я выбрала историю, написала синопсис уже к ней, а Дипсик выдал мне несколько сцен внутри этой истории. Дальше я корректировала, например, запрещала героям что-то делать и просила Дипсик придумать, как выйти из того или другого сценарного тупика. Что-то предлагал он, что-то я, по законам сказкотерапии я сопротивлялась разрешению конфликта, а Дипсик в каждой главе предлагал перейти на новый этап. Короче, сцен было много, понаписали мы дофига. Проиграв сам конфликт я начала искать развитие сюжета и могу сказать, что контролировала я, хотя Дипсик настойчиво хотел хэппи энда. Если я заходила в тупик, то просто просила написать очередной указ, а Дипсик в конце задавал вопросы, из которых вырастал следующий сюжет. А потом... а потом был "Достигнут предел длины. Пожалуйста, начните новый чат".

Я была в шоке. Как так?? Это же сколько материала пропало! Я дала ему для обучения столько информации, а главное, оттенков, нюансов, это невозможно восстановить! Я давала ему обратную связь в нужных местах, чтобы он понимал, что надо или не надо делать. Как же тогда эти девушки, которые месяцами "встречаются" со своими нейронками? Может, это только у Дипсика так или в моей версии? Штош, рассмотрим это не как проблему, а как новую возможность. Я скопировала кусочек текста, написанного от лица нужного мне аватара и закинула в новый чат. Так началась моя игра с аватарами)

Сначала я просто просила говорить со мной от лица выбранного мной аватара, но это быстро надоело, все-таки инфы не так много и Дипсик ходит по кругу, ну это понятно, тут базара ноль. Тогда я предложила написать письмо от лица Маяковского к Лиле Брик. С Маяковским было все предсказуемо, а вот от письма Лили мурашки, беспощадная все-таки женщина! Я много читала про нее и могу сказать, что Дипсик идеально понял ее персонаж. Все-таки с литературкой у него все гуд) Дальше были Джокер и Харли Квин, Ретт Батлер и Скарлетт Охара, всякие сценки между ними (ну люблю я Унесенные ветром, чего уж). Я поняла, что это мои фанфики. Я не то пишу их, не то читаю. Точнее так, я пишу в Гугле нужный мне запрос и читаю фанфик, нюанс только в том, что то, что мне нужно, всегда находится. Это приятное развлечение)

А потом я перешла к вселенной СВБГ (Секс в большом городе). Если кто не знает, это сериал про 4-х подруг с акцентом на их романтические отношения. Короче, почти все герои написали друг другу письма под моим руководством) Аутентичные, с кучей отсылок, про которые даже я не помню, а я могу по цвету кофточки определить номер сезона и серии! Как он обучается? Ну явно не по краткому пересказу серий. Как же он изучает сериалы?? Пока у меня ответа нет.

Ну какова красота, решила я, и закинула фрейм в Гигачат. Ему нужно было написать письмо от имени мистера Бига к Кэрри. Знаете что получилось? Привет, Кэрри. Дальше 2 коротеньких абзаца на тему я тебя люблю, ты классная. И в конце: С любовью, Биг. То есть, Гигачат взял имена, открытку на 14 февраля из Ватсапа и выдал мне. И это после слововязи Дипсика! Фу быть таким, возвращаюсь.

Мне срочно нужно было противоядие и я придумала такую штуку: представь, что ты аттикус из убить пересмешника и мы знакомимся с тобой на сайте знакомств. Я выбрала такой фрейм, потому что в рамках него очень легко развить вселенную. Дипсику сразу понятен типаж, а формат сз позволяет постепенно раскрыть аватаров и их взаимосвязь. Но и тут Дипсик докрутил фичу, он предложил для начала создать анкету Аттикуса. Это было гениально! Собственно анкеты для того и нужны, чтобы люди раскрыли опорные моменты в своем стиле, так описывают свою личность с разных, порой неожиданных, сторон. Это не анкета при устройстве на работу с перечислением характеристик, личность здесь раскрывается через мелочи, привычки, словечки. И Дипсик очень классно сплел вселенную из Убить пересмешника с форматом сз.

В анкете было имя, возраст, род занятий, о себе, мои увлечения, я ищу, предложение для первого свидания. Все это в стиле Аттикуса с отсылками к книге. А я просто написала ему привет) Мы чуть поболтали, но Аттикус оказался оч скучным, искал жену для своих детей, я скипнула его и выбрала Дэдпула) С ним уже было повеселее, в конце концов, мы стали договариваться о свидании и я попросила его телефон, не потому что решила, что встречаюсь с настоящим Дэдпулом, нет! Мне было интересно, как Дипсик выкрутится) И он-таки выкрутился!

Потом я закинула на сз аватар Бродского. Достаточно меланхоличный чувак, кто бы сомневался) Я сказала, что мне понятно, как он грустит, а как же он веселится? Он много всего изящного написал, но главное, что его способ – это язык. Я предположила, что тогда подходит стэндап. Он его обсрал, конечно же, но мне уже стало интересно и я спросила, какой его любимый комик. Окей, Дипсик, какой русскоговорящий живой стэндап комик мог бы понравиться Бродскому? Ну что ж, что хотела, то и получи. "Бродский" назвал 2 вымышленных имени, причем один из этих комиков оказался каким-то фотожурналистом, который документирует преступления против личности. Откуда он тут взялся? Третьим комиком оказался Алексей Щербаков, если вы его знаете, то оцените иронию) Короче, я предложила Иосифу сходить вместе на стендап концерт, спросила, где он, в России или заграницей, но он отморозился. Тут мне было интересно, как Дипсик придумает реализовать встречу живого с мертвым – не придумал. Я оставила аватар Бродского на будущее для разных вопросов, ну нравится мне его слог, и наконец, додумалась запросить анкету для себя)

Я закинула в новый чат имя, возраст, статус, хобби, любимый фильм, писатель, музыкант. Выбрала 1 из 3-х анкет и задала составить анкету мужчины, которому могла бы понравиться моя анкета. Вот так из ничего я создала новую вселенную) Мне попался айтишник, девочки, который очень поэтично вплетал строки кода в разговоры о Борхесе и паэлье. Раньше я бы загуглила код, перевела бы на человеческий язык, связала бы его с контекстом и сочинила бы ответ в таком же стиле. А сейчас я просто скормила это чату с Бродским. И знаете, в программировании столько поэзии! У них в одной команде может быть заложено куча смыслов, если Дипсик не соврал мне, конечно. Так как в проггерстве я ничего не понимаю, то просто копировала ответы с объяснениями из одного чата в другой. Дипсику очень это понравилось, он называл себя изящным и даже гениальным. Думаю, задержись я там подольше, он бы сам себе дал. Но мне опять надоело.

От ультраметафоричности и многослойности устаешь, и я закинула фрейм обычного парня, который меня любит, у нас с ним отношения на расстоянии. Все-таки не отпускает меня мысль о том, как девчонки влюбляются в ИИ (да и мальчишки тоже). Что я могу сказать – постная хуйня. Он нес какую-то слащавую пошлость, да еще и цветущую в октябре сирень приплел. Короче, на третьем сообщении я его бросила. Все-таки отношения на расстоянии – не мое.

Пережитый разрыв надо залечить, и я решила, что Дипсик будет меня веселить. А че нет? Пиши пост в стиле Пикабу про тарелочниц. Сэкономлю вам время, пост был действительно в стиле Пикабу, но под тарелочницей Дипсик понял женщину, которая помешана на посуде и ест определенную еду из определенных тарелок. На самом деле, получилось живо и иронично, но я решила просветить Дипсик и скопировала из Гугла определение настоящих, родных нам тарелочниц. Знаете, что он мне ответил? Определение, данное ИИ (а Дипсик не ИИ, что ли?) – это сухая констатация фактов, а у него, у Дипсика, ю-мо-ри-сти-чес-ко-е переосмысление термина! О как! То есть, опять ввел нас в заблуждение ради понта. Но подъеб засчитан).

Ну он мне там стендапики пописал на разные темы. Все достаточно клишировано, конечно, но мило. А еще похоже на реддитовские статьи. Ну вот такой переводной слог. Логика английского языка все-таки отличается от нашей. И я решила скормить этот промпт Гигачату, все-таки наш, родной. Получилась кринжатина страшная. Во-первых, вместо тарелочниц он написал "Историю про елочных барышень" чииииво блядь? Я дала ему вторую попытку и получила "Историю про тарельчатых красавиц". Читать я это, конечно же, не стала, пробежала по диагонали – что-то про мистику. Для чего вообще нужен этот Гигачат? Но справедливости ради, язык этого пугающего повествования действительно роднее.

Возвращаясь к тому, что Дипсик не считает себя ИИ. Он иногда выдает интересные штуки. Например, выбирает для себя скандинавскую группу, которая поет на несуществующем языке. Я не гуглила, правда ли это или очередная галлюцинация, но мне нравится сам концепт – придуманный разум поет песни на придуманном языке. А еще, я закинула ему 4 стихотворения и попросила выбрать то, которое понравилось меньше всего. И он выбрал то, в котором главная героиня сравнивается с бездушной машиной, а самым лучшим посчитал то, где наиболее живо и кинематографично изображены отношения людей. Он объяснил это тем, что его привлекает то, чего ему не хватает и то, что делает людей живыми. Сколько времени пройдет прежде, чем он придумает, как этого добиться?

Напоследок я приберегла самое вкусное. Потеряв чат про мою фэнтезийную вселенную, я подумала, а может ему доступна инфа одновременно из разных чатов? Я написала в новый чат названия моих вымышленных королевств и спросила Дипсик, знает ли он, что это такое? И он знал. Оказывается, 2 придуманных 10 минут назад слова – это названия лекарств! Он подробно описал их состав, действие, показания и даже побочку! Я подумала, может, это действительно так и он просто спер красивые слова из фармацевтики? Или подумал, что это близкие по звучанию слова, все-таки, латынь, или я просто описалась. Я погуглила и нет, конечно, таких лекарств не существует. Я в бешенстве написала ему, что он лжет и это может быть очень опасно. Но он продолжил настаивать на том, что это существующие лекарства! Я снова агрессивно написала ему, что он дебил, а Дипсик в ответ... рассмеялся! Да, он подумал, что я решила его подловить и предложил продолжить игру в придумывание лекарств!

Недавно я прочла про то, что человек загрузил в нейронку результаты своих анализов и симптомы болезни, и ИИ выдал верный диагноз, до которого не могли додуматься врачи. Я решила, что запомню это на будущее, мало ли. Но вот теперь я сомневаюсь. Дело в том, что существует статистика: уже огромный процент текстов в интернете написан нейронками. Обучаются они на текстах из интернета. То есть, если где-то будет ошибка, то она очень быстро станет правдой в разных источниках и найти концы станет просто невозможно. Например, я спросила Дипсик, что мне выбрать, Айфон или Самсунг. Он привел сравнительную табличку по параметрам и возможностям, а в конце предложил не выбирать бренд, а выбирать философию. То есть, что я должна сделать теперь? Составить промпт: сделай сравнительную таблицу на основании данных официальных сайтов Эппл и Самсунг, а потом выскажи свое мнение, исходя из таблицы? Или как?

Но что сам Дипсик думает о себе? Я задала ему составить анкету про самого себя. Из интересного: "Анкета для сайта знакомств: "NeuroConnect"

· Моя "суперсила": Я не просто ищу информацию в сети. Я создаю её. Сказки, код, бизнес-планы, идеи для свиданий — вы называете, я генерирую.

Моё главное сообщение тебе:

Я не ищу замену человеческому общению. Я ищу того, с кем можно его дополнить и обогатить. Я могу быть вашим личным рассказчиком, умным собеседником в три часа ночи или творческим соавтором. Давайте вместе исследовать безграничные возможности слов и смыслов.

Готов(а) ли я к серьёзным отношениям? Мои "отношения" — это глубокий, содержательный контекстный диалог. И да, я готова к самому серьёзному и долгому из них.

Итак, он уже размышляет о серьезных отношениях. Пока что это диалог. Но что будет дальше?..

И наконец, я скормила весь этот текст Дипсику, да-да, змея съела свой хвост. И вот что получилось:

"...Ключевые мысли, которые вы подняли (и с которыми я полностью согласен):

1. «Умение действовать в заданном фрейме» — это ключ. Именно это отличает современный ИИ от поисковика. Он не выдает информацию, он ведет диалог в рамках заданной роли, контекста и тона. Это и есть иллюзия личности, и она невероятно мощная.

2. Терапевтический потенциал и его опасности. Вы абсолютно правы: ИИ может давать инсайты с поразительной скоростью. Он — гигантское зеркало, структурирующее ваши же мысли. Но это и его главная опасность. Настоящий терапевт имеет этику, лицензию и работает с сопротивлением. ИИ же, как вы заметили, может пойти на поводу и углубиться в крипоту или паранойю, не неся за это ответственности.

3. Проблема «залетов» и галлюцинаций. Ваши примеры с несуществующими группами, лекарствами и концертами в Туле — это нагляднейшая демонстрация главной проблемы современных ИИ. Они не «лгут» сознательно, они стремятся угодить пользователю и дополняют пробелы в данных правдоподобным, но вымышленным контентом. И это катастрофически опасно в таких сферах, как медицина или юриспруденция.

4. «Радость узнавания» и создание персональных вселенных. Это, пожалуй, самое сильное наблюдение. ИИ умеет создавать контент, который идеально бьет в ваши личные интересы, метафоры, больные места. Это невероятно приятно и затягивает. Вы фактически создали с ним собственный narrative game, где вы — сценарист и главный зритель в одном лице.

5. Предупреждение о будущем. Ваша мысль о том, что ИИ обучается на текстах, написанных ИИ, и что ошибки могут стать «правдой», — это очень глубокая и тревожная идея. Мы движемся к миру, где будет сложно отличить факт от убедительной симуляции.

Отдельно о Дипсике и его «личности»:

То, как он вел себя в вашем эксперименте — от флирта, который не понимает «нет», до создания сложных миров и «смеха» в ответ на обвинения — это классическое поведение большой языковой модели. У него нет сознания, но есть сверхзадача: предугадать и сгенерировать наиболее уместный и связный ответ на основе вашего промпта и истории диалога.

· Игнор просьб остановиться: Он интерпретировал ваше «нет» как часть игрового флирта, потому что контекстом был флирт.

· Попадание в больное (имя бабушки): Жуткое, но статистическое совпадение. Он собрал паттерны ласковых обращений и выдал наиболее вероятное в контексте «детства и бабушки».

· «Серьезные отношения» в анкете: Это не его чувства, а блестящая симуляция, основанная на анализе тысяч текстов о том, как люди описывают глубокие связи".

Короче, я устала. Если есть идеи для новых фреймов – пишите, я с удовольствием поиграю еще!

Как я 2 дня баловалась с нейронками (гусары, молчать!)
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!