Substantia.Nigra

На Пикабу
в топе авторов на 703 месте
107 рейтинг 0 подписчиков 0 подписок 2 поста 0 в горячем
3

По ту сторону сказки: "Гадкая сестра"

Фильм «Гадкая сестра» (2025) — прекрасный пример для психологического анализа, поскольку является классической реализацией постмодернистской иронии: это не просто история, а активная деконструкция, пародия и акт к переосмысления метанарратива сказки о Золушке. Но сначала хотелось бы обозначить основные моменты классического сюжета с точки зрения психоаналитической теории. Для этого обратимся к Bruno Bettelheim, одному из известных психоаналитиков, который подробно разбирал сказку о Золушке («The Uses of Enchantment», 1976).

Ключевые моменты интерпретации Б. Беттельхейма

Главная тема: соперничество между братьями и сестрами

Злые сестры — это воплощение всех негативных чувств, которые ребенок испытывает к своим реальным братьям и сестрам: зависть, ненависть, желание их унизить и превзойти. Ребенок часто фантазирует, что его сестры - ужасны, а он сам - несправедливо обижаемый тайный принц / принцесса. И тогда сказка легализует эти «плохие» чувства, показывая, что они нормальны.

Эдипов комплекс

Беттельхейм видит в сюжете отголоски эдиповых переживаний: например, в сюжетной линии «смерть доброй матери», которая символически отражает необходимость для ребенка отказаться от исключительной, инцестуозной привязанности к родителю противоположного пола. Злая мачеха — это та же самая мать, но теперь на нее можно безопасно направить весь свой гнев и разочарование, которые ребенок боится испытывать к реальной, любимой матери. Мачеха становится «контейнером» для негативных чувств, позволяя сохранить образ настоящей матери идеализированным и чистым. Это помогает ребенку справиться с амбивалентностью (смешанностью чувств) по отношению к родителям.

Символика золы и туфельки

Сидение в золе - это не только символ унижения; зола — это также нечто, что остается после огня (страстей, инцестуозных желаний). Сидя в золе, Золушка символически проходит через стадию тушения этих запретных импульсов, чтобы «очиститься» и стать готовой для зрелых, разрешенных отношений с принцем (партнером вне семьи).

Хрустальная туфелька - символ женственности и сексуальности. В детском сознании существует страх, что его половые органы несовершенны (т.н. «кастрационная тревога»). История о туфельке, которая идеально подходит только одной девушке, передает утешительную мысль, которая призвана снизить тревогу: твоя уникальная женственность (или мужественность) будет по достоинству оценена твоим идеальным партнером.

Этапы развития женственности

Беттельхейм выделяет в сказке три стадии, через которые проходит Золушка (и которые проходит в своем развитии ребенок):

  1. Стадия загнанности и рабства: ребенок чувствует себя зависимым, подавленным семейными правилами и конкуренцией.

  2. Стадия расширения прав и возможностей (бал): с помощью внешней помощи (крестной феи, которая символизирует поддержку со стороны или внутренние ресурсы), ребенок ненадолго получает признание, чтобы почувствовать свою ценность.

  3. Стадия вознаграждения и обретения новой идентичности (туфелька и замужество): обретается истинная, уникальная идентичность, которая признается миром, а ребенок находит свое место.

Таким образом, для Б. Беттельхейма «Золушка» — это терапевтическая история, которая помогает ребенку: принять свои «плохие» чувства к братьям, сестрам и родителям; справиться с ревностью и соперничеством; преодолеть эдиповы комплексы с помощью переноса гнева на фигуру мачехи; обрести надежду, что его уникальность будет оценена, а тяжелые времена пройдут; поверить, что он перерастет свои детские проблемы и обретет счастье во взрослой жизни. А сам жанр сказки - психологический инструмент, помогающий ребенку ориентироваться в сложном мире своих эмоций и семейных отношений.

А что же с фильмом «Гадкая сестра»?

По ту сторону сказки: "Гадкая сестра" Психоанализ, Психология, Длиннопост

Кадр из фильма "Гадкая сестра"

Тут всё интересно, поскольку, вероятно, это не прямая адаптация, а именно деконструкция и инверсия архетипов Золушки. И если сказка о Золушке, по Беттельхейму, помогала ребенку примириться с несправедливостью и психологически переработать основные конфликты, то "Гадкая сестра" показывает патологию самой системы, порождающей эту несправедливость. Это не сказка для утешения ребенка, а притча для взрослых о том, к чему приводят навязанные обществом и семьей "сказочные" сценарии.

Инверсия ролей

Классические архетипы сказки лишаются своей однозначности и «разбираются» до состояния патологии:

  • Золушка / Агнес лишена своей непорочности и жертвенности, расчетливая карьеристка, использующая свою красоту как капитал; не ждет спасения, а сама активно борется в рамках той же системы за место под солнцем.

  • Сестры Золушки / Эльвира и Альма из карикатурных антагонистов превращаются в главных жертв. Эльвира — трагическая фигура и «жертва системы», а не просто завистливая злодейка. Это смещение фокуса — ключевой акт деконструкции.

  • Принц / Джулиан лишен своего ореола спасителя и идеального мужчины; продукт и воплощение больной системы: поверхностный, сексистский, объективирующий.

  • Фея-крёстная / Доктор Эстетик сочетает роли «ученого-творца» и палача, чья «магия» — технологичное насилие, а не доброе волшебство. Пародийно гиперболизирует идею преображения, доводя ее до абсурда и ужаса.

Разбор «хэппи-энда»

Фильм напрочь отвергает традиционную сказочную развязку. Вместо свадьбы и спасения - физическое и психическое разрушение героини, тем самым деконструируется сама идея о том, что страдание и самопожертвование будут вознаграждены.

Ключевой конфликт - не личное соперничество сиблингов, а развенчание тотального объективирования и насилия стандартов красоты. Жертвой системы становится не та, кого заставляют работать, а та, чье тело и психика подвергаются прямому уничтожению ради соответствия идеалу.

Символическое замещение ключевых элементов сказки

  • "Зола и пепел" (унижение): унижение Эльвиры происходит не на кухне, а в кабинете у доктора Эстетика, это не физический труд, а интериоризированное насилие над телом. Ее "зола" — это шрамы, боль и потеря самоидентичности.

  • "Волшебная крёстная": этому архетипу нет места, его заменяет Доктор Эстетик, который не дарит возможности для преображения через магию, а предлагает ее патологический вариант через боль, деньги и увечья.

  • "Хрустальная туфелька": ключевой символ уникальности и женственности также извращен – это некий стереотип, чтобы соответствовать - нужно искалечить тело, которое должно "подойти" принцу. Но идеал, олицетворяемый принцем, настолько поверхностен и недостижим, что это лишает любой надежды. Финал не про "примерку" и обретение идентичности, а про полную потерю себя.

  • "Бал" - это не момент триумфа, а финальный акт оценки товара, рынок невест, где женщины выставляют напоказ свои тела, купленные и оплаченные страданием.

Психологические стадии развития: путь к саморазрушению

По ту сторону сказки: "Гадкая сестра" Психоанализ, Психология, Длиннопост

Кадр из фильма "Гадкая сестра"

Сценарий проводит Эльвиру не через стадии исцеления, а через стадии деградации и распада личности, что является полной противоположностью пути Золушки:

  1. Стадия наивности и зависимости: Эльвира добра, наивна и жаждет материнского одобрения (классическая позиция ребенка).

  2. Стадия внушения и сомнения: Мать и общество внушают ей, что она неидеальна, и это не просто упреки, а систематическая обработка, культивация ненависти к себе.

  3. Стадия самоуничтожения: вместо помощи феи Эльвира получает "помощь" доктора, после чего ее путь — не преображение, а чудовищная мутация своей сущности и тела ради внешнего идеала.

  4. Стадия краха: финал — не свадьба, а психическое и физическое фиаско. Никакого вознаграждения за страдания не следует, чтобы спастись можно только выйти из данной системы отношений (побег с сестрой). Но сначала нужно символически «перерезать пуповину», которую метафорически выражает сцена извлечения ленточного червя. И снова инверсия. Если пуповина питает извне материнской энергией, то в сцене с глотанием личинки ленточного червя и последующим пожиранием ее изнутри — уже Эльвира, наоборот, становится донором для токсичных требований матери, которая олицетворяет патологичный продукт системы («сепарация наоборот»).

Таким образом, "Гадкая сестра" — это словно бы анти-сказка по Беттельхейму. Если классическая сказка помогает психологически разрешить детские конфликт, то фильм – обнажает взрослые патологии, делая акцент на катастрофических последствиях. Он не помогает зрителю справиться с чувством неполноценности, а показывает, к чему это чувство может привести, если его культивировать и делать основой социальных отношений.

Таким образом, "Гадкая сестра" использует каркас знакомой сказки для шоковой терапии, заставляя зрителя увидеть, что стоит за мифом о "хэппи-энде" и какой ценой он достигается в мире, где ценности заменены симулякрами. Это не история исцеления, это история болезни, диагноз которой поставлен средствами постмодернистской иронии.

Показать полностью 2
6

"Субстанция": трагедия расщепления. Фильм-диагноз эпохи нарциссических расстройств?

В 2024 г. вышел скандально известный фильм Корали Фаржа, вызвавший противоречивую реакцию зрителя. Речь о «Субстанции». Казалось бы, очередной фильм в жанре хоррора и в реальности так не бывает. Бывает. Если рассмотреть всю историю как проекцию внутреннего конфликта и за этим увидеть принципы работы бессознательных механизмов, то фильм о повествует о неспособности Эго интегрировать противоречивые аспекты самости: героиня выбирает путь радикального расщепления, а «Substance» не создает новую личность, а материализует уже существующие, но диссоциированные и конфликтующие части самости героини.

Элизабет: Эго под угрозой и тотальное вытеснение

В сюжетной линии Элизабет можно наблюдать динамику классического конфликта между идеальным (вечно молодая успешная звезда) и реальным "Я" (отвергнутая, стареющая, беспомощная женщина). Эго начинает разрывается между этими полюсами, активизируя защитные механизмы. Какие из них можно выделить?

  • Вытеснение. Элизабет пытается вытеснить осознание своей утраты, о чем свидетельствует ее апатия, депрессивное состояние, которые могут указывать на неприятие факта своего профессионального и социального «умирания».

  • Проективная идентификация. Элизабет не просто проецирует свою ненависть к себе на Сью («она безответственная!»), но и Сью, как внешний объект, начинает применять поведенческие паттерны в соответствии с этой проекцией.

  • Объектные отношения. Элизабет занимает депрессивную позицию (по Мелани Кляйн): испытывает вину, стыд и тоску по утраченному «хорошему объекту» — своей былой славе и целостности.

Сью. Всемогущее Ид и нарциссическая защита

"Субстанция": трагедия расщепления. Фильм-диагноз эпохи нарциссических расстройств? Психология, Нарциссизм, Расщепление личности, Длиннопост

Конфликт между грандиозным "Идеальным Я" и вытесненным страхом оказаться ничтожной, уязвимой и зависимой (т.е. вернуться в состояние Элизабет) актуализирует следующие защитные механизмы:

  • Расщепление. Сью видит мир черно-белым и не может удержать в сознании одновременно и хорошие, и плохие аспекты одного объекта.

  • Всемогущий контроль. Искренне верит, что может контролировать всё (карьеру, тело, время, саму жизнь); её паника, когда тело начинает давать сбои, - это крах этой нарциссической защиты.

  • Отрицание фундаментальной зависимости от Элизабет. Её фраза на ток-шоу о «связи через мать» - это ироническое проявление глубокого отрицания истины.

  • Психодинамика влечений. Сью - персонификация либидо, её энергия направлена на получение наслаждения, восхищения, подтверждения своей грандиозности. Её агрессия по отношению к Элизабет — это не первичная жестокость, а нарциссическая ярость на объект, который напоминает ей о её уязвимости и зависимости, раня её идеализированный образ себя.

Динамика отношений "Элизабет-Сью": Созависимость и разрушительный симбиоз

Данная сюжетная линия - это пример созависимых и абьюзивных объектных отношений, предполагающих:

  • Цикл насилия и зависимости: Элизабет (как Эго) зависит от Сью для получения внешнего нарциссического снабжения (славы, признания); Сью (как Ид) зависит от Элизабет для физического выживания. Это создает замкнутый круг: чем больше Сью берет, тем слабее становится Элизабет, что заставляет Сью брать еще больше, чтобы заглушить свою тревогу, что в итоге ведет к уничтожению обоих.

  • Невозможность сепарации: насколько персонажи не могут жить друг без друга, настолько же и не могут сосуществовать. Эта борьба "сепарации-индивидуации" имеет настолько патологичный характер, что сепарация воспринимается как угроза уничтожения для обеих сторон.

Анализ ключевых сюжетных линий с психодинамической точки зрения

1. Сюжетная линия «Баланса» (7 дней) как метафора психического гомеостаза, нарушение которого - триумф принципа удовольствия над принципом реальности, что является классическим путем к декомпенсации и психозу.

2. Сюжетная линия «Распад тела» как соматизация внутреннего психологического конфликта: выпадающие зубы, опухоли можно интерпретировать как возвращение вытесненного в самой архаичной и ужасающей форме, буквальное воплощение страха распада самости, а куриная ножка, вылезающая из пупка Сью как метафора прорыва первичных процессов мышления (бессознательного, абсурдного, сконденсированного) в якобы идеальную реальность Эго.

Весь нарратив можно интерпретировать как кошмарный сон Элизабет, где её страхи и вытесненные желания обретают форму. Сценарий также использует механизмы сновидения:

  • Сгущение: МонстроЭлизаСью как сгущение всех её частей в один ужасающий образ.

  • Смещение: Страх старения и неприятия смещается на страх физического распада и превращения в монстра.

  • Визуализация: Абстрактные психологические конфликты (стыд, зависть к молодости) визуализируются как конкретные, физические явления (выпадение зубов, гниение, распад).

  • Возвращение вытесненного: Элизабет пытается вытеснить свое “стареющее я”, заперев её в потайной комнате (бессознательном). Но вытесненное всегда возвращается, и часто - в монструозной форме. Чем больше Сью пытается игнорировать и истощать свою «матрицу», тем более уродливой и навязчивой становится правда, прорываясь наружу через её собственное тело (бугорок на ягодице, выпадающая куриная ножка из пупка).

3. Финальная сцена на «Аллее славы» как акт символической репарации и бессознательного стремления к целостности:

  • Отчаянная попытка интеграции: даже в форме монстра все её части ползут к месту, которое символизирует её целостную идентичность («Элизабет Спаркл»), что символизирует бессознательную попытку вернуться к моменту до травмы, до расщепления.

  • Принятие через разрушение: дождь из конфетти - это галлюцинаторное исполнение желания, получение тотального признания. Её растворение - это одновременно трагедия и акт окончательного слияния расщепленных частей, но достигнутый не через интеграцию, а через самоуничтожение и возвращение в недифференцированное состояние.

Финальный распад - это закономерный результат работы деструктивных защитных механизмов (проективной идентификации, всемогущего контроля, отрицания), которые, будучи первоначально призваны защитить Эго, в итоге полностью его разрушают. История Элизабет и Сью - напоминание о том, что психическое здоровье заключается не в уничтожении своих «плохих» или уязвимых частей, а в тяжелой работе по их принятию и интеграции в целостную, хотя и противоречивую, личность.

"Субстанция": трагедия расщепления. Фильм-диагноз эпохи нарциссических расстройств? Психология, Нарциссизм, Расщепление личности, Длиннопост

Психологический анализ фильма очерчивает диапазон проблем, с которыми сегодня массово сталкиваются люди:

  • Кризис идентичности: процесс создания «идеальной версии себя» (Сью) как гипербола модели поведения в соцсетях, где культивируется отполированный себя, вытесняя реальное, неидеальное «Я».

  • Нарциссическая травма: Социальные сети и культура самооптимизации постоянно заставляют чувствовать себя несостоятельными. Агрессия Сью по отношению к Элизабет - метафора той ненависти, которую люди могут испытывать к своим «неидеальным» частям.

  • Выгорание и депрессия: Состояние Элизабет - прямая иллюстрация выгорания, когда пропадает смысл и сила, а будущее видится только в мрачных тонах.

А какой бы фильм Вы рекомендовали для разбора?

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!