"Субстанция": трагедия расщепления. Фильм-диагноз эпохи нарциссических расстройств?
В 2024 г. вышел скандально известный фильм Корали Фаржа, вызвавший противоречивую реакцию зрителя. Речь о «Субстанции». Казалось бы, очередной фильм в жанре хоррора и в реальности так не бывает. Бывает. Если рассмотреть всю историю как проекцию внутреннего конфликта и за этим увидеть принципы работы бессознательных механизмов, то фильм о повествует о неспособности Эго интегрировать противоречивые аспекты самости: героиня выбирает путь радикального расщепления, а «Substance» не создает новую личность, а материализует уже существующие, но диссоциированные и конфликтующие части самости героини.
Элизабет: Эго под угрозой и тотальное вытеснение
В сюжетной линии Элизабет можно наблюдать динамику классического конфликта между идеальным (вечно молодая успешная звезда) и реальным "Я" (отвергнутая, стареющая, беспомощная женщина). Эго начинает разрывается между этими полюсами, активизируя защитные механизмы. Какие из них можно выделить?
Вытеснение. Элизабет пытается вытеснить осознание своей утраты, о чем свидетельствует ее апатия, депрессивное состояние, которые могут указывать на неприятие факта своего профессионального и социального «умирания».
Проективная идентификация. Элизабет не просто проецирует свою ненависть к себе на Сью («она безответственная!»), но и Сью, как внешний объект, начинает применять поведенческие паттерны в соответствии с этой проекцией.
Объектные отношения. Элизабет занимает депрессивную позицию (по Мелани Кляйн): испытывает вину, стыд и тоску по утраченному «хорошему объекту» — своей былой славе и целостности.
Сью. Всемогущее Ид и нарциссическая защита
Конфликт между грандиозным "Идеальным Я" и вытесненным страхом оказаться ничтожной, уязвимой и зависимой (т.е. вернуться в состояние Элизабет) актуализирует следующие защитные механизмы:
Расщепление. Сью видит мир черно-белым и не может удержать в сознании одновременно и хорошие, и плохие аспекты одного объекта.
Всемогущий контроль. Искренне верит, что может контролировать всё (карьеру, тело, время, саму жизнь); её паника, когда тело начинает давать сбои, - это крах этой нарциссической защиты.
Отрицание фундаментальной зависимости от Элизабет. Её фраза на ток-шоу о «связи через мать» - это ироническое проявление глубокого отрицания истины.
Психодинамика влечений. Сью - персонификация либидо, её энергия направлена на получение наслаждения, восхищения, подтверждения своей грандиозности. Её агрессия по отношению к Элизабет — это не первичная жестокость, а нарциссическая ярость на объект, который напоминает ей о её уязвимости и зависимости, раня её идеализированный образ себя.
Динамика отношений "Элизабет-Сью": Созависимость и разрушительный симбиоз
Данная сюжетная линия - это пример созависимых и абьюзивных объектных отношений, предполагающих:
Цикл насилия и зависимости: Элизабет (как Эго) зависит от Сью для получения внешнего нарциссического снабжения (славы, признания); Сью (как Ид) зависит от Элизабет для физического выживания. Это создает замкнутый круг: чем больше Сью берет, тем слабее становится Элизабет, что заставляет Сью брать еще больше, чтобы заглушить свою тревогу, что в итоге ведет к уничтожению обоих.
Невозможность сепарации: насколько персонажи не могут жить друг без друга, настолько же и не могут сосуществовать. Эта борьба "сепарации-индивидуации" имеет настолько патологичный характер, что сепарация воспринимается как угроза уничтожения для обеих сторон.
Анализ ключевых сюжетных линий с психодинамической точки зрения
1. Сюжетная линия «Баланса» (7 дней) как метафора психического гомеостаза, нарушение которого - триумф принципа удовольствия над принципом реальности, что является классическим путем к декомпенсации и психозу.
2. Сюжетная линия «Распад тела» как соматизация внутреннего психологического конфликта: выпадающие зубы, опухоли можно интерпретировать как возвращение вытесненного в самой архаичной и ужасающей форме, буквальное воплощение страха распада самости, а куриная ножка, вылезающая из пупка Сью как метафора прорыва первичных процессов мышления (бессознательного, абсурдного, сконденсированного) в якобы идеальную реальность Эго.
Весь нарратив можно интерпретировать как кошмарный сон Элизабет, где её страхи и вытесненные желания обретают форму. Сценарий также использует механизмы сновидения:
Сгущение: МонстроЭлизаСью как сгущение всех её частей в один ужасающий образ.
Смещение: Страх старения и неприятия смещается на страх физического распада и превращения в монстра.
Визуализация: Абстрактные психологические конфликты (стыд, зависть к молодости) визуализируются как конкретные, физические явления (выпадение зубов, гниение, распад).
Возвращение вытесненного: Элизабет пытается вытеснить свое “стареющее я”, заперев её в потайной комнате (бессознательном). Но вытесненное всегда возвращается, и часто - в монструозной форме. Чем больше Сью пытается игнорировать и истощать свою «матрицу», тем более уродливой и навязчивой становится правда, прорываясь наружу через её собственное тело (бугорок на ягодице, выпадающая куриная ножка из пупка).
3. Финальная сцена на «Аллее славы» как акт символической репарации и бессознательного стремления к целостности:
Отчаянная попытка интеграции: даже в форме монстра все её части ползут к месту, которое символизирует её целостную идентичность («Элизабет Спаркл»), что символизирует бессознательную попытку вернуться к моменту до травмы, до расщепления.
Принятие через разрушение: дождь из конфетти - это галлюцинаторное исполнение желания, получение тотального признания. Её растворение - это одновременно трагедия и акт окончательного слияния расщепленных частей, но достигнутый не через интеграцию, а через самоуничтожение и возвращение в недифференцированное состояние.
Финальный распад - это закономерный результат работы деструктивных защитных механизмов (проективной идентификации, всемогущего контроля, отрицания), которые, будучи первоначально призваны защитить Эго, в итоге полностью его разрушают. История Элизабет и Сью - напоминание о том, что психическое здоровье заключается не в уничтожении своих «плохих» или уязвимых частей, а в тяжелой работе по их принятию и интеграции в целостную, хотя и противоречивую, личность.
Психологический анализ фильма очерчивает диапазон проблем, с которыми сегодня массово сталкиваются люди:
Кризис идентичности: процесс создания «идеальной версии себя» (Сью) как гипербола модели поведения в соцсетях, где культивируется отполированный себя, вытесняя реальное, неидеальное «Я».
Нарциссическая травма: Социальные сети и культура самооптимизации постоянно заставляют чувствовать себя несостоятельными. Агрессия Сью по отношению к Элизабет - метафора той ненависти, которую люди могут испытывать к своим «неидеальным» частям.
Выгорание и депрессия: Состояние Элизабет - прямая иллюстрация выгорания, когда пропадает смысл и сила, а будущее видится только в мрачных тонах.
А какой бы фильм Вы рекомендовали для разбора?