Archivaruis

На Пикабу
поставил 62 плюса и 0 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
5358 рейтинг 7 подписчиков 12 подписок 33 поста 9 в горячем

Ярослав Онопенко: В Главархиве Москвы стартовал 11-ый сезон киноклуба «АрхиКино»

Ярослав Онопенко: В Главархиве Москвы стартовал 11-ый сезон киноклуба «АрхиКино» Главархив, Ярослав Онопенко, Кинотеатр

19 сентября любителям документальных фильмов была представлена лента «Век Юрия Любимова. Post Scriptum» режиссеров Валерия Харченко и Карины Салтыковой. Об этом сообщил руководитель Главархива Москвы Ярослав Онопенко.


Киноклуб «Архикино» объединяет режиссеров, киноведов, архивистов и историков, организует кинопоказы и творческие встречи с выдающимися мастерами документального кино. Репертуар клуба формируется из классики отечественной документалистики и новых фильмов, получивших признание на фестивалях и конкурсах.


За 10 лет работы киноклуба в Главархиве Москвы было проведено 89 киновечеров с участием деятелей кино, культуры и искусства, показано более 140 фильмов. 22 тысячи москвичей  посетили бесплатные показы лучших советских и российских кинолент, пообщались с их создателями.

Показать полностью 1

Лучший автоэкипаж московской милиции: ст. сержант В. Шурхавецкий, мл. лейтенант В. Ермаков и старшина А. Васин. 1966 г.

Лучший автоэкипаж московской милиции: ст. сержант В. Шурхавецкий, мл. лейтенант В. Ермаков и старшина А. Васин. 1966 г. Главархив, Старое фото

Автор В. Кошевой, Главархив

Начальник Главархива Москвы Ярослав Онопенко показал редкие фотографии общества «Динамо»

Начальник Главархива Москвы Ярослав Онопенко показал редкие фотографии общества «Динамо» Главархив, Ярослав Онопенко, История, Динамо, Длиннопост

В московских архивах хранятся более 1300 архивных дел, связанных с историей спортивного общества. Мне удалось получить уникальные фотографии из этих дел.


В этом году отмечают 95-летие прославленного и всемирно знаменитого спортивного общества, и 90-летие его главной спортивной арены. За обезличенными строками годовых отчетов, планов, списков, приказов из архивов раскрывается яркая деятельность общества «Динамо». Общество «Динамо» создавалось для поддержания хорошей физической подготовки сотрудников органов безопасности и правопорядка.


«Есть несколько версий о появлении на свет нового спортивного общества и его названия, - говорит Ярослав Опоненко. - Название «Динамо» предложил начальник политотдела войск ГПУ Московского военного округа Лукьян Гончаренко. Максим Горький говорил: «Греческое слово «дина» значит сила, «динамика» — движение, а «динамит» — взрывчатое вещество. «Динамо» — это сила в движении». В 1926 году появилась знаменитая динамовская эмблема, разработанная футболистом команды «Динамо» Борисовым».


С историей стадиона связана интересная история. Первый стадион появился в 1923 году, на пустыре в Орлово-Давыдовском переулке столицы. Под раздевалки и душевые пришлось позаимствовать… здание больничного морга.


Такой стадион не соответствовал ни замыслу создателей общества, ни его стремительно растущим потребностям. «Динамо» быстро развивалось, становилось массовым, и к 1929 году имело отделения уже в 200 городах страны. Уже в 1926 году под строительство нового стадиона присмотрели большой пустующий участок между Московской и Театральной аллей Петровского парка.


17 августа 1928 года вновь построенный стадион на 25 тысяч зрителей принял футбольный матч первой Всесоюзной Спартакиады, в котором встретились сборная Белорусской ССР и зарубежные гости – клуб рабочих команд Швейцарии. К концу советского периода своей истории оно имело 3799 стадионов, 85500 футбольных полей, более 80000 спортивных залов, 2295 бассейнов.


Членами общества состояли 79 с половиной миллионов(!) человек. В 1934 году были созданы коллективы «Юный динамовец». Имена их воспитанников известны всем: Лев Яшин, Михаил Воронин, Виталий Давыдов, Галина Горохова, Александра Забелина, Леонид Бартенев...


«Сегодня архивисты Москвы горды тем, что нам доверено сохранять часть этой легендарной истории, - говорит начальник Главархива Москвы Ярослав Онопенко. - Фотодокументы запечатлели первые шаги нового спортивного общества к вершинам славы в середине 1920-х годов. Тут и первые динамовцы - участники физкультурного парада 1924 года, первые теннисные команды. Фотопленка сохранила для нас лица динамовцев-боксеров, участников первенства Москвы 1926 года, фотозарисовки легкоатлетических тренировок на первом динамовском стадионе».


Московский городской совет «Динамо с первых дней уделял особое внимание развитию военно-прикладных видов спорта. «Большая часть сохранившихся дел посвящена организации стрелкового спорта в столице и развитию оборонной подготовке московского юношества», - отмечает начальник Главархива Москвы Ярослав Онопенко.


Что касается фото – к примеру, 1926 год был богат на спортивные события. В феврале состоялось первенство Москвы, в котором приняли участие спортсмены, представлявшие семь спортивных коллективов столицы. Несколько фотографий как раз были сделаны там.

Начальник Главархива Москвы Ярослав Онопенко показал редкие фотографии общества «Динамо» Главархив, Ярослав Онопенко, История, Динамо, Длиннопост
Начальник Главархива Москвы Ярослав Онопенко показал редкие фотографии общества «Динамо» Главархив, Ярослав Онопенко, История, Динамо, Длиннопост
Начальник Главархива Москвы Ярослав Онопенко показал редкие фотографии общества «Динамо» Главархив, Ярослав Онопенко, История, Динамо, Длиннопост
Начальник Главархива Москвы Ярослав Онопенко показал редкие фотографии общества «Динамо» Главархив, Ярослав Онопенко, История, Динамо, Длиннопост
Начальник Главархива Москвы Ярослав Онопенко показал редкие фотографии общества «Динамо» Главархив, Ярослав Онопенко, История, Динамо, Длиннопост
Начальник Главархива Москвы Ярослав Онопенко показал редкие фотографии общества «Динамо» Главархив, Ярослав Онопенко, История, Динамо, Длиннопост
Начальник Главархива Москвы Ярослав Онопенко показал редкие фотографии общества «Динамо» Главархив, Ярослав Онопенко, История, Динамо, Длиннопост
Начальник Главархива Москвы Ярослав Онопенко показал редкие фотографии общества «Динамо» Главархив, Ярослав Онопенко, История, Динамо, Длиннопост
Начальник Главархива Москвы Ярослав Онопенко показал редкие фотографии общества «Динамо» Главархив, Ярослав Онопенко, История, Динамо, Длиннопост
Начальник Главархива Москвы Ярослав Онопенко показал редкие фотографии общества «Динамо» Главархив, Ярослав Онопенко, История, Динамо, Длиннопост
Показать полностью 11

Ярослав Онопенко: "Для бедных людей всякого звания"

Ярослав Онопенко: "Для бедных людей всякого звания" Главархив, Ярослав Онопенко, Архив, Длиннопост

Ярослав Онопенко, начальник Главного архивного управления Москвы



216 лет назад, в августе 1802 года, приняла первых пациентов Голицынская больница (в настоящее время — Городская клиническая больница №1 имени Н.И. Пирогова, лечебный комплекс на базе трех учреждений: Голицынской, Первой и Второй городских больниц).


Больница, которая была основана на средства и построена благодаря заботам княжеского рода Голицыных, стала одним из старейших и крупнейших благотворительных учреждений Москвы. В своем духовном завещании (1792 год) князь Д.М. Голицын распорядился «употребить» часть средств из оставленного им капитала «на заведение в столичном городе Москве богаделен и больниц, или других… человеколюбивых и Отечеству полезных учреждений». 6 марта 1794 года указом императрицы Екатерины Второй был утвержден генеральный план больницы и дано разрешение на ее строительство. Представители рода Голицыных, ставшие впоследствии первыми главными директорами лечебного учреждения: князь А.М. Голицын(1794–1806 годы) и князь С.М. Голицын (1807–1859 гг), — приложили немало средств и усилий по возведению больницы для бедных. Сооружение здания проходило под патронажем супруги императора Павла Первого императрицы Марии Федоровны, пригласившей для руководства строительными работами знаменитых архитекторов В.И. Баженова и М.Ф. Казакова.



На лечение принимались «бедные люди всякого звания, а господские и достаток имеющие люди только, когда уже за помещением первых останутся свободные места». Первым главным врачом больницы стал выдающийся хирург Е.О. Мухин (1802–1810 гг).


С 1832 года в стенах больницы начинает функционировать первая в стране фельдшерская школа. Ее выпускники были лучшими по уровню подготовки среди среднего медперсонала. В 1868 году при Голицынской больнице был открыт родильный приют, а в 1876 году начала действовать амбулатория, в которую больные приходили за консультацией.


В 1919 году Голицынская больница вошла в состав Первой городской больницы имени Н.И. Пирогова, построенной по инициативе военного генерал-губернатора Москвы князя Д.В. Голицынав 1828–1833 годах на средства города. В годы Великой Отечественной войны в лечебном учреждении располагался госпиталь для тяжелораненых бойцов и осуществлялся прием жителей, пострадавших во время вражеских авиационных ударов.


В 1959 году к объединенной Городской клинической больнице №1 имени Н.И. Пирогова была присоединена Городская клиническая больница №2 имени Б.С. Вейсброда (бывшая «Щербатовская», открытая в 1866 году). После объединения больниц образовалась новая — Городская клиническая больница №1 имени Н.И. Пирогова, превратившаяся в одну из крупнейших больниц Европы.

Ярослав Онопенко: "Для бедных людей всякого звания" Главархив, Ярослав Онопенко, Архив, Длиннопост
Показать полностью 2

Спортсмены секции тенниса спортивного клуба «Динамо». Москва. 1925 г. Главархив Москвы

Спортсмены секции тенниса спортивного клуба «Динамо». Москва. 1925 г. Главархив Москвы Главархив, История, Теннисисты, 1925
Показать полностью 1

Ярослав Онопенко: Главархив Москвы открыл виртуальную выставку «Солдаты Огненной дуги»

Офицер зачитывает перед личным составом одного из воинских подразделений приказ Верховного главнокомандующего № 2 от 5 августа 1943 г. «Об овладении городами Орел и Белгород». 6 августа 1943 г. Фото Б. Вдовенко

Ярослав Онопенко: Главархив Москвы открыл виртуальную выставку «Солдаты Огненной дуги» Главархив, Ярослав Онопенко, Великая Отечественная война, История, Длиннопост

Проект приурочен к 75-летию разгрома немецко-фашистских войск в одном из ключевых сражений Великой Отечественной войны - Курской битве. В основе выставки – личные документы, фотографии и воспоминания участников боев, хранящиеся в Архивном фонде Москвы.


23 августа 1943 года советские войска окончательно разгромили стратегическую группировку немецко-фашистских захватчиков в Курской битве. По своему размаху, привлекаемым силам и средствам, по своему ожесточению и упорству борьбы, результатам и военно-политическим последствиям, сражением не имеет себе равных и является одним из ключевых сражений Второй мировой войны. Под Курском военной машине вермахта был нанесен удар, фактически предрешивший исход войны.

Ярослав Онопенко: Главархив Москвы открыл виртуальную выставку «Солдаты Огненной дуги» Главархив, Ярослав Онопенко, Великая Отечественная война, История, Длиннопост

Расчёт станкового пулемёта «Максим» на огневой позиции. Воронежский фронт. 1943 г. Фото Д. Минскера



Победа над жестоким и сильным врагом стала результатом огромного самопожертвования, мужества, стойкости и массового героизма нашего народа. Свыше 100 тысяч советских воинов – участников Курской битвы - были награждены орденами и медалями, 231 человек удостоены звания Героя Советского Союза, 132 соединения и части получили гвардейское звание, 26 – удостоены почетных наименований Орловских, Белгородских, Харьковских и Карачаевских»: начальник Главного архивного управления города Москвы Ярослав Онопенко.


В экспозиции выставки представлены как официальные документы (наградные листы, удостоверения), так и документы личного происхождения (воспоминания, фотографии, письма) одиннадцати Героев Советского Союза – участников Курской битвы. Это артиллеристы Александр Барданов, Алексей Лосев, Виктор Ловчев, Ростислав Кушлянский; летчики Владимир Латышев, Матвей Зотов, Николай Клепиков; пулеметчик Сергей Кукунин; стрелки-снайперы Иван Ларкин, Александр Жуков; танкист Вальдемар Шаландин.


Особое место занимают фотографии военного фотокорреспондента газеты 38-й армии «За счастье Родины» Давида Минскера, запечатлевшие фронтовые будни бойцов Красной Армии – участников этого грандиозного сражения.

Ярослав Онопенко: Главархив Москвы открыл виртуальную выставку «Солдаты Огненной дуги» Главархив, Ярослав Онопенко, Великая Отечественная война, История, Длиннопост

Артиллерийский расчёт 45-мм противотанковой пушки на огневой позиции. Воронежский фронт. 1943 г. Фото Д. Минскера

Показать полностью 3

Начальник Главархива Москвы Ярослав Онопенко рассказал об истории парка Горького

Начальник Главархива Москвы Ярослав Онопенко рассказал об истории парка Горького Ярослав Онопенко, Главархив, Парк Горького, История, Длиннопост

Директор Центрального парка культуры и отдыха Бетти Глан рассказывает маршалу Буденному о парке, 1935 год. Источник: Главархив Москвы


В этом году московскому Парку культуры и отдыха имени Горького исполняется 90 лет. В течение всего года посетителей ждут фестивали, выставки, образовательные проекты и открытие новых архитектурных объектов. «Экспресс-газета» попросила рассказать об архивных документах, касающихся парка Горького, начальника Главархива Москвы Ярослава Онопенко.


- Ярослав Аксентьевич, какие документы о деятельности старейшего парка страны сохранились в архивных фондах?


- Документы крупнейшего парка есть сразу в нескольких фондах московских архивов. Это фонды архитекторов Александра Власова, Вильямса Рындина, Владимира и Георгия Стенбергов; фонд Моссовета, где хранятся свыше 600 решений и распоряжений касательно деятельности парка. Особенно интересен для истории парка личный фонд его первого директора Бетти Николаевны Глан. В апреле 1929 года она пришла в только что созданный Центральный парк культуры и отдыха заместителем директора. Через год 26-летняя Глан становится директором парка. Семь лет ее руководства назовут потом «золотым веком».


- Почему она заслужила такую высокую оценку историков?


- Бетти Николаевна заложила основу и сформулировала саму идею создания парка совершенно нового для Москвы типа. Деятельная девушка сама писала сценарии праздничных мероприятий, театральных представлений, занималась художественным оформлением парка, выступала со статьями. Она считала парк ни больше ни меньше… «фабрикой по переделке сознания»! В своих мемуарах Бетти Глан вспоминала, что в праздничные дни число посетителей парка доходило до 100 тыс. человек — цифра, эквивалентная сегодняшним показателям. Ее идеи, планы, размышления составили основу личного фонда в Отделе хранения документов личных собраний Центрального государственного архива города Москвы.



- А какие это документы?


- Любой желающий может увидеть статьи об организации праздничных мероприятий, проходивших в ЦПКиО им. Горького, сценарии «Праздника учебы», водных праздников на Москве-реке, театрализованных представлений к Фестивалю Молодежи и студентов 1957 года. Парк культуры и отдыха, несомненно, можно назвать одним их крупнейших и важнейших объектов столичной инфраструктуры. И неудивительно, что вопросы, связанные с его развитием и работой, нередко попадали в повестку дня заседаний Моссовета и Мосгорисполкома. Дирекция Парка подчинялась Управлению культуры Мосгорисполкома. Благодаря этим документам мы сейчас можем восстановить подробную хронику истории ЦПКиО., проследить ход восстановления Парка после опустошительного пожара в июле 1940 года. Интересны документы о передаче спортивного и лыжного инвентаря всех секций и кружков ЦПКиО для нужд действующей армии в октябре 1941 года. Далеко не все москвичи также помнят о планах размещения в Парке Бородинской панорамы или о Выставке трофейного вооружения, которая появилась в Парке в апреле 1943 года и для работы на которой специальным решением Моссовета направляли неработающих трудоспособных жителей Москвы.


- Какие известные люди посещали парк Горького? Сохранились ли какие-то документы?


- Архивы Москвы хранят Книгу отзывов почетных гостей с автографами Ромена Роллана, Герберта Уэллса и многих других.



- Если говорить о документах, касающихся уникальной парковой инфраструктуры, что сохранилось в архивах?


- Несомненной заслугой Глан можно считать привлечение к проектированию и строительству парковой инфраструктуры целой плеяды выдающихся архитекторов. Архитектурная история парка неразрывно связана с именами академика Жолтовского, архитектора Власова, архитекторов и художников Вильямса Рындина, братьев Владимира и Георгия Стенбергов. Александр Власов в 1934 году стал главным архитектором парка имени Горького. Именно он создал генеральный проект парка. Он работал над ним до самого начала войны, и показал себя незаурядным ландшафтным дизайнером. Неслучайно генеральный проект парка получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Архитектор разрабатывал и отдельные элементы парка. По его проектам были построены Большой фонтан, набережные Центрального парка и Нескучного сада, водная станция, трибуны, ресторан и многое другое, вплоть до беседок, светильников и оград. У нас в архиве имеется фонд Власова, где можно ознакомиться с материалами Генерального проекта. Среди них уникальные исторические документы – эскизы главной аллеи, фасадов павильонов, главного фонтана, гранитной набережной, водной станции, грота и каскада Нескучного сада, фотографии с макетов, генеральные планы парка, поэтажные планы открытого театра и др. Здесь же хранится и Диплом о присуждении Власову Гран-При на всемирной выставке «Искусство и техника в современной жизни» в Париже.


- Насколько мне известно, в архивах есть информация о появлении первого в столице звукового кинотеатра в парке Горького, могли бы про это рассказать подробнее?


- Эта история сам по себе весьма интересна. Здание, где ныне располагается дирекция парка, до 1923 года было конторой судостроительной верфи Механического и судостроительного завода. После закрытия завода контора была перестроена архитектором Щусевым в Кустарный павильон Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 года. В 1933 году бразильский архитектор Родриго Дакоста кардинально перестроил здание и поменял его функцию. Здание стало первым в Москве звуковым кинотеатром, работы по техническому оснащению которого продолжались до 1935 года. Он проработал до войны, а в 1942 был разрушен бомбой. Вот такая интересная историческая деталь. Фонды московских архивов продолжают бережно сохранять множество подобных уникальных свидетельств истории.

Показать полностью

Отдыхающие в городском парке «Сокольники». Москва,1930-е гг.

Отдыхающие в городском парке «Сокольники». Москва,1930-е гг. Москва, Сокольники, Главархив, Старое фото

Отдыхающие в городском парке «Сокольники». Москва. 1930-е гг. Фото Б. Игнатовича

Главархив Москвы

Отличная работа, все прочитано!