Ad.vocem

На Пикабу
поставил 2 плюса и 2 минуса
Награды:
5 лет на Пикабу
92 рейтинг 2 подписчика 2 подписки 2 поста 0 в горячем

Католическая церковь в России. 1918 - начало 21 века

После захвата власти большевиками положение Церкви резко меняется в худшую сторону. 23 января 1918 г. Был издан декрет «Об отделении Церкви от государства». Последовавшая вслед за этим декретом в августе 1918 г. специальная инструкция лишала все религиозные организации юридических прав и объявляла их имущество народным достоянием. Настоятели католических приходов решительно отвергли возможность подписания ими «расписок» о согласии на передачу церковной собственности.

Сопротивление процессу национализации церковной собственности со стороны архиепископа Эдварда фон Роппа привело к его аресту 19 апреля 1919 года и высылке в Польшу шестью месяцами позже.

Дальнейшие события лишь показывают неотвратимость нависшей над Католической Церковью в России катастрофы. 1921 г. и 1922 г. вводится предварительная цензура проповедей и запрет на религиозное обучение детей младше четырнадцати лет. Начинают создаваться различные атеистические организации, которые становятся все более угрожающими. Прикрытием для изъятия церковных ценностей стала грандиозная кампания в помощь голодающим Поволжья. Начались повальные обыски в церквях, сопровождавшиеся насилием и изъятием церковной утвари.

Непримиримость позиции, занятой в этом вопросе архиеп. Цепляком, повлекла за собой новую волну репрессий.

Католическая церковь в России. 1918 - начало 21 века История, Религия, Католическая церковь, Греко-католики, Длиннопост, Христианство

Ян Феликс Цепляк


5 декабря 1922 г. были закрыты и опечатаны все 9 католических церквей и все часовни Петрограда. Католическое духовенство Петрограда должно было предстать 5 марта 1923 г. перед Верховным революционным трибуналом в Москве. Это было началом процесса над католическим духовенством, названного впоследствии "процессом Цепляка-Будкевича" и ставшего для Католической Церкви в России аналогичным "процессу патриарха Тихона" для Православной Церкви. Судебные заседания проходили с 23 по 25 марта 1923 г. Католическому духовенству выносилось типичное для того времени обвинение в участии в контрреволюционном заговоре и организации сопротивления советскому правительству. Постановлением Революционного трибунала архиепископ Цепляк и прелат Будкевич были приговорены к расстрелу, четверо священников и экзарх Федоров - к десяти годам заключения, а еще 8 священников - к трем годам заключении.

Католическая церковь в России. 1918 - начало 21 века История, Религия, Католическая церковь, Греко-католики, Длиннопост, Христианство

Константин Будкевич


Жестокость приговора вызвала шквал протестов в церковных и политических кругах всего мира. В накалившейся международной обстановке ВЦИК пересматривает приговор в отношении архиепископа Цепляка, постановлением от 29 марта смертный приговор ему заменяют десятью годами заключения. В отношении остальных подсудимых приговор был оставлен без изменений. Прелат Будкевич был убит ночью 31 марта с Великой Субботы на Пасхальное Воскресенье в подвале ВЧК на Лубянке. Его именем открывается мартиролог новомучеников Католической Церкви в России коммунистического времени.

Многим оставшимся на свободе пастырям приходилось обслуживать приходы в других областях, как, например, калужскому настоятелю о. Иоанну Павловичу, бывшему также администратором тульского, орловского, брянского, вяземского, ржевского, тверского, костромского, рыбинского и смоленского приходов.

Сокрушительный удар был нанесен в 1923-1924 годах и по общинам русских католиков восточного обряда. Еще в 1922 г. был выслан за границу о. В. Абрикосов, глава московского прихода. 12-16 ноября 1923 г. аресты проводятся в Москве в доминиканской общине матери Абрикосовой и среди других русских католиков. В Петрограде арестовываются "восточники" - о.И. Дейбнер, о.А. Зерчанинов, базилианка Ю.Н. Данзас. Оставшиеся на свободе существуют в условиях постоянного давления со стороны органов ГПУ.

В апреле 1925 г. в Риме при Конгрегации Восточных Церквей организуется специальная комиссия "Pro Russia". С этого времени на первый план в восточной политике Ватикана выдвигается фигура ее президента, иезуита Мишеля д'Эрбиньи. В 1926 г. после своей тайной епископской хиротонии д'Эрбиньи дважды посещает СССР - в апреле-мае и июле- сентябре и совершает коренную реорганизацию Католической Церкви в России.

Католическая церковь в России. 1918 - начало 21 века История, Религия, Католическая церковь, Греко-католики, Длиннопост, Христианство

Мишель-Жозеф д’Эрбиньи


В результате тайных епископских хиротоний была создана следующая структура Апостольских администратур в СССР: 1. Московской - еп. Пий-Эжен Неве (21.04.1926), 2. Ленинградской - еп. Антоний Малецкий (13.08. 1926), 3. Могилевской - еп. Болеслав Слосканс (10.05.1926), 4. Крымской - еп. Александр Фризон (10.05.1926). Однако, последствия этой реорганизации были трагическими: надеждам д'Эрбиньи на быструю легализацию четырех тайно положенных епископов не суждено было оправдаться: все, кроме еп. Неве, были впоследствии арестованы и высланы из СССР, а еп. Фризон в 1937 г. расстрелян. Еп. Малецкий при постоянной угрозе ареста с разрешения Рима тайно рукополагает с разрешения Рима своим преемником еп. Теофилиса Матуляниса (9.02.1929), но в конце того же года последний был арестован, а в 1933 г. выслан в Литву. Чтобы хоть как-то сохранить церковную жизнь Ленинграда, еп. Неве совершает 30 апреля 1935 тайную епископскую хиротонию доминиканского настоятеля храма Лурдской Богоматери Жана-Баттиста Амудрю, но уже в августе этого же года тот вынужден был покинуть СССР .

15-16 февраля 1931 г. был арестован вице-экзарх восточного обряда о. Сергей Соловьев и почти вся остававшаяся к тому времени на свободе московская община восточных католиков.

Католическая церковь в России. 1918 - начало 21 века История, Религия, Католическая церковь, Греко-католики, Длиннопост, Христианство

о. Сергей Соловьев


Это был окончательный разгром Русской Католической Церкви в России: ее члены были разбросаны по гигантской вотчине ГУЛАГа. Но их дело было продолжено русской католической миссией в эмиграции. 31 июля 1936 г. был вынужден навсегда оставить Москву Апостольский администратор еп. Неве. Таким образом, в СССР была полностью ликвидирована католическая иерархия обоих обрядов.

К 1935 г. на некогда огромной территории бывшей Могилевской архиепископии, простиравшейся от берегов Белого моря до Харькова и от белорусских земель до границ с Китаем и Японией, насчитывалось не более 16 католических священников.

К концу тридцатых годов в России оставалось только два действующих католических храма - св. Людовика в Москве и Лурдской Богоматери в Ленинграде. Они получили статус «церквей при французских посольствах», и их деятельность как «церквей для иностранных дипработников» тщательно контролировалась властями.

В 1939—1940 годах в состав СССР вошли территории со значительным католическим населением — Западная Украина, Западная Белоруссия, Литва и Латвия. В 1945 году советским стал Южный Сахалин, где в 1947—1948 году были закрыты все католические храмы, а священники выехали в Японию вместе с большей части паствы или в Польшу. Гонения обрушились и на Украинскую греко-католическую церковь, деятельность которой была запрещена после Львовского собора 1946 года, инспирированного НКВД, на котором в отсутствие греко-католических епископов, было принято решение о присоединении греко-католиков к православию. В Литве и Латвии в послевоенное время также было репрессировано большое количество священников, закрыто большое количество храмов, предпринимались попытки уничтожения религиозных святынь, таких как Гора Крестов.

Католическая церковь в России. 1918 - начало 21 века История, Религия, Католическая церковь, Греко-католики, Длиннопост, Христианство

Гора Крестов, Литва


Однако в этих республиках Католическая церковь сохранила, в отличие от РСФСР, возможность функционирования. В послевоенное время в СССР действовали только две католические семинарии — Каунасская и Рижская, да и то с существенными ограничениями — был установлен лимит на приём новых семинаристов, который постоянно сокращался

В самый канун войны и первые военные годы в СССР различными путями, включая нелегальные, пытаются пробраться католические миссионеры. Это были в основном католические священники восточного обряда, так или иначе связанные с основанной в 1928 г. в Риме Русской католической семинарией. Однако их деятельность была быстро пресечена органами НКВД, и все они были осуждены к различным срокам лагерей как "агенты Ватикана».

После войны московский и ленинградский католические приходы утрачивают свой прежний статус французских посольских церквей и номинально передаются в юрисдикцию Рижского и Каунаского диоцезов. Назначение на них настоятелей, их внешние контакты и, по сути, вся приходская жизнь строго контролировались властями. В противовес им к концу 70-х годов в Москве и Ленинграде стали возникать "катакомбные" католические общины. Их существование во многом свидетельствовало о пробуждении среди нового поколения верующих в СССР интереса к Католической Церкви. Известную роль в появлении католических симпатий прежде всего в среде верующей интеллигенции сыграла личность Ленинградского митрополита Никодима (Ротова).

Католическая церковь в России. 1918 - начало 21 века История, Религия, Католическая церковь, Греко-католики, Длиннопост, Христианство

митрополит Никодим (Ротов)


Но только общая демократизация жизни общества времен перестройки внесла перемены в положение Католической Церкви в СССР. Как результат личной договоренности на встрече М.С. Горбачева и Папы Иоанна Павла II 1 декабря 1989 г. было решено установить дипломатические отношения между СССР и Ватиканом. 6 мая 1990 г. в Москву прибыл представитель Святого Престола, архиепископ Франческо Коласуонно.

Католическая церковь в России. 1918 - начало 21 века История, Религия, Католическая церковь, Греко-католики, Длиннопост, Христианство

13 апреля 1991 г. назначением в Риме новых епископов была восстановлена иерархия Католической Церкви в России и Белоруссии и поставлен епископ для Казахстана. Апостольским администратором для католиков европейской части России стал архиепископ Тадеуш Кондрусевич. Для азиатской части России Апостольским администратором был назначен еп. Йозсф Верт. Для католиков Казахстана Апостольским администратором стал еп. Ян Ленга. Таким образом, было положено основание новой иерархической структуры Католической Церкви в России, не имеющей исторического преемства от Могилевской архиепископии. Канонические полномочия Могилевского архиепископа распространяются теперь только на территорию Белоруссии.

Была восстановлена деятельность в России католических монашеских орденов. Помимо традиционной для России нынешнего столетия миссии французских монахов-ассумпционистов и доминиканцев появились францисканцы и салезианцы, а с 1992 года в Россию вернулись иезуиты. К первым из католических монахинь, появившихся на территории бывшего СССР - Сестрам милосердия матери Терезы, впоследствии добавились кармелитки, паулинки и представительницы других женских конгрегации.

По данным на 2005 год на территории России функционирует 426 приходов, четверть из них не имеет храмовых зданий. Организационно приходы объединены в четыре епархии, вместе составляющие митрополию:

Архиепархия Матери Божией в Москве

Преображенская епархия в Новосибирске

Епархия Святого Иосифа в Иркутске

Епархия Святого Климента в Саратове

Католическая церковь в России. 1918 - начало 21 века История, Религия, Католическая церковь, Греко-католики, Длиннопост, Христианство

Оценка числа католиков в России может носить только приблизительный характер. Чаще всего называются цифры от 200 до 600 тысяч человек. Справочник catholic-hierarchy приводит цифру в 789 тысяч. В России служат 120 епархиальных священников, 184 иеромонаха, 19 монахов без священнического сана и 338 монахинь.

В России много невозвращенных католических храмов. Где-то католики судятся и отстаивают свои права на храм. Где-то - нет. Где-то кто-то ссылается на "политические" причины, делающие борьбу за храм трудной или невозможной. Где-то построили новый храм. Как они могут выглядеть после возвращения Католической Церкви можно посмотреть здесь: http://www.d-r-o-b.ru/lostparishes

Ссылки:

http://cathmos.ru/content/ru/section-2009-10-24-21-52-48.htm...

https://ru.wikipedia.org/wiki/Католицизм_в_России

https://zen.yandex.ru/media/ahilla/smotri--nebo-temneet-s-ne...

Показать полностью 8

Католическая церковь в России. Начало 20 века - 1917

Привет уважаемым пикабушникам! Давно являюсь читателем этого ресурса и вот решил наконец-то зарегистрироваться. И заодно написать несколько постов о мало известной теме Католической Церкви в России (ВАЖНО: не будет никакой агитации и склонения к какому-либо вероисповеданию, равно и оскорбления чьих-либо чувств. Я просто делаю несколько постов по близкой для меня тематике, в надежде что это будет интересным и познавательным). А теперь к делу)

Как известно до событий 1917 года самой влиятельной в Российской Империи религиозной организацией была «Российская православная церковь», ставшая официально называться «Русская православная церковь» лишь в 1943 году.

Не смотря на мягко говоря «недоброжелательное» отношение властей империи на переход из православия в католицизм, процесс этот во второй половине 19 века непрерывно ускорялся: в Санкт-Петербурге действовали римско-католическая академия и семинария, также семинарии действовали и в шести других епархиях империи.

В 1905 году Николай II издал «Манифест об укреплении начал веротерпимости». Это означало конец преследования при переходе из православия в иную конфессию. И с 1905 по 1909 годы в католичество перешло 233 000 человек. Присоединялись к католичеству и православные священники. Первопроходцами стали о. Николай Толстой (1894 г.) и о. Алексей Зерчанинов (1896 г.)

Католическая церковь в России. Начало 20 века - 1917 История, Религия, Католическая церковь, Греко-католики, Длиннопост, Христианство

А.Е.Зерчанинов


Они оказались в трудном положении: с одной стороны, от них отвернулась православная иерархия, но и латинская не спешила принимать к себе. Возникла необходимость создания Русской Католической Церкви восточного обряда.

Тут надо сделать небольшое отступление для понимания. Православные, желающие перейти в католичество, уже являются крещенными людьми и частью определенной традиции. Сам факт крещения человека и его участие в жизни той или иной христианской общины включает его в определённый обряд. Католическая Церковь признает существование внутри себя обрядов, относящихся к шести традициям, и утверждает равное достоинство Церквей, которые являются выражением этих обрядов. То есть нет никакого превосходства латинского обряда над восточным (хотя существовали, да и сейчас существуют заблуждения на этот счет). Именно эти заблуждения привели постепенно в XIX веке Римских Пап к необходимости утверждать и защищать равное достоинство всех обрядов, и фактически запрещать латинскому духовенству переманивать в свой обряд неопытных и недостаточно сведущих в реальном церковном учении христиан.

Поэтому за дело взялся греко-католический митрополит граф Андрей Шептицкий.

Католическая церковь в России. Начало 20 века - 1917 История, Религия, Католическая церковь, Греко-католики, Длиннопост, Христианство

Митрополит А.Шептицкий


В 1907 г. он получает от Папы св. Пия X устные полномочия для унийной работы в России, принимает о. А.Зерчанинова в свою юрисдикцию и отправляет его в Россию как своего делегата и в 1909 г. появляется первая греко-католическая церковь. Впрочем, в 1913 г. она была закрыта. В этом году власти инициировали пересмотр положения Католической Церкви в России, но Первая мировая война помешали этому.

Католическая церковь в России. Начало 20 века - 1917 История, Религия, Католическая церковь, Греко-католики, Длиннопост, Христианство

Святой Пий X


Из 12 римско-католических диоцезов в империи 5 находились собственно на территории России, остальные 7 охватывали Привислянские губернии. Непосредственно российскими были Могилевский, Виленский, Телыневский или Самогитский, Луцко-Житомирский и Тирасиольский диоцезы.

В 1911 году было завершено строительство собора Непорочного Зачатия Девы Марии в Москве, ставшего крупнейшим в России (кстати, если будет возможность, посмотрите на этот замечательный пример неоготики).

Католическая церковь в России. Начало 20 века - 1917 История, Религия, Католическая церковь, Греко-католики, Длиннопост, Христианство

Февральская революция 1917 года позволила Католической Церкви получить долгожданную свободу и окончательное прекращение преследований со стороны властей. Верующие включаются в общественно-политическую жизнь страны. Виленским епископом фон Роппом (ставшим впоследствии Могилевским митрополитом) еще в 1906 году была организована Конституционная католическая партия, однако скоро запрещенная (сам фон Ропп был отправлен в изгнание). Теперь в 1917 г. епископ возвращается и создает в Петрограде Христианско-демократическую партию.

Католическая церковь в России. Начало 20 века - 1917 История, Религия, Католическая церковь, Греко-католики, Длиннопост, Христианство

Эдвард фон Ропп


29-31 мая в Петрограде под руководством митрополита Шептицкого прошёл первой собор Русской Греко-Католической Церкви. По его итогам были выработаны «Постановления» из 68 пунктов и создан экзархат русских католиков византийского обряда. Своим представителем для всей России Шептицкий назначил о. Леонида Федорова с титулом митрофорного протопресвитера. Помимо него в состав духовенства русского католического экзархата вошли еще 9 священников.

Католическая церковь в России. Начало 20 века - 1917 История, Религия, Католическая церковь, Греко-католики, Длиннопост, Христианство

Леонид Федоров


Первоначально общины восточных католиков были только в Петербурге и Москве, однако в это время они стали возникать и в других городах России - Вологде, Петрозаводске, Архангельске, Ярославле, но недостаток восточных священников и дальнейшие политические перемены в России не дали им перспективы развития.

Что касается латинского обряда, то перед революцией 1917 года Могилёвская архиепархия насчитывала 1 160 000 верующих, 331 приход и 400 священников.

Однако это время свободы вероисповедания было очень недолгим и уже вскоре католики разделили чашу страданий с другими христианами России.

Ссылки:

http://cathmos.ru/content/ru/section-2009-10-24-21-52-48.htm...

https://ru.wikipedia.org/wiki/Католицизм_в_России

http://www.cathmos.ru/content/ru/publication-2010-04-23-10-3...

В следующей части рассказ будет о советском периоде жизни католиков в России.

Показать полностью 6
Отличная работа, все прочитано!