Задумчивое о Головоломке
Пост в Лигу Психотерапии
Регулярный перепросмотр этого мультфильма самым младшим поколением навевает на меня всяческие мысли. Пока у дочки этот мультфильм новый и в фаворитах, у меня есть возможность рассмотреть его в деталях.
Первое, конечно - мультфильм добрый, и очень внятно показывает внутреннее состояние человека, запрещающего себе печаль. Как неприятие (или иллюзорное неприятие) другими людьми горевания лишает радости и оставляет на поверхности лишь гнев, страх и брезгливость. Наглядно и с красивой музыкой. Со счастливым завершением кризиса.
Дальше очарование образов отступило, и я начала анализировать происходящее.
У главной героини двухпоколенная семья. Даже на уровне самых старых, рассыпающихся воспоминаний из пропасти забвения - ни одного семейного сборища. Бабушек, дедушек, тёть, дядь, братьев-сестёр. Только мама, папа, куклы, кружки и подруги-ровесницы. Родители, склонные к самоизоляции? Отыгрывают через Райли удачную жизнь в социуме? Но у них есть работа, они достаточно адаптивны.
Выдуманный друг, полукот-полуслон, чуточку дельфин. Заменяет ли он бабушек-дедушек, или это личная особенность Райли? Почему он исчезает в пропасти забвения? Обретение самостоятельности как следствие преодоления кризиса, или ...
Второе или. Райли, видимо, четко следует сценарию родителей. Рвёт родственные связи, как самое логичное в гневе решение. И замена потерянным родителями общностям становится не нужна? И тогда становится логичной замена вымышленного друга, развлекающего девочку, вымышленным бойфрендом, спасающим подростка из критической ситуации. Основная функция друга была - дарить радость и обещать приключения. Основная функция бойфренда - "я умру за Райли". И если друг был один, то бойфренды штампуются в любых количествах, под конкретную задачу. Ничего ж себе внутренний мир сформировывается....
Ещё одна особенность есть у самой главной героини, отличающая её от окружающих. У неё эмоциональный (а разве страх и гнев - эмоции?) отдел двуполый. Остальные герои мультфильма, будучи показанными "изнутри" четко однополые. Все - гнев ли, грусть ли - точно совпадают в половой идентификации с соответствующим героем. И только у Райли Гнев и Страх мальчики, а Радость, Печаль и Брезгливость девочки.
Мне интересно, насколько эти особенности мультфильма замысел, обсуждавшийся с консультантами - психологами, а насколько - отражение чьего-то (или некоторого коллективного) бессознательного?
Мне в мультике не понравилось, что все герои внутренего мира такие однозначные: Печаль = сразу с лишним весом и в очках, Гнев = совсем красный квадрат.
по первой прямой ассоциации. Понимаю, что детский мультик, но можно было тоньше сделать.
Наконец-то! Спасибо за пост, очень интересно. Думаю, надо пересмотреть мультфильм... я уж подзабыла его практически, помню только самого близкого мне "персонажа" в голубом и очках))
Меня отсутствие бабушек/дедушек/сиблингов не удивляет. Это же классическая семья как сейчас ее принято рисовать - мама, папа и ребенок. Даже второй ребенок уже портит маркетинговую картинку - они дерутся и ревнуют.
А что не так с воображаемым бойфрендом?
"Мне интересно, насколько эти особенности мультфильма замысел, обсуждавшийся с консультантами - психологами, а насколько - отражение чьего-то (или некоторого коллективного) бессознательного?"
Думаю задумывалось специально, дабы объединить интерес и мальчиков и девочек к мульту и конкретно к главной героине, ребёнок показан вне гендерный, а вот что мама её что папа чётко с половой идентификацией. Таким образом при просмотре не только девочки могут проще идентифицироваться с главным героем, но и мальчики также.
PS у меня есть знакомая психотерапевт. Опасаюсь, когда говорю с ней, она, наверное, всем уже поставила диагнозы. :)
....
Пишите ещё такие посты! Интересно!!!