"Я ему про Фому, а он мне про Ерёму".
Разногласие "Я ему про Фому, а он мне про Ерёму" описывает беседу, в которой собеседники обдумывают одну и ту же тему на разных уровнях.
"В 1989 году я обнаружил лестницу полей внимания, - пишет в своей книге Я. А. Фельдман, математик, изучающий психологию, педагогику, социологию, философию и культуру. - Каждая деятельность в каждый отдельный момент лежит на определённом уровне. Каждый уровень предполагает определённую структуру поля внимания. Вот эти структуры:
1. Один объект
2. Много объектов.
3. Один процесс.
4. Много процессов.
5. Одна карта.
6. Много карт.
7. Одна система.
8. Много систем".
Чтобы вы представили уровни наглядно, я предлагаю вам взять карандаш и восемь листов бумаги. На первом листе вы нарисуете точку. На втором две, три или четыре точки. На третьем – прямую. На четвёртом – две, три или четыре прямых. На пятом напишете слова "лист бумаги – это плоскость". Шестой перегнёте пополам или веером и увидите воочию две, три и более плоскостей. На седьмом изобразите систему, в которую можно организовать грани-плоскости: нарисуете куб, усечённую призму и шестигранник. На восьмом изобразите много систем плоскостей: нарисуете шар, полусферу, цилиндр, конус, призму, куб, усечённый конус и многогранник.
В зависимости от характера люди по-разному проживают одни и те же события. Психологу интересно то, что стоит за фактами.
Первый уровень психологических знаний (точка) – представление о том, какие характеры на свете бывают. Если вы ещё не видели книгу психотерапевта М. Е. Бурно "О характерах людей", - прочтите её прежде, чем идти дальше.
Второй уровень психологических знаний (много точек) – представление о том, что разные ситуации выявляют разные грани характера. Какие-то грани проявляются чаще и заметней, какие-то реже и не сразу бросаются в глаза стороннему наблюдателю, - если вы ещё не прочли книгу психолога В.В. Пономаренко "Практическая характерология с элементами прогнозирования и управления поведением. Методика "семь радикалов", - отложите данное эссе в сторону и нагоняйте пропущенный материал.
Третий уровень психологических знаний (прямая) – представление о том, как следует поступать и почему из двух зол надо выбирать меньшее. Это этические дилеммы и конфликты лояльности, с которыми каждый человек сталкивается в детсадовские и школьные годы.
Четвёртый уровень знаний (много прямых) знакомит читателя с бессознательными влечениями, движущими мотивационными силами. Наблюдения о желаниях, собранные Леопольдом Сонди, были опубликованы в первой половине двадцатого века в книге Szondi Lipot (1937) Analysis of Marriges.
Пятый уровень знаний (плоскость) – представление об алгоритме, по которому другой человек принимает решение. Для описания алгоритма нужно знать характер, кому сохраняет лояльность, каковы мотивы и тип привязанности. Цикл эссе "Горькая правда о привязанности" предлагает ревизию имеющихся в психологии теорий аттачмента.
Шестой уровень (несколько плоскостей) вводит идею историзма, начала, продолжения и конца отношений, как они зарождаются, когда и почему умирают. Если вы ещё не прочли книгу А. Ю. Афанасьева "Синтаксис любви", полюбопытствуйте. Его находки описывают механизмы идентификации и проективной идентификации.
Седьмой уровень (система плоскостей) вводит смыслообразующую идею биографии, зачем люди реализуют свои решения и складывают друг с другом отношения.
Восьмой уровень (много систем плоскостей) вводит идею авторства своей жизни (М.М. Бахтин). Чтобы иметь свободу выбора судьбы и биографии, нужно быть способным выйти за рамки системы, в которой привык размышлять, - отрефлексировать, какие наррадигмы действуют в национальном сознании. Попытка такой рефлексии предпринята в книге "Marriage по-русски".
ссылка на материал: http://ru-psiholog.livejournal.com/4554409.html
Комментатор: -О.В., получается, что чтобы понять другого человека, нужно смотреть человек+ ситуация, поставить себя на его место?
О.В. (стучит компьютером об стол): - Нет! Пятьсот раз говорю, нет, не надо ставить Себя на место другого. Нужно знать натуру, привязанность другого человека и к этому добавлять его ситуацию.
Для меня это тогда был инсайт, почему поставить себя на место другого ваапще не работает.
сложная для осмысления метафора, но очень верная.
мне не совсем понятно про пятый уровень. Чтобы выйти на эту плоскость, нужно знать все 4 предыдущих = и будет виден алгоритм принятия решений?
а на каком уровне психологические защиты? или как раз здесь, на пятом?
Примеры бы из жизни неплохо подвести под каждый уровень.
Какой унылый пост