Про вертикальное эшелонирование в воздушном пространстве РФ.
Как и обещал моему единственному подписчику, выкладываю пост о вертикальном эшелонировании. Рассказать об оном постараюсь простым человеческим языком. Те, кому не интересно, проходите мимо. Те, кто в теме, можете поправить меня, если заметите ошибки, - конструктивная критика приветствуется.
Начну с того, что все полёты и перелёты воздушных судов (ВС) выполняются по строго установленным маршрутам – воздушным трассам (ВТ РФ) и местным воздушным линиям (МВЛ). Полёты по МВЛ осуществляются ниже нижнего эшелона и нас не интересуют. Полёты вне трасс могут выполнять воздушные суда медицинской, специальной авиации, а также военные ВС (но, в подавляющем большинстве случаев, правила вертикального эшелонирования действуют и на них).
Воздушная трасса – это «установленная для полетов воздушных судов часть воздушного пространства, ограниченная по высоте и ширине, обеспеченная средствами навигации и обслуживанием воздушного движения». Проще говоря, ВТ РФ – это коридор в воздушном пространстве, в котором разрешено выполнять перелёты между точками А и Б.
В качестве примера фрагмент радионавигационной карты:
Чёрные отрезки прямых – это и есть воздушные трассы.
ВТ РФ могут быть как с двусторонним, так и с односторонним движением. С односторонними трассами всё понятно. Лететь можно только в одну сторону. А как быть с двусторонними трассами, коих большинство? Как избежать столкновения воздушных судов, летящих по одной трассе навстречу друг другу?
Ответ напрашивается сам собой: нужно «развести» (рассредоточить) воздушные суда по высоте. Итак, «вертикальное эшелонирование – это рассредоточение воздушных судов по высоте на установленные интервалы».
В воздушном пространстве РФ установлены следующие интервалы вертикального эшелонирования:
1. В диапазоне высот 0 – 8100 м – 300 метров;
2. В диапазоне высот 8100 – 12100 м – 500 метров;
3. Выше 12100 м – 1000 метров.
Эшелоны делятся на чётные и нечётные. Если число, обозначающее высоту эшелона в сотнях метров, чётное – эшелон чётный, если нечётное – нечётный. Так, например, эшелоны 600 м, 1200 м, 7800 м – чётные, а 900 м, 1500 м, 3300 м, 5100 м – нечётные.
Здесь необходимо ввести понятие истинного путевого угла (ИПУ). Истинный путевой угол (ИПУ) – угол между северным направлением истинного (географического) меридиана и направлением полёта по линии заданного пути (ЛЗП) измеренный по часовой стрелке:
При полёте из точки А в точку Б ИПУ будет равен 90⁰, а при полёте в обратном направлении – 270⁰.
В РФ принята полукруговая схема вертикального эшелонирования:
– при выполнении полёта с ИПУ, лежащими в секторе 0⁰ – 179⁰ используются нечётные эшелоны;
– при выполнении полёта с ИПУ, лежащими в секторе 180⁰ – 359⁰ используются чётные эшелоны:
В полёте курс воздушного судна и истинный путевой угол могут не совпадать (как правило, почти всегда), но это уже совсем другая история.
Если у кого возникли вопросы - спрашивайте, постараюсь ответить. Спасибо всем за внимание.
P.S. БМ показывал мне всякую фигню.



отлично эти карты использовал в роли скатерти. пока штурман подзатыльник не выписал)))
а это интересно
А если 179.99999999999....?
Да и вообще если курс близок к северному или южному, то как-то не очень однозначно все.
Интересно. Сижу разглядываю карту в хорошем разрешении: http://map.etomesto.ru/base/99/mvz.jpg
А на госгранице предусматриваются виртуальные развязки для перехода из одной системы эшелонов в другую?