О маскотах на капотах

"Маскот" - от французского слова mascotte - человек, животное или объект, приносящий удачу. Традиция украшать капот или радиатор автомобиля фигуркой в качестве эмблемы можно связать с носовыми украшениями парусных судов. На парусниках фигура символизировала оберег от нечистой силы и злых духов.


Но людям свойственно верить в сверхъестественное, амулеты, талисманы и поэтому фигурки на радиаторах стали позиционировать как некий оберег от неприятностей на дороге. Зная, что автомобиль находится под покровительством высших сил, водитель чувствует себя намного спокойнее и увереннее и значит, некоторый смысл во всем этом есть.


Кому первому пришло в голову устанавливать фигурку на радиаторе автомобиля к сожалению информации нет, но считается, что первая фигурка на капоте Rolls-Royce появилась в 1911 году. По заказу барона Монтегю скульптор Чарльз Робинсон Сайкс изготовил статуэтку под названием «Silver Ghost», что в переводе означает «Серебряный призрак»

О маскотах на капотах Авто, Маскот, Длиннопост

Эта скульптура настолько пришлась по вкусу создателям Rolls-Royce, что они попросили разрешения у барона на использование статуэтки для украшения всех автомобилей, производимых компанией. За свою столетнюю историю статуэтка обрела множество новых имен. Среди них — «Дух экстаза», «Серебряная леди», «Эмили», «Летящая леди» и «Элли в ночнушке».

В начале 20 века был весьма популярен и другой автомобиль — Hispano-Suiza. Этот автоконцерн основанный в Испании тогдашний конкурент Bugatti и Bentley, позже производство автомобилей переехало во Францию, где его стали называть французским Rolls-Royce. Капот Hispano-Suiza украшает фигурка аиста.

О маскотах на капотах Авто, Маскот, Длиннопост
История такого украшения имеет интересную историю. Дело в том, что Hispano-Suiza выпускала моторы для самолетов. Во время Первой Мировой войны целая эскадрилья самолетов была оборудована моторами от Hispano-Suiza. Фюзеляжи самолетов украшал парящий аист. После гибели французского аса Жорже Гинеме, который командовал этой эскадрильей, компания Hispano-Suiza решила увековечить память о выдающемся летчике, украсив автомобили фигуркой аиста.

Это оказалось заразительным - скульптуры птиц, крыльев и крылатых людей использовали для украшения своих творений многие авто производители. Для передачи скорости и неудержимости хорошо подходили изображения стрел и рвущихся вперед фигурок. 


Armstrong Siddeley Sapphire 346 ;1955 г. :

О маскотах на капотах Авто, Маскот, Длиннопост

Buick 96S Sport Coupe, 1935 г. :

О маскотах на капотах Авто, Маскот, Длиннопост

Buick Eight Special, 1951 г. :

О маскотах на капотах Авто, Маскот, Длиннопост

Cadillac Model 452 V16 Fleetwood Roadster, 1930г. :

О маскотах на капотах Авто, Маскот, Длиннопост

Chrysler Imperial Custom Dual Windshield Phaeton, 1933 г. :

О маскотах на капотах Авто, Маскот, Длиннопост

Duesenberg, 1929-1937 гг. :

О маскотах на капотах Авто, Маскот, Длиннопост

Lincoln KB Roadster, 1932 г. :

О маскотах на капотах Авто, Маскот, Длиннопост

Packard Series 443 Dietrich Coupe, 1928 г. :

О маскотах на капотах Авто, Маскот, Длиннопост

Studebaker Commander Land Cruiser, 1934 г. :

О маскотах на капотах Авто, Маскот, Длиннопост

Ягуар- компания основанная 1922 году изначально называлась Swallow Sidecar («SS»), своё нынешнее имя машина получила в тридцатые годы прошлого столетия, после многочисленных побед на популярных в те годы конкурсах элегантности на автомобиле появилась надпись Jaguar. Вскоре на радиаторах машин SS появилась и фигурка ягуара, изображённая сейчас на фирменной эмблеме :

О маскотах на капотах Авто, Маскот, Длиннопост

Интересно, что первые автомобили, которые выпускались под маркой братьев Додж, украшал своеобразный логотип: размещенная в центре земного шара звезда Давида. Братья были евреями, а потому уважительно относились к традициям своего народа. По поводу появления самой известной эмблемы Dodge, логотипа в виде головы барана (или архара), существуют две версии. Согласно первой, эмблема бараньей головы была взята с фамильного герба братьев Додж. Согласно второй, логотип повторяет форму выхлопной трубы автомобиля Dodge, похожую на витые рога барана:

О маскотах на капотах Авто, Маскот, Длиннопост

На ауди изначально тоже планировалась фигурка в виде единицы, но не прижилась:

О маскотах на капотах Авто, Маскот, Длиннопост

«...Не нойте старик. Вас ждут золотые челюсти, толстенькая вдовушка и целый бассейн кефира. Балаганову я куплю матросский костюмчик, ...а наш верный Адам, получит новую машину. Какую вы хотите, Адам? «Студебеккер»? «Линкольн»? «Ройс»? «Испано-Сюизу»?

...«Изотта-Фраскини», - сказал Козлевич, зарумянившись...» (с) "Золотой теленок". И.Ильф. Е.Петров.

О маскотах на капотах Авто, Маскот, Длиннопост

Skodа model 860, 1930-31 г. :

О маскотах на капотах Авто, Маскот, Длиннопост
Для основной массы автовладельцев четырехколесный друг прежде всего средство передвижения. Но когда человек приобретает шикарное и дорогое авто, часто появляется желание его индивидуализировать, подчеркнуть что это не просто суперпупер машина. Она - моя. Этим и обьясняется появление на капотах фигурок и символов, изготовленных в единичном экземпляре, подчас являющимися настоящими шедеврами ювелирного искусства.

Рене Лалик, знаменитый французский ювелир и стеклянных дел мастер, один из выдающихся представителей ар нуво, выполнил немало накапотных фигурок из стекла:

О маскотах на капотах Авто, Маскот, Длиннопост
О маскотах на капотах Авто, Маскот, Длиннопост

Конечно, не у всех стремящихся к индивидуализации присутствует вкус и чувство прекрасного. Может, такие символы и бестолковы, но равнодушными не оставят никого:

О маскотах на капотах Авто, Маскот, Длиннопост
О маскотах на капотах Авто, Маскот, Длиннопост

А что же наши, отечественные автомобили ? Первая фигурка оленя, украшавшего капот ГАЗ-12, появилась в 1950 году. Выбор этого животного в качестве эмблемы имел глубокие геральдические корни — олень издавна изображался на гербе Нижнего Новгорода.

С самого появления «Волги» её накапотная фигура стала очень популярна; нередки были случаи хищения статуэтки с капота автомобиля с целью продажи или своеобразного «коллекционирования». Поэтому, а также из-за её дороговизны и главное травмоопасности, уже в конце пятидесятых фигурку оленя перестали ставить на экспортные автомобили и такси, заменяя её «каплей» — травмобезопасной обтекаемой фигурой вытянутой формы.

О маскотах на капотах Авто, Маскот, Длиннопост

Весной 1936 года на заводе имени Сталина были созданы образцы автомобиля представительского класса на семь мест - ЗиС-101. Вождь одобрил новый автомобиль. На капотах ЗиСов можно было находиться только идейно выверенному символу. Поэтому предложенная Сталиным идея сделать эмблему в виде развевающегося красного флага со звездой была реализована безоговорочно. Машина, имеющая явные черты американских "Паккарда" и "Бьюика", стала ездить под советским стягом. 

Эмблему для ЗИЛ-114 - вписанную в ромб аббревиатуру "ЗИЛ" на фоне горизонтального или вертикального прямоугольника - создал конструктор-кузовщик Илья Сухоруков. Он пришел на завод в 1948 году, работал на разных участках и должностях, в том числе и цеховым художником. Возможно, нарисованная им эмблема так и осталась бы штучной работой, "полномочия" которой ограничивались семейством ЗИЛ-114/117, если бы не энтузиазм заместителя начальника экспериментального цеха Георгия Алексеевича Матерова. Работа Сухорукова понравилась Матерову, и он обратился к директору завода с предложением утвердить эмблему в качестве официального логотипа и использовать фирменный знак на всех изделиях и документах ЗИЛа. После организованной энтузиастом «презентации », в ходе которой директору ЗИЛа П.Д.Бородину были продемонстрированы эмблемы, выполненные заводскими умельцами в виде нагрудных знаков, ему ничего не оставалось, как подписать приказ. Произошло это 15 января 1972 года. Теперь эта дата считается официальным днем рождения логотипа "ЗИЛ" 

О маскотах на капотах Авто, Маскот, Длиннопост
О маскотах на капотах Авто, Маскот, Длиннопост

Пожалуй, самаый брутальный маскот на отечественных авто :

О маскотах на капотах Авто, Маскот, Длиннопост
В современном мире "обереги" для авто в подавляющем большинстве не идут дальше миниатюр иконок на торпедах. Зачастую их владельцы даже не могут внятно обьяснить, кто же именно на них изображен и зачем. "Накапотное искусство" сейчас явно в упадке. 


Хотя постойте, что это ? ;)

О маскотах на капотах Авто, Маскот, Длиннопост

Материал из разных мест:

drive2.ru

blokada.sxnarod.com

ymorno.ru

nnm.me

limoretro.ru

26
Автор поста оценил этот комментарий

Шикарный пост. Странно, что не в топе.

раскрыть ветку
12
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Еще в середине пятидесятых автопроизводители насторожились - статистика ДТП хладнокровно показывала, что наличие на капоте истребителей, орлов, аистов и прочих излишеств стало причиной смерти не одного зазевавшегося пешехода. Автопроизводителям запретили устанавливать травмоопасные фигурки. Последний из сохранившихся -"Мерседесовская" звезда вращается во всех плоскостях и чуть что - сразу отпадает. И даже её стали заменять на плоский накапотный шильдик.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
8
Автор поста оценил этот комментарий

это она держит штуку, через которую мыльные пузыри надуваются?

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
6
Автор поста оценил этот комментарий

пардоньте, а где же убирающийся под крышечку маскот Роллса?

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку