О маскотах на капотах
"Маскот" - от французского слова mascotte - человек, животное или объект, приносящий удачу. Традиция украшать капот или радиатор автомобиля фигуркой в качестве эмблемы можно связать с носовыми украшениями парусных судов. На парусниках фигура символизировала оберег от нечистой силы и злых духов.
Но людям свойственно верить в сверхъестественное, амулеты, талисманы и поэтому фигурки на радиаторах стали позиционировать как некий оберег от неприятностей на дороге. Зная, что автомобиль находится под покровительством высших сил, водитель чувствует себя намного спокойнее и увереннее и значит, некоторый смысл во всем этом есть.
Кому первому пришло в голову устанавливать фигурку на радиаторе автомобиля к сожалению информации нет, но считается, что первая фигурка на капоте Rolls-Royce появилась в 1911 году. По заказу барона Монтегю скульптор Чарльз Робинсон Сайкс изготовил статуэтку под названием «Silver Ghost», что в переводе означает «Серебряный призрак»
Эта скульптура настолько пришлась по вкусу создателям Rolls-Royce, что они попросили разрешения у барона на использование статуэтки для украшения всех автомобилей, производимых компанией. За свою столетнюю историю статуэтка обрела множество новых имен. Среди них — «Дух экстаза», «Серебряная леди», «Эмили», «Летящая леди» и «Элли в ночнушке».
В начале 20 века был весьма популярен и другой автомобиль — Hispano-Suiza. Этот автоконцерн основанный в Испании тогдашний конкурент Bugatti и Bentley, позже производство автомобилей переехало во Францию, где его стали называть французским Rolls-Royce. Капот Hispano-Suiza украшает фигурка аиста.
Это оказалось заразительным - скульптуры птиц, крыльев и крылатых людей использовали для украшения своих творений многие авто производители. Для передачи скорости и неудержимости хорошо подходили изображения стрел и рвущихся вперед фигурок.
Armstrong Siddeley Sapphire 346 ;1955 г. :
Buick 96S Sport Coupe, 1935 г. :
Buick Eight Special, 1951 г. :
Cadillac Model 452 V16 Fleetwood Roadster, 1930г. :
Chrysler Imperial Custom Dual Windshield Phaeton, 1933 г. :
Duesenberg, 1929-1937 гг. :
Lincoln KB Roadster, 1932 г. :
Packard Series 443 Dietrich Coupe, 1928 г. :
Studebaker Commander Land Cruiser, 1934 г. :
Ягуар- компания основанная 1922 году изначально называлась Swallow Sidecar («SS»), своё нынешнее имя машина получила в тридцатые годы прошлого столетия, после многочисленных побед на популярных в те годы конкурсах элегантности на автомобиле появилась надпись Jaguar. Вскоре на радиаторах машин SS появилась и фигурка ягуара, изображённая сейчас на фирменной эмблеме :
Интересно, что первые автомобили, которые выпускались под маркой братьев Додж, украшал своеобразный логотип: размещенная в центре земного шара звезда Давида. Братья были евреями, а потому уважительно относились к традициям своего народа. По поводу появления самой известной эмблемы Dodge, логотипа в виде головы барана (или архара), существуют две версии. Согласно первой, эмблема бараньей головы была взята с фамильного герба братьев Додж. Согласно второй, логотип повторяет форму выхлопной трубы автомобиля Dodge, похожую на витые рога барана:
На ауди изначально тоже планировалась фигурка в виде единицы, но не прижилась:
«...Не нойте старик. Вас ждут золотые челюсти, толстенькая вдовушка и целый бассейн кефира. Балаганову я куплю матросский костюмчик, ...а наш верный Адам, получит новую машину. Какую вы хотите, Адам? «Студебеккер»? «Линкольн»? «Ройс»? «Испано-Сюизу»?
...«Изотта-Фраскини», - сказал Козлевич, зарумянившись...» (с) "Золотой теленок". И.Ильф. Е.Петров.
Skodа model 860, 1930-31 г. :
Рене Лалик, знаменитый французский ювелир и стеклянных дел мастер, один из выдающихся представителей ар нуво, выполнил немало накапотных фигурок из стекла:
Конечно, не у всех стремящихся к индивидуализации присутствует вкус и чувство прекрасного. Может, такие символы и бестолковы, но равнодушными не оставят никого:
А что же наши, отечественные автомобили ? Первая фигурка оленя, украшавшего капот ГАЗ-12, появилась в 1950 году. Выбор этого животного в качестве эмблемы имел глубокие геральдические корни — олень издавна изображался на гербе Нижнего Новгорода.
С самого появления «Волги» её накапотная фигура стала очень популярна; нередки были случаи хищения статуэтки с капота автомобиля с целью продажи или своеобразного «коллекционирования». Поэтому, а также из-за её дороговизны и главное травмоопасности, уже в конце пятидесятых фигурку оленя перестали ставить на экспортные автомобили и такси, заменяя её «каплей» — травмобезопасной обтекаемой фигурой вытянутой формы.
Весной 1936 года на заводе имени Сталина были созданы образцы автомобиля представительского класса на семь мест - ЗиС-101. Вождь одобрил новый автомобиль. На капотах ЗиСов можно было находиться только идейно выверенному символу. Поэтому предложенная Сталиным идея сделать эмблему в виде развевающегося красного флага со звездой была реализована безоговорочно. Машина, имеющая явные черты американских "Паккарда" и "Бьюика", стала ездить под советским стягом.
Эмблему для ЗИЛ-114 - вписанную в ромб аббревиатуру "ЗИЛ" на фоне горизонтального или вертикального прямоугольника - создал конструктор-кузовщик Илья Сухоруков. Он пришел на завод в 1948 году, работал на разных участках и должностях, в том числе и цеховым художником. Возможно, нарисованная им эмблема так и осталась бы штучной работой, "полномочия" которой ограничивались семейством ЗИЛ-114/117, если бы не энтузиазм заместителя начальника экспериментального цеха Георгия Алексеевича Матерова. Работа Сухорукова понравилась Матерову, и он обратился к директору завода с предложением утвердить эмблему в качестве официального логотипа и использовать фирменный знак на всех изделиях и документах ЗИЛа. После организованной энтузиастом «презентации », в ходе которой директору ЗИЛа П.Д.Бородину были продемонстрированы эмблемы, выполненные заводскими умельцами в виде нагрудных знаков, ему ничего не оставалось, как подписать приказ. Произошло это 15 января 1972 года. Теперь эта дата считается официальным днем рождения логотипа "ЗИЛ"
Пожалуй, самаый брутальный маскот на отечественных авто :
Хотя постойте, что это ? ;)
Материал из разных мест:
drive2.ru
blokada.sxnarod.com
ymorno.ru
nnm.me
limoretro.ru
Шикарный пост. Странно, что не в топе.
Еще в середине пятидесятых автопроизводители насторожились - статистика ДТП хладнокровно показывала, что наличие на капоте истребителей, орлов, аистов и прочих излишеств стало причиной смерти не одного зазевавшегося пешехода. Автопроизводителям запретили устанавливать травмоопасные фигурки. Последний из сохранившихся -"Мерседесовская" звезда вращается во всех плоскостях и чуть что - сразу отпадает. И даже её стали заменять на плоский накапотный шильдик.
это она держит штуку, через которую мыльные пузыри надуваются?
пардоньте, а где же убирающийся под крышечку маскот Роллса?