Могила Чингис-хана. Престольное кладбище.

Легендарной темой истории о Чингис-хане является место его захоронения. Поиском могилы занимались и до сих пор занимаются очень много людей — экспедиции из Китая, США, Германии. Не обойдем вниманием этот вопрос и мы.

Разные источники – китайские и монгольские дают разные сведения о месте последнего упокоения Великого хана. Вот некоторые из них, добросовестно собранные в книге замечательного монгольского историка XX века Сайшияла:

…в «Полных записях относительно чахоров» сообщается: «Духи онгоны многих хатунш и тайжи Юаньской династии находятся к северу от долины Ухэр-Чулуун («камень-бык») в горах Зан Мао Шан (Жиян Мао Шан)... Духи ханов Юаньской династии находятся на севере. После похорон по могилам пускали десятитысячный табун, чтобы топтали и сравняли землю и не оставляли знаков. С духами привезенных хатунш также поступали. Поскольку никаких следов не осталось от духов, находящихся севернее современной долины Ухэр Чулун, нет возможности делать предположения».
И еще:
В «Истории монгольского народа» записано: «Останки Чингисхана, согласно его завещанию, привезли на родную землю и похоронили в местечке Ихэ Утэгэ возле Хэнтэйского хребта».
А вот отрывок из «Алтан тобчи»:
Могила Чингис-хана. Престольное кладбище. Чингисхан, История, Длиннопост

Как видим старинные источники, не ангажированные современной жаждой причастности к великой личности, достаточно уверенно указывают местечко Эхе-Утэг, расположенное где-то севернее долины Ухэр-Чулун («камень-бык»). Совершенно не упоминая о каких-либо табу или запретах, наложенных на место захоронения. В этом не было особой необходимости – кому положено было знать о месте захоронения праотцов – знали, кому не положено было – распространяли легенды. Но в целом великой тайны не делалось. Сказано же, что вместе с Чингис-ханом похоронены еще несколько человек. Если придерживаться этого принципа и не вдаваться в мистику легенд о повернутых реках и подводных гротах, то найти место последнего упокоения – «престольное кладбище» – совершенно не сложно.

Как и в случае с местом рождения – Делюн-балдахом мы проведем мнемонический анализ ойконима Ихэ-утэг и постараемся по возможности привязать все известные косвенные ссылки к искомому месту.

Слово ихэ (эхэ) согласно правилу древних географических названий должно быть старинным простым описательным понятием. На эту роль претендует два созвучных монгольских слова:

Могила Чингис-хана. Престольное кладбище. Чингисхан, История, Длиннопост

В других местных наречиях искомое слово либо совсем отсутствует, либо имеет схожее звуковое строение и, соответственно, значение.

Какое из них более всего подходит по смыслу вернее всего будет понятно после перевода второй части названия – слова «утэк». А вот с ним пришлось помучиться! Единственное монгольское слово, которое дает почти такое же звучание, а так же является древним и описательным, является слово — оТоГ:

Могила Чингис-хана. Престольное кладбище. Чингисхан, История, Длиннопост

Таким образом, сопоставляя эти понятия, вырисовывается следующая картина – название Ихэ-утэг обозначает местечко богатое наземом, т.е. жирной, плодородной землей и навозом. И конечно должно быть понятно, что речь не идет о земледелии – кочевые племена практически им не занимались. А вот богатые сочным многотравьем земли – могли бы считаться местами с жирной и богатой перегноем и навозом землей. По причине великого множества стад, пасущихся там.

Что же это за место, которое даже такие много повидавшие пастухи, называли «великий назём»? Опять же место должно быть очень примечательным, что удостоилось собственного названия.

В Забайкалье и сопряженных территориях степи довольно скудны на почвы. Местами почва настолько камениста, что на ней и степная трава растет плохо, а слой чернозема не превышает 5-10 см. А еще и множественные солончаки удручают картину. Малоснежные зимы и часто засушливое, либо наоборот чрезмерно дождливое лето, совершенно не способствуют приростанию плодородного слоя. Можно ли найти в наших краях настолько плодородное место, что оно в стародавние времена так могло поразить воображение степных кочевников?


Такое место есть.

Конечно это заливной луг. Единственный в Забайкалье и близлежащих окрестностях. Почва там настолько богатая и жирная, что действительно поражает. Толщина, т.е. мощность слоя чернозёма более 3 метров и это далеко не в самой центральной части луга, а где-то в самом конце под горой, где его обнажил овраг. Этот луг указан на всех географических картах и он имеет название – Хоточеевский луг. Находится он поблизости от горы Хан-ула и речушки Боржигантай, в самом центре бывших владений «Золотого рода» – племени кият-борджигинов и домашнего улуса Чингис-хана.

А разве могло быть иначе?

Разве могли монголы ослушаться своего хана и, привезя его мертвое тело за две с половиной тысячи километров из Китая, похоронить его в чужих ему землях нынешней Монголии? Землях, которые принадлежали некогда враждебным Чингис-хану племенам найманов, меркитов и татар?

Конечно нет.

Появление столицы монгольской империи Кара-корума в этих землях оправдано и понятно – земли были завоеваны и присутствие там столицы их некоторым «сакральным» образом «столбит», напоминает о покоренности. Но они не перестают быть чужими по отношению к своим, родительским землям.

Примечательно название луга – Хоточеевский. Название чисто монгольское и возникло видимо уже во времена появления русских казаков в этих краях. Вот как оно переводится:

Могила Чингис-хана. Престольное кладбище. Чингисхан, История, Длиннопост

Т.е. Хоточеевский луг, это луг принадлежащий либо находящийся под присмотром охранника стойбища, охранника группы юрт.

Восьми белых юрт.

Так и рисуется картина одинокого война, несущего многовековую вахту у гробницы Императора. А когда пожаловали незванные гости и спросили: «Кто ты?», — он спокойно ответил им: «Я хоточ – охраняющий юрты, последнее пристанище Духа Чингис-хана».

Луг огромен (даже на старых картах Генштаба он выделен зеленым цветом). Примерно 30 километров в длину и 3 в ширину. Т.е. около 90 квадратных километров уникального пастбища безумным количеством сочной травы и многочисленными стадами тучных коров и овец.

Могила Чингис-хана. Престольное кладбище. Чингисхан, История, Длиннопост

А что же с косвенными ориентирами спросит пытливый читатель?! Совершенно правильно, давайте рассмотрим их все по порядку.

Первым признаком должно быть наличие на юге от ИХ-ТГ долины Ухэр-Чулун («камень-бык»). И в самом деле, южнее Хоточеевского луга, на расстоянии примерно 80 км находится уникальная по своей красоте долина каменных останцев. Сотни причудливых каменных изваяний, словно застывшие в вечности древние животные, населяют эту долину, спускающуюся к Онону.

Могила Чингис-хана. Престольное кладбище. Чингисхан, История, Длиннопост

Основная композиция – «камень-бык» – уникальное природное каменное образование в народе называемое «Чаша Чингис-хана».


Следующий косвенный признак – возможность прогнать по месту захоронения десятитысячный табун лошадей, для скрытия любых следов захоронения. Как видим, по Хоточеевскому лугу можно прогнать хоть миллион лошадей совершенно беспрепятственно. В отличие от например какой-нибудь горы или лесной поляны или, например, пещеры.

И последнее. Косвенно мы подтверждаем одну местную легенду о том, что Чингис-хана похоронили на дне реки. Заливной луг он потому и заливной, что периодически становится дном реки. Только для этого не нужно отводить в сторону русло и совершать массу других, тяжелых даже для современной дорожной техники, действий.

Могила Чингис-хана. Престольное кладбище. Чингисхан, История, Длиннопост

Чингис-хан. Дикого персика стрелы.
Игорь Толмачев

2015

Лига историков

13.5K постов50.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

2
Автор поста оценил этот комментарий

прошу прощения, что не объявлялся, дел было много.

очень интересная работа опять-таки, думаю, самая серьезная из авторских исторических постов на пикабу, которых я по крайней мере видел.


тем не менее, имхо сомнительно, что Халиун - это Бурхан-Халдун, потому что во-первых, "Халдун" может быть таким же заимствованием из тунгусских языков, как и "Делюн"; во-вторых, Рашид ад-Дин вроде как не пользовался китайскими источниками в главах, которые истории Китая не касались, и теоретически не мог увидеть ошибочное написание "Халдун-Халиун", но он упомянул через 80 лет (то есть, время, за которое трудно забыть название такого знакового места) "Буркан-Калдун". в-третьих, опять же у него перечислены реки, которые проистекают из того места в том числе Онон, Керулен и Чикой, то есть, примерно на 300 км западнее, чем местоположение Халиуна. тут надо оговориться, что получившиеся от указанного Вами района Делюн-Болдока 500+ км трудно назвать 6-ю днями пути. кроме того, получившиеся дистанции как-то чересчур велики для обитания одного небольшого племени в то время. то есть, возможно в этом месте и есть загвоздка - либо Рашид ад-Дин неправильно в свое время что-то понял, либо указанные Вами территории могут не быть теми самыми, хоть и признаю, что Ваша версия выглядит по крайней мере уместной и аргументированной.


согласно его завещанию, привезли на родную землю и похоронили в местечке Ихэ Утэгэ возле Хэнтэйского хребта

нужно сказать, что, хоть, возможно, в те времена низовья Онона и причисляли к Хэнтэю, но сейчас вроде как там выделяются обособленные хребты

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо за очень интересный материал! В книге Исая Калашникова "Жестокий век" Чингиз-хана "похоронили" на склоне Бурхан-Халдун, в каких-то лесных дебрях. Но сложно было доверять этой информации, т.к. книга всё-таки художественная, так что меня с детства интересовал вопрос о месте погребения Чингиз-хана. P.S. А на этом лугу уже проводили какие-нибудь исследования? Или это всё на уровне гипотез?
раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я не историк.  Маленько интересуюсь. Всегда думал,  что Чингиз хан похоронен Бурхан горе. Но здесь прочитал, что он возможно похоронен эхе-етег.  Очень похоже на якутские слова.  етег-у нас называют места где раньше жили люди и стояли балаган и хотоны,  т. е.  хлева.  В этих местах обычно много старого навоза,  перегноя. Теперь понял,  откуда пошло понятие этого слова.  А эхе, можно дотянуть до hаха.  Первая буква выдох, похож на английский "h", но мягче.  Самоназвание якутов.  Если все это сложить,  то получается-"местность, где раньше жил якут". А также слово дюлюн- у нас означает бубен,  или полое бревно., где сгнила сердцевина.  Хоточ, - есть деревня Хоточчу. Смысл этого слова у нас утерян.

3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Нахрена им всем сдался разложившийся труп монгола?

раскрыть ветку