Доспехи для рыцарских забав (иллюстрированное продолжение)
«Альбом турниров и парадов в Нюрнберге», рисунки из которого будут здесь приведены в качестве иллюстраций, является очень ценным историческим источником. Мало сохранилось доспехов, но еще меньше – нашлемных украшений, попон, то есть именно эти «картинки» дают нам возможность заглянуть в то время и представить себе, а как все именно тогда было.
Эти «рыцари» доспехов как таковых вообще не имеют, хотя, скорее всего, какие-то латы скрывает одежда. Главное – умело ударить в нагрудную пластину.
Дополнительная защита туловища осуществлялась накладной пластиной, которая либо прижималась к нагруднику кирасы ремнями, либо прикреплялась к ней на винтах. На некоторых боевых доспехах, в верхней части и по бокам кирасы, можно заметить отверстия для крепежных винтов. Такая пластина на немецком языке получила название «двойной нагрудник» (doppelbrust), а у англичан называлась грангарда. К ней прикреплялась пасгарда для защиты локтя и манифер, защищавший предплечье и кисть. На правой стороне мог быть вырез для копейного крюка – фокра, а в некоторых случаях он крепился к самой пластине. Кроме того, снизу к ней могли подвешиваться дополнительные набедренные щитки. Такой нагрудник второй половины XV – и в первую половину XVI века в верхней части, примыкавшей к плечу, имел также специальную отбортовку, которая отводила удары копья в сторону. Так, на вороненом и покрытом еще и золочением доспехе третьего графа Кумберленда, сделанном в Гринвиче и в настоящее время находящемся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, грангарда сложной формы закрывает всю левую часть шлема (и даже часть правой), все левое плечо и часть груди. Крепление – застежка на шлеме и парные прорези внизу на кирасе, под два выступа фиксирующиеся чекой. Пасгарда крепилась на локтевой пластине при помощи шплинта и кожаным ремнем подтягивалась к грангарде. Манефер фиксировался на латной рукавице на ремешках.
Зато безудержная фантазия обладателей вот этих доспехов просто поражает. Грабли на шлеме – это вообще что-то из традиции японских самураев, носивших в качестве сисимоно даже песты для дробления риса, якоря и священные фонарики. Делалось все это, понятно, из бумаги и папье-маше.
Разумеется, чтобы дать возможность рыцарям блеснуть такими доспехами устраивались и соответствующие пышные состязания. Например, в Лондоне ристалища регулярно проводились в Вестминстере, пока в 1512 году пожар не уничтожил выстроенные там трибуны и все прочие помещения, после чего двадцать лет все турниры в Англии устраивали возле дворца Пласенции в Гринвиче. После того как королевская резиденция в 1533 году была перенесена в Уайтхолл, турниры в Гринвиче стали редкостью, зато их стали проводить во дворце в Ричмонде, и даже в Лондонском Тауэре (правда, там турнир был устроен всего один раз в 1501 г.), тогда как во время правления королевы Марии некоторые из них прошли в Хэмптон-Корте. Интересно, что 29 декабря 1557 года часть участников была одета в костюмы «алеманов» (немцев), а другая наряжена испанцами.
Ну разве может быть рыцарь без щита и без рогов?
Король Генрих VIII прославился как заядлый любитель турниров, потому все, кто хотел снискать у него милость, старались всеми силами угодить в этом «хобби» своему государю и стремиться ни в чем от него не отставать. Королева Елизавета также любила посещать турниры, особенно те, что устраивались в честь Дня вступления на престол, то есть каждый ноябрь месяц, поэтому опять-таки тем, кто хотел добиться благосклонности своей государыни, должен был постоянно тренироваться и… тратиться на доспехи и снаряжение.
Обращают на себя внимание конские доспехи, явно изготовленные из так называемой «вареной кожи» с тиснением.
Считалось, что теперь пеший бой отличался меньшей опасностью, чем в минувшие столетия, так как теперь бойцов разделял барьер, а значит доспехи для ног становились уже не нужны, так как удары ниже барьера были запрещены. С другой стороны, оружие, применявшееся пешими бойцами, было куда более разнообразным. Кстати, в мировых музейных собраниях хранится немало латных доспехов, у которых фокр на кирасах отсутствует. Судя по качеству отделки, они принадлежали рыцарям, а не пехотинцам, а значит предназначались не для конного боя, а для пеших турниров. Использовались не только мечи и длинные копья (!), но и булавы, боевые молоты, альшписы, секиры, алебарды и даже боевые цепы. И требовалось умение всем этим владеть и к тому же, несмотря на барьер, это по-прежнему была серьезная схватка, а значит и несчастные случаи имели место, как и раньше. Тот же Генрих VIII, например, как-то раз забыл закрыть забрало шлема, и дождь из мелких деревянных осколков от сломавшегося копья его противника ударил короля в лицо. Осколки могли ослепить его, а то и убить (и, кстати, один такой инцидент именно с королем, как известно, имел место), но, к счастью для себя и к счастью для его противника, Генрих не пострадал и даже выказал к нему душевное благорасположение.
…Или таких!
Впрочем, на турнире ничуть не менее важным было знание поэзии, владение поэтическим мастерством и умение славословить своего монарха сочетая лесть с правдоподобием, что для придворных имело даже большее значение, чем самая хорошая военная подготовка. Например, в 1575 году в Вудстоке сэр Генри Ли специально для королевы Елизаветы организовал турнир, на котором два конных рыцаря бились за честь своих дам по… заранее подготовленному сценарию.
Еще одна замечательная миниатюра XV с изображением поединка рыцарей на притупленных, а, возможно, даже и деревянных, но посеребренных мечах. (Национальная библиотека Франции).
Автор: Вячеслав Шпаковский
Везде этот Джигурда.