Дискриминация русских в сфере имущественных отношений в Латвии (часть 2)
Неграждане дискриминируются не только в трудовых, но и во многих имущественных
отношениях. При проведении приватизации в Латвии был использован механизм
выдачи населению приватизационных сертификатов, каждый из которых предоставлял
собой право на приобретение госсобственности. Один сертификат соответствовал
одному году трудового стажа человека. При исчислении количества сертификатов
каждый гражданин Латвии получил на 15 сертификатов больше, чем негражданин.
Негражданин, не родившийся в Латвии, получил еще на 5 сертификатов меньше.
Неграждане, прибывшие в Латвию после достижения пенсионного возраста и не
отработавшие здесь 5 лет на оплачиваемой работе, не получали приватизационных
сертификатов вообще. Все граждане ЛР получали приватизационные сертификаты,
если в период до 31 декабря 1992 г. проживали в Латвии и были зарегистрирован в
качестве постоянного жителя. Негражданин получал сертификаты лишь с момента
последнего зарегистрированного прибытия на постоянное место жительства в Латвию.
По данным министерства экономики Латвии (газета «Неаткарига» 1.09.2006 г.) с начала
1991 г. до апреля 2006 г. 2450 тыс. жителям страны было присвоено 103900 тыс.
приватизационных сертификатов, или по 42,4 сертификата на одного человека.
Общая численность негрждан, зафиксированных в 1993 г. (то есть через два года после
начала приватизации, когда часть неграждан уже была даже вынуждена уехать из
страны), составляла 876 тыс. человек. Общее число граждан получивших сертификаты
составило, ориентировочно, 1574 тыс. человек (2450 тыс. человек получивших
сертификаты – 876 тыс. неграждан = 1574 тыс. человек). Учитывая то обстоятельство,
что неграждане получили на 15 сертификатов меньше, чем граждане, а общее число
сертификатов было 103900 тыс. штук, составив простое уравнение, мы определим, что
граждане получили, в среднем, 47,8 сертификатов на одного человека, а неграждане -
32,8 сертификатов. Неграждане не получили за проработаное в Латвии время 13140 тыс. сертификатов (876 тыс. чел. х 15 серт./чел. = 13140 тыс.серт.). Кроме того,
принимая во внимание данные миграционного учета, можно утверждать, что около
половины неграждан родилось за пределами Латвии, а потому на них
распространилось положение закона, по которому в процессе приватизации они
лишались 5 дополнительных сертификатов. Это еще 2000 тыс. недополученых
негражданами сертификатов (400 тыс. чел. неграждан х 5 серт.чел.= 2000 тыс. серт.).
Следует учесть также, что в 1991 году в Латвии проживало 2658,1, а сертификаты
выдали только 2450 тыс. человек, то есть 208,1 тыс. человек постоянных жителей не
получили приватизационных сертификатов вообще. При среднем количестве
сертификатов на одного гражданина в 47,8 штук эта группа неграждан недополучила
9947 тыс. сертификатов. Итого, неграждане недополучили в процессе приватизации
25089 тыс. сертификатов (это даже без учета неначисления сертификатов приехавшим
в Латвию пожилым людям и мигрантам последних лет). По тем же данным
Министерства экономики Латвии, средняя цена покупки сертификатов в середине 2006
г. составляла 15 латов. Следовательно, неграждане не получили из-за
дискриминационных условий начисления сертификатов 376 335 тыс. латов в денежном
выражении. Учитывая то, что практически все неграждане - русские, это прямо
свидетельствует об их дискриминации в имущественном отношении по признаку
национальной принадлежности.
При рассмотрении процесса приватизации следует учесть, что национализированная
при включении Латвии в состав СССР собственность, созданная усилиями граждан I
Латвийской Республики, была большей частью возвращена бывшим владельцам
согласно специальным законодательным актам о реституции. То есть, приватизации в
общем порядке подверглась, главным образом, собственность, созданная после II
мировой войны в равной степени всеми жителями Латвии. Кроме того, основным
источником образования этой собственности были инвестиции из других регионов
СССР, то есть труд людей, как раз работавших за пределами Латвии. Поэтому лишать
неграждан, приехавших в Латвию из других республик СССР, права собственности было
экономически совершенно неоправданным.
По действуещему в настоящее время законодательству граждане Латвии имеют
преимущественное право, по сравнению с негражданами, на получение в
собственность земли, на которой находится здание, в том случае, если земля не
принадлежала им до 22 июня 1940 г.
Юридические лица имеют право приобретать в собственность землю в городах и
сельской местности ЛР только в том случае, если более половины их уставного
капитала принадлежит гражданам ЛР или гражданам ЕС.
Пик ограничений неграждан в имущественных правах пришелся на период
интенсивной приватизации государственной собственности, являвшейся
доминирующей в экономике. Когда приватизация государственного имущества
заканчивалась некоторые ограничения в имущественных правах неграждан были
отменены.Только гражданам Латвии и юридическим лицам обеспечивается защита вкладов за
рубежом. Точно так же, защита интеллектуальной собственности за рубежом, по ряду
международных договоров, гарантируется только латвийским гражданам. У
неграждан нет права регистрировать принадлежащие им воздушные суда в Регистре
воздушных судов гражданской авиации.
Экономическая дискриминация неграждан, а на деле русского населения, закреплена
не только латвийским законодательством, но и целым рядом международных
двухсторонних договоров, по которыми неграждане дискриминируются уже на
территориях других стран. На начало 2006 года таких договоров было 133. Среди стран,
подписавших с Латвией дискриминирующие неграждан международные договора,
имеются и страны этнического происхождения подавляющего большинства неграждан
(Россия, Украина, Беларусь).
отношениях. При проведении приватизации в Латвии был использован механизм
выдачи населению приватизационных сертификатов, каждый из которых предоставлял
собой право на приобретение госсобственности. Один сертификат соответствовал
одному году трудового стажа человека. При исчислении количества сертификатов
каждый гражданин Латвии получил на 15 сертификатов больше, чем негражданин.
Негражданин, не родившийся в Латвии, получил еще на 5 сертификатов меньше.
Неграждане, прибывшие в Латвию после достижения пенсионного возраста и не
отработавшие здесь 5 лет на оплачиваемой работе, не получали приватизационных
сертификатов вообще. Все граждане ЛР получали приватизационные сертификаты,
если в период до 31 декабря 1992 г. проживали в Латвии и были зарегистрирован в
качестве постоянного жителя. Негражданин получал сертификаты лишь с момента
последнего зарегистрированного прибытия на постоянное место жительства в Латвию.
По данным министерства экономики Латвии (газета «Неаткарига» 1.09.2006 г.) с начала
1991 г. до апреля 2006 г. 2450 тыс. жителям страны было присвоено 103900 тыс.
приватизационных сертификатов, или по 42,4 сертификата на одного человека.
Общая численность негрждан, зафиксированных в 1993 г. (то есть через два года после
начала приватизации, когда часть неграждан уже была даже вынуждена уехать из
страны), составляла 876 тыс. человек. Общее число граждан получивших сертификаты
составило, ориентировочно, 1574 тыс. человек (2450 тыс. человек получивших
сертификаты – 876 тыс. неграждан = 1574 тыс. человек). Учитывая то обстоятельство,
что неграждане получили на 15 сертификатов меньше, чем граждане, а общее число
сертификатов было 103900 тыс. штук, составив простое уравнение, мы определим, что
граждане получили, в среднем, 47,8 сертификатов на одного человека, а неграждане -
32,8 сертификатов. Неграждане не получили за проработаное в Латвии время 13140 тыс. сертификатов (876 тыс. чел. х 15 серт./чел. = 13140 тыс.серт.). Кроме того,
принимая во внимание данные миграционного учета, можно утверждать, что около
половины неграждан родилось за пределами Латвии, а потому на них
распространилось положение закона, по которому в процессе приватизации они
лишались 5 дополнительных сертификатов. Это еще 2000 тыс. недополученых
негражданами сертификатов (400 тыс. чел. неграждан х 5 серт.чел.= 2000 тыс. серт.).
Следует учесть также, что в 1991 году в Латвии проживало 2658,1, а сертификаты
выдали только 2450 тыс. человек, то есть 208,1 тыс. человек постоянных жителей не
получили приватизационных сертификатов вообще. При среднем количестве
сертификатов на одного гражданина в 47,8 штук эта группа неграждан недополучила
9947 тыс. сертификатов. Итого, неграждане недополучили в процессе приватизации
25089 тыс. сертификатов (это даже без учета неначисления сертификатов приехавшим
в Латвию пожилым людям и мигрантам последних лет). По тем же данным
Министерства экономики Латвии, средняя цена покупки сертификатов в середине 2006
г. составляла 15 латов. Следовательно, неграждане не получили из-за
дискриминационных условий начисления сертификатов 376 335 тыс. латов в денежном
выражении. Учитывая то, что практически все неграждане - русские, это прямо
свидетельствует об их дискриминации в имущественном отношении по признаку
национальной принадлежности.
При рассмотрении процесса приватизации следует учесть, что национализированная
при включении Латвии в состав СССР собственность, созданная усилиями граждан I
Латвийской Республики, была большей частью возвращена бывшим владельцам
согласно специальным законодательным актам о реституции. То есть, приватизации в
общем порядке подверглась, главным образом, собственность, созданная после II
мировой войны в равной степени всеми жителями Латвии. Кроме того, основным
источником образования этой собственности были инвестиции из других регионов
СССР, то есть труд людей, как раз работавших за пределами Латвии. Поэтому лишать
неграждан, приехавших в Латвию из других республик СССР, права собственности было
экономически совершенно неоправданным.
По действуещему в настоящее время законодательству граждане Латвии имеют
преимущественное право, по сравнению с негражданами, на получение в
собственность земли, на которой находится здание, в том случае, если земля не
принадлежала им до 22 июня 1940 г.
Юридические лица имеют право приобретать в собственность землю в городах и
сельской местности ЛР только в том случае, если более половины их уставного
капитала принадлежит гражданам ЛР или гражданам ЕС.
Пик ограничений неграждан в имущественных правах пришелся на период
интенсивной приватизации государственной собственности, являвшейся
доминирующей в экономике. Когда приватизация государственного имущества
заканчивалась некоторые ограничения в имущественных правах неграждан были
отменены.Только гражданам Латвии и юридическим лицам обеспечивается защита вкладов за
рубежом. Точно так же, защита интеллектуальной собственности за рубежом, по ряду
международных договоров, гарантируется только латвийским гражданам. У
неграждан нет права регистрировать принадлежащие им воздушные суда в Регистре
воздушных судов гражданской авиации.
Экономическая дискриминация неграждан, а на деле русского населения, закреплена
не только латвийским законодательством, но и целым рядом международных
двухсторонних договоров, по которыми неграждане дискриминируются уже на
территориях других стран. На начало 2006 года таких договоров было 133. Среди стран,
подписавших с Латвией дискриминирующие неграждан международные договора,
имеются и страны этнического происхождения подавляющего большинства неграждан
(Россия, Украина, Беларусь).