Бессмысленные мечтания

После смерти батюшки Николай II, восшедши на престол, принимал многочисленные делегации от всей страны. Некоторые из них осторожно намекали на привлечение представителей народа к делам управления страной. Но у царя была заранее заготовлена ответная речь, где все это называлось "беспочвенными мечтаниями", с которыми надо покончить. Речь Николай читал по записке, вложенной в круглую барашковую шапку, которую держал в руках. От непривычки выступать и пользоваться "шпаргалками" молодой царь нечаянно прочитал не "беспочвенные мечтания", а "бессмысленные мечтания".

«Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекавшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления; пусть все знают, что я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой покойный незабвенный Родитель»

Скандал случился знатный. Л. Н. Толстой, возмущенный речью Николая И, написал памфлет против самодержавия, под названием «Бессмысленные мечтания». При царизме статья эта не могла быть напечатана и впервые опубликована только в 1918 г.

Запись в дневнике Толстого:

«Событие важное, которое, боюсь, для меня не останется без последствий, – это дерзкая речь государя».

В одном из писем также отмечена его реакция:

«По случаю “бессмысленных мечтаний” всеми силами стараюсь негодование заменить состраданием, но до сих пор безуспешно».

И он признается, что

«совсем было хотел написать письмо Николаю II по случаю его речи земствам, но почувствовал, что руководило мною не доброе чувство <...> Может быть, так и не нужно, а может быть, придет случай и время, когда потребуется» .

Широкое распро­странение тогда же получила «Песенка», в которой Николай, обращаясь к «коноводам демагогии», «санкюлотам из Тве­ри», говорит:

За благие пожелания

Вас я всех благодарю.

Но бессмысленны мечтания

Власть урезать мне, царю.

В начале 1910-х представитель левого крыла кадетов В. П. Обнинский писал о речи царя в своём антимонархическом сочинении:

"Уверяли, что в тексте стояло слово «несбыточными» [Вместо «бессмысленными»]. Но как бы там ни было, оно послужило началом не только всеобщего охлаждения к Николаю, но и заложило фундамент будущего освободительного движения, сплотив земских деятелей и внушив им более решительный образ действий. <…> Выступление 17 (29) января 1895 года можно считать первым шагом Николая по наклонной плоскости, по которой он продолжает катиться и доселе, всё ниже спускаясь во мнении и своих подданных, и всего цивилизованного мира".

(источники:  ст.1, ст.2, ст.3)

Лига историков

13.5K постов50.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

6
Автор поста оценил этот комментарий
9-го января. Воскресенье.
Тяжелый день! В Петербурге произошли серьезные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело! Мамá приехала к нам из города прямо к обедне. Завтракали со всеми. Гулял с Мишей. Мамá осталась у нас на ночь.©
Иллюстрация к комментарию
6
Автор поста оценил этот комментарий

Объясните плз, в чём настолько радикальное отличие "беспочвенных мечтаний" от "бессмысленных мечтаний", почему такая реакция?

раскрыть ветку
10
Автор поста оценил этот комментарий

Касаемо Николая II, я абсолютно не понимаю, почему он причислен к страстотерпцам (РПЦ) и мученикам (РПЦЗ). И в том, и в другом случае речь должна идти исключительно о вопросах веры и религии - но ведь революционные события были связаны отнюдь не с религиозными вопросами.

раскрыть ветку
5
Автор поста оценил этот комментарий
Манярхосрач в посту снайперс.
Ее.
Предпросмотр
7
Автор поста оценил этот комментарий

Все было проще, я считаю.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку