34
Сон и память
16 Комментариев в Лига психотерапии  

Пост в Лигу психотерапии в рамках 13 дня заканчивающегося онлайн-тренинга "18 дурацких правил" (а обсуждали наши сны и слушали ответы специалиста мы вот здесь).


Нейрофизиолог Ольга Сварник о значении сна, улучшении памяти и нейронах мозга

Почему пословица "утро вечера мудренее" верна с точки зрения науки? Что происходит с наши мозгом во время сна? Что такое декларативная и моторная виды памяти? Почему многие решения приходят к нам во время сна? Об этом рассказывает кандидат психологических наук Ольга Сварник.


"Люди довольно давно обнаружили, что сон имеет какое-то значение для памяти, и выразили свою мысль довольно емко в пословице “утро вечера мудренее”. Но, как водится, ученым спустя какое-то время удалось доказать, что это явление может быть изучено и могут быть собраны доказательства, демонстрирующие, что с нашей памятью во время сна происходят некоторые события".


"Что лежит в основе улучшения памяти? Для того чтобы понять, что лежит в основе этого феномена, необходимо рассказать, что происходит с нашими нейронами или с нашим мозгом в тот момент, когда мы спим. Оказалось, что нейроны, которые имеют какую-то поведенческую специализацию, то есть демонстрируют повышение своей активации в тот момент, когда происходит выполнение какого-то поведения или действия, или выучивание навыка, повторяют свою активацию, то есть активируются заново именно во время сна"


"Можно ли, поняв закономерности того, что происходит с нейронными группами во время сна, самостоятельно искусственно комбинировать эти нейронные группы? Если мы знаем, что к улучшению памяти приведет активация определенных клеток, то можем ли мы, искусственно их активируя, создать такую нейронную группу, которая уже не смогла бы распасться, где эти клетки все время активировались бы вместе, и это привело бы к наличию какой-то памяти, которую невозможно было бы стереть никаким приобретением другой памяти или чем-нибудь еще?"


(текстовая версия поста - очень сокращенный вариант того, о чем О. Сварник говорит в видео)


источник

Показать полностью
13
Вау-эффект в психотерапии
5 Комментариев в Лига психотерапии  

"Возьмём такую аналогию: вы заказываете бригаде мастеров построить вам дом. Вы изначально представляете себе, что работа эта кропотливая, сложная и занимает определённое время (как в старой байке, даже если взять 9 женщин и 1 месяц, ребёнок за этот срок все равно не родится). И вдруг на следующий день вам звонит бригадир и говорит, что ваш дом – готов. Полностью. Можно принимать работу. Какие у вас будут ощущения?.."

Вау-эффект в психотерапии психология, эффективность, мифы и реальность, Нарицын, длиннопост

Нередко приходится слышать пожелания и сожаления клиентов, что психотерапия – процесс долгий и тяжёлый, и как не хватает этакого вау-эффекта: кончилась консультация – где-то щёлкнуло, в голове прояснилось, в начале была проблема – и вот нету, и хочется петь и плясать. Почему же в психотерапии подобного практически не бывает?


Вау-эффект по сути – это радостное удивление, когда человек, как часто говорят, поражён каким-то резким изменением в своём состоянии. Но не забудем и о том, что слово "поразить" в то же время значит – ударить, сбить с ног, лишить на время возможности размышлять. Говорят ещё – ошеломить. Ошеломительный-де эффект. Но ошеломить – это ударить мечом по шлему, так, чтобы под этим шлемом голова зазвенела и перестала работать.


Не зря, собственно, маркетинговый термин "вау-эффект" расшифровывается как "запланированное продавцом чувство, которое должен испытывать покупатель, сталкиваясь с продукцией, услугой, продавцом, сайтом или чем-либо ещё, которое должно подтолкнуть его к покупке или ещё к чему-либо – например, запомнить бренд, занести сайт в закладки, рассказать о компании другу, не выключать звук телевизора, пока идёт реклама определённого товара и т.д." То есть опять же задача подобного эффекта – поразить и ошеломить, иными словами – отключить покупателю голову, желательно – прямо перед моментом покупки/оплаты.


Для многих вау-эффектом называется ощущение быстрого и ощутимого улучшения состояния, но если это произошло быстро – вопрос: надолго ли. Таким эффектом в стоматологии, например, можно назвать введение местного наркоза: минута – и зуб перестал болеть. Нередко пациенты стоматолога на этом этапе… встают и уходят: мол, спасибо, доктор, больше не болит! Правда, на следующий день, когда обезболивание пройдёт, появляются снова.


Поэтому, говоря о вау-эффекте, я бы начал с теории гомеостаза, то есть некоего внутреннего равновесия в организме и психике, некоего постоянства внутренней среды вообще.


Любая система, и человек в том числе, всегда стремится сохранить саму себя в привычном уравновесившемся состоянии. Именно поэтому там, где речь идёт именно о "вау", долгого положительного эффекта не будет: система снова вернётся в прежнее своё положение, пусть даже оно было патологическим и дискомфортным для человека. Ведь если он много лет жил с той или иной проблемой, она стала частью его внутренней жизни и внутреннего состояния, частью его внутренней среды вообще. И если эту проблему у него быстро изъять (представим на минутку, что такое вообще возможно) – то у него возникнет ощущение потери, исчезновения "опоры под ногами" и т.п. новое состояние потребует новых поведенческих шаблонов, а они ещё не наработали, и человек ощущает себя посреди рушащихся стен совершенно неприкаянным и беспомощным.


Но даже если и не быстро разом отнимать, а решать проблему постепенно – все равно на первых консультациях будет скорее не вау-эффект, а обратный, негативный, потому что система меняет свой состав, гомеостаз нарушается, и первое время это может быть либо сразу после консультации неприятно, либо через какой-то небольшой срок. Почему я и предупреждаю обычно своих клиентов о том, что по выходе из кабинета могут быть разные ощущения, и в случае какого-то всплеснувшего негатива предлагаю им как минимум обращаться бесплатно по телефону, а при необходимости – приходить в Мастер-класс, на эпизодическую поддерживающую терапию и так далее.


Вообще, наверное, вау-эффект в психотерапии чаще наводит на определённые подозрения. Возьмём такую аналогию. Как я часто говорю – вот ходит клиент под фонарём, ищет ключи, которые потерял в тёмном переулке. И вау-эффект для него зачастую в том, что доктор сам пойдёт в тот тёмный переулок, ни о чем клиента не спрашивая, и принесёт потерянные ключи. В тот же вечер. Или как-нибудь иначе сделает так, что нужная дверь откроется вот прям сейчас.


И здесь мне вспоминается одна история: как пожилая женщина потеряла ключи от своего дома (это был деревянный такой дом в частном секторе) и обратилась к участковому: мол, помоги, милый, в дом не войти. Участковый представил, как ему сейчас придётся обшаривать все окрестности (с учётом того, что бабушка могла и запамятовать, куда ходила и где доставала ключи), прикинул коэффициент отдачи от такой работы, потом попросил у бабули документ, что это действительно ее дом…. и вскрыл ей замок подручными средствами. Мол, вот, бабушка пожалуйста, хотели зайти в дом – заходите!


Старушка поблагодарила, участковый ушёл, а потом бабушке понадобилось сходить за хлебом… и она поняла, что теперь не может закрыть за собой дверь. Ключей-то нет! И даже будь у неё английский замок – дверь бы закрылась, но потом не открылась обратно.


То есть помощь бабушка получила, но возможность самостоятельно оперировать собственной дверью так и не обрела.


Так что ожидание вау-эффекта в консультативной психотерапии – во многом дело напрасное, а то и неполезное. По крайней мере, может вести к самым разным фрустрациям в процессе работы.


источник

Показать полностью
18
Виды мышления, или Почему избыток мотивации мешает творческому мышлению?
11 Комментариев в Лига психотерапии  

Пост в Лигу психотерапии (видео- и текстовая версии): психолог Мария Фаликман об особом подходе к исследованию мышления в психологии, различиях между теоретическим и практическим мышлением и имеющихся классификациях

Мышление занимает верхнюю строчку в ряду познавательных процессов. И если в ощущениях нам даны отдельные свойства объектов окружающего мира, в образах восприятия — целостные объекты, то мышление оказывается нам необходимо тогда, когда этих объектов недостаточно, нужно установить связи, отношения между ними или выделить их существенные свойства. Соответственно, мышление так и определяют как познавательную деятельность, заключающуюся в отражении связей и отношений между объектами окружающей действительности и их существенных свойств.


И на самом деле человек считает мышление своей отличительной особенностью и поэтому к его определению добавляется обычно то, что характерно для мышления человека — это не просто отражение этих связей, отношений, а отражение обобщенное и опосредствованное, то есть связанное с выделением каких-то существенных свойств, которые позволяют объединять объекты в категории, отвлекаться от отдельных конкретных объектов, и процесс, который вооружен специфическими знаками, прежде всего речью, позволяющей осуществлять те или иные мыслительные операции. И, конечно, мышлением занимается не только психология, но и множество других областей знания — и философия, которая задается вопросами о том, доступно ли мышлению вообще познание действительности, что такое истина, что вообще первично — мышление или бытие, и логика, которая пытается изучать правильное мышление, каким оно должно быть, педагогика, которая стремится мышление формировать и искусственный интеллект, который строит модели, которые решали бы мыслительные задачи так же, как решает их человек.


Но именно психология пытается изучать закономерности мыслительного процесса так, как они присущи человеку, пытается изучать не как правильно, а как человек думает на самом деле, что у него собственно в голове происходит, на что он опирается. И поэтому в психологии принято еще одно операциональное определение мышления, поскольку трудно изучать обобщенное опосредствованное отражение связей, отношений и так далее, психология изучает мышление как процесс решения задач, то есть достижение цели, поставленной в определенных условиях, где непосредственное достижение этой цели невозможно.


И традиционно в психологии принято различать мышление человека и так называемое разумное поведение животных, хотя на самом деле, конечно, разумное поведение животных оказывается источником для развития человеческого мышления.

Виды мышления, или Почему избыток мотивации мешает творческому мышлению? психология, мышление, мотивация, мысли на подумать, творчество, критика, видео, длиннопост

Если мы посмотрим, что такое это разумное поведение, мы увидим, что это всегда такие ситуации, где животное не может непосредственно достичь своей цели, например, получить пищу, в которой оно в данный момент нуждается.


Вот, допустим, есть подвешенное к потолку яблоко, до которого обезьянка дотянуться не может, или лежащий за пределами клетки банан, достать который не позволяет длина лапы.


И задача в таком случае становится двухфазной — животное вынуждено изготовить или найти орудие, которое позволит дотянуться до банана или сбить яблоко или построить под висящей наверху приманкой пирамиду из каких-нибудь ящиков или, может быть, в других случаях придумать обходной путь или устранить какие-то препятствия.


И предполагают, что первая фаза — найти орудие, создать постройку и так далее, постепенно становится самостоятельной, потому что когда животное решает такую задачу, оно придумывает, по сути дела, как ее решить и тут же решает, а когда мы отделяем эту подготовительную фазу и превращаем ее в отдельную, разворачивающуюся во внутреннем плане операцию для нас и источник будущего мышления человека, более того, когда мы пытаемся воздействовать орудиями на разные предметы, мы открываем такие свойства этих предметов, которые непосредственному нашему восприятию не доступны, то есть то, что глазами не увидеть, ушами не услышать, но то, что существенно для решения данной задачи. И как только мы выделяем это скрытое свойство и устанавливаем его отношение к решению задачи, мы уже попадаем в, по сути дела, определение мышления, а когда мы начинаем использовать знаки для того, чтобы зафиксировать эти полученные знания, наша умственная деятельность становится опосредственной.


Естественно, мышление человека в высшей степени многообразно, мы можем выделить некоторые основания для классификации видов мышления. Самое распространенное основание — это форма, в которой задача представлена, и способ преобразования материала, то есть задача может быть либо дана наглядно, непосредственно перед нами, либо описана словами или вербально, а преобразовывать материал мы можем либо непосредственно нашими действиями, либо в плане образов, мысленно трансформируя то, что мы видим, либо с помощью логических операций.


Соответственно, выделяют три вида мышления, которые одновременно являются тремя ступенями его развития: мышление наглядно-действенное, то самое, которое стоит за решением головоломок в виде разнимания железных фигурок, мышление наглядно-образное, когда мы решаем задачу в мысленном плане, например, прикидываем как вместить всю мебель в комнате, не переставляя ее, и мышление вербально-логическое, или словесно-логическое, связанное с использованием речи и с применением определенных логических операторов к той задаче, которая перед нами стоит.

Виды мышления, или Почему избыток мотивации мешает творческому мышлению? психология, мышление, мотивация, мысли на подумать, творчество, критика, видео, длиннопост

Помимо этого мы можем различить мышление по тому пласту психики, в котором оно протекает: с одной стороны, мышление интуитивное, когда мы не осознаем всего пути решения задачи, а как будто бы сразу знаем решение, и с другой стороны, мышление аналитическое, развернутое во времени, полностью доступное сознанию, когда мы можем проследить все его этапы. За интуитивным мышлением обычно стоит просто богатый опыт, позволяющий человеку не тратить время на разворачивание мыслительного процесса.


Можно выделить мышление теоретическое и практическое — это классификация отечественного исследователя Бориса Михайловича Теплова.


Теоретическое мышление связано с выдвижением гипотез, построением теорий, разработкой стратегии решения определенных задач.


Практическое мышление связано с решением конкретных задач всегда в режиме реального времени и всегда с немедленной проверкой практикой.


Типичный пример — это, например, мышление полководца или мышление директора завода — прямо сейчас правый фланг атакует неприятель, что делать?


Полководец думает, принимает решение и получает немедленную обратную связь, правильно ли он решил эту задачу или нет. При этом он жестко ограничен во времени, потому что если помедлит, то битва будет проиграна, в то время как теоретик может позволить себе думать столько, сколько требует задача.

Виды мышления, или Почему избыток мотивации мешает творческому мышлению? психология, мышление, мотивация, мысли на подумать, творчество, критика, видео, длиннопост

И наконец, можно различить мышление творческое и мышление критическое. На самом деле, по поводу творческого мышления в психологии продолжаются споры. С одной стороны предполагается, что мышление вообще нужно только тогда, когда задача не решена и в итоге получится что-то новое, как определял его Уильям Джемс, это способность ориентироваться в новых данных опыта, тогда любое мышление творческое. И когда появляются классификации вроде мышление творческое и так называемое репродуктивное, воспроизводящее, про второе всегда вопрос — это мышление или нет? Но если мы выделяем мышление, связанное с порождением нового, и мышление, связанное с проверкой того, что мы нашли, с определением области применения нашего решения, то такая классификация вполне возможна.


На самом деле, за различением творческого и критического мышления стоит одна из известных процедур активизации творчества — так называемый мозговой штурм, когда людей делят на две группы, одни из которых генерируют творческие решения в той или иной изобретательской задаче или просто сложной производственной задаче или еще какой-нибудь, а другие проверяют, насколько те решения, которые были придуманы во время творческой фазы, годятся, насколько они выдерживают логическую проверку, насколько они применимы.


Почему так? Потому что оказалось, что для творческого и критического мышления характерны совершенно разные препятствия, им мешают разные вещи. Творческому мышлению мешает, прежде всего, наша внутренняя цензура и так называемая ригидность или шаблонность, когда мы пытаемся двигаться уже проторенными путями, опираться на наш опыт, вместо того, чтобы увидеть какой-то атрибут, который принципиально отличается от того, что диктует опыт.


Психолог Эдвард де Боно даже описывает специальное так называемое нешаблонное мышление или способность мыслить около, выделить тот атрибут, который принципиально противоречит прошлому опыту, но который важен для решения данной задачи. Как, например, в известной легенде про красавицу и ростовщика, которой этот ростовщик предложил тянуть жребий, от которого зависела ее судьба и судьба ее отца — она должна была вытянуть один из камешков, черный или белый, и в ночь перед испытанием узнала, что ростовщик положил два черных. Что навязывает прошлый опыт? Тащить и смотреть, что получится, действовать как угодно. Что значит увидеть тот атрибут, который находится около? Сделать ставку не на вытащил, а на остался. Например, вытащить камешек и уронить, например, над рекой на мосту. Если остался черный, значит уронили белый и значит, соответственно, победа может быть одержана.


Еще одна вещь, которая принципиально мешает творческому мышлению — это избыток мотивации.


Когда мы очень хотим очень быстро найти самое лучшее решение, у нас скорее всего ничего не получится.


В психологии мотивации давно описан этот закон оптимума мотивации и чем сложнее задача, тем слабее должна быть наша активация, наше стремление сделать все немедленно и наилучшим образом. А критическому мышлению мешает, например, наша тревожность, связанная с тем, что если идея окажется недостаточно ценной, то значит мыслим мы плохо и самооценка наша понизится, а если мы работаем в коллективе, то мы боимся, что будут критиковать нас и не критикуем других, боимся отдавать свои идеи на суд другим. И таким образом, эффективным мыслительный процесс оказывается, когда два этих вида внимания разнесены во времени, хотя в работе, например, ученого мы, естественно, можем найти и, собственно говоря, творческое мышление, порождение нового и критическое мышление, оценку тех идей, которые были подготовлены.


На самом деле, если посмотреть на мышление ученого, то мы можем в нем выделить как минимум четыре этапа вслед за психологом Грэмом Уоллесом.


Он, когда анализировал, как ученые делают открытия, а поэты и художники создают свои произведения, заметил, что всегда в этом процессе можно выделить четыре этапа: этап подготовки, который протекает в сознании, абсолютно развернут, когда мы собираем материал; этап созревания, когда ученый или художник на время забывает о том, чем он занимался, но, по всей видимости, процесс продолжается, просто за пределами сознания; наконец, этап озарения, когда решение выходит в сознание; после чего начинается рутинный этап проверки, насколько хорошо то, что получилось. И мы можем видеть, что эти два вида мышления на самом деле ложатся на этот единый мыслительный процесс.


В принципе существуют и другие классификации видов мышления, связанные с тем, насколько оно соответствует действительности или насколько оно соответствует каким-то нашим переживаниям и эмоциям. В клинической психологии различают мышление реалистическое и мышление аутистическое, хотя у человека влюбленного мы можем видеть компоненты этого аутистического мышления сплошь и рядом. Но в принципе для того, чтобы анализировать и исследовать мышление этих перечисленных разновидностей нам вполне достаточно.


источник

Показать полностью 3
11
Познавательный тест о мышлении и восприятии
32 Комментария в Лига психотерапии  
Познавательный тест о мышлении и восприятии мышление, иллюзия, кот, дракон гарднера, психология, видео

Хотите проверить свои знания и узнать что-то новое?

Можете протестироваться! (в тесте 12 вопросов)


И бонусом: как легко сделать иллюзию собственными руками:

88
Страх и тревога: в чем разница?
28 Комментариев в Лига психотерапии  
Страх и тревога: в чем разница? психология, страх, беспокойство, Фобии, тревога, кот, дайджест, мысли на подумать, длиннопост
Показать полностью 2
24
"Да ты вообще нормальный?!", или Психическая норма и патология
6 Комментариев в Лига психотерапии  

Пост в Лигу психотерапии: психолог Илья Плужников о рассказывает о клинических критериях оценки поведения, специфических и неспецифических симптомах психических заболеваний и девиантном поведении (текстовая и видеоверсии).

(Те, кто лучше воспринимает информацию в виде буковок на мониторе, могут не смотреть видео, а прочесть статью ниже)


Вопрос о разграничении нормы и патологии психики — это вопрос не столько фундаментальный, сколько прикладной. Это очень важно, например, для психологов-консультантов, когда к ним приходят клиенты и им нужно понять, какими методами и как с ними работать, существует ли риск, что перед ними пациент с психическими отклонениями такого уровня и регистра, что психолог фактически не может с ним работать, нужен психиатр.


Или когда речь идет о судебной экспертизе: вменяем или невменяем человек, который совершил какое-то правонарушение. В зависимости от того, какое решение примет эксперт-психолог или психиатр, существует ли какое-то психическое расстройство, суд будет рассматривать этого человека по-разному: будут или смягчающие обстоятельства, или, наоборот, отягчающие.


Поэтому существует несколько крупных подходов к разграничению нормы и патологии психической деятельности.


Самый простой подход — статистический. Речь идет о таком взгляде на человека, когда параметры его психической деятельности можно представить в виде количественной шкалы, и тогда увеличение или уменьшение какого-то количественного параметра можно считать отклонением от нормы.

Показать полностью 4
7
Социология престижа
0 Комментариев в Лига психотерапии  

Пост в Лигу психотерапии в развитие темы о сохранении нажитого.

Социолог Михаил Соколов о престиже как о маркере социальной стратификации, теории о субдисциплинах и уважении к врачам и адвокатам

15 минутное видео либо (ниже) его текстовая версия для тех, кто лучше воспринимает информацию в виде букв и слов.


Вебер указывает на престиж как на одну из основных характеристик положения статусной группы в обществе. В любом сообществе мы находим представления о том, что есть люди, которые пользуются большим уважением и большим почитанием в глазах других, и есть те, кто пользуется меньшим. Есть хорошие семьи, есть плохие семьи; есть какие-то занятия, есть какие-то клубы, к которым хорошо принадлежать, и какие-то другие занятия, которые гораздо менее почитаемы. А престиж — это сложно уловимое и тем более сложно объяснимое явление. Тем не менее оно кажется очень и очень важным. Фактически в теории стратификации, в социологии в целом мы находим оппозицию между двумя школами мысли, двумя мировоззрениями.


Первая предполагает, что в конечном счете основным побудительным мотивом человеческих действий, человеческого поведения является присвоение максимума экономических ресурсов и контроль над ним. Вторая теория утверждает, что в конечном счете главной пружиной человеческого поведения является стремление пользоваться престижем и уважением окружающих.


Маркс и марксистская традиция в целом тяготеют к первому полюсу, однако уже многие марксисты, решительно порывая со своими предшественниками, утверждают, что только в некоторых очень специфических условиях материальные стимулы действительно оказываются основным рычагом, заставляющим людей действовать.

Показать полностью 3
31
Депрессия
39 Комментариев в Лига психотерапии  

Пост в Лигу психотерапии.

(Отрывок из книги "Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей" Дмитрия Жукова).


Человек относится к биологическому виду, поэтому он подчиняется тем же закономерностям, что и другие представители животного царства. Это справедливо в отношении не только процессов, происходящих в наших клетках, тканях и органах, но и нашего поведения — как индивидуального, так и социального. В книге автор анализирует такие вопросы, находящиеся на стыке биологии, эндокринологии и психологии, и показывает, подтверждая их примерами из медицины, истории, литературы и живописи.

Депрессия психология, депрессия, стресс, тревожность, Михаил Зощенко, длиннопост

Представление о депрессии как самостоятельной болезни ввел великий немецкий психиатр Эмиль Крепелин.


Э. Крепелин описал триаду симптомов депрессивного состояния, которая сохраняет диагностическое значение до нашего времени:

Депрессия психология, депрессия, стресс, тревожность, Михаил Зощенко, длиннопост
Показать полностью 4
26
Блокадные хроники (из "Записных книжек" Л. Пантелеева)
7 Комментариев в Лига психотерапии  

Пост в Лигу психотерапии в дополнение к циклу о Л.Гинзбург.


Война, блокада и как выживали - от лица Леньки Пантелеева (Алексея Ивановича Еремеева), бывшего беспризорника, автора "Республики Шкид".

Блокадные хроники (из "Записных книжек" Л. Пантелеева) дистрофия, блокада, литература, пантелеев, Ленинград, длиннопост
Показать полностью
39
Синий, белый, зеленый и остальные краски моря
15 Комментариев  
Синий, белый, зеленый и остальные краски моря фотография, владивосток, море, маяк, handmade, Мост, длиннопост

Все же хорошо жить в городе у моря...

Синий, белый, зеленый и остальные краски моря фотография, владивосток, море, маяк, handmade, Мост, длиннопост
Показать полностью 6


Пожалуйста, войдите в аккаунт или зарегистрируйтесь