Не обязательно монетизировать чем-то одним, можно использовать все три способа.
Можно делать всё это и без монетизации, но тогда это будет уже скорее хобби. Я вот музыкой занимаюсь для души, деньги на это трачу. Если вдруг начну на этом зарабатывать — супер, но иллюзий я не строю.
Определиться с концепцией канала
После того как поняли, зачем нам вообще нужен Telegram-канал, уже начинаем продумывать концепцию. То есть что это за канал, для кого и что будем писать.
Например, маркетолог-фрилансер хочет продвигать себя на рынке как специалиста. У него есть клиенты, он может и рекламу настроить, и стратегию продвижения продумать. Ему нужно, чтобы о нём знало чуть больше народу, тогда он сможет продавать себя дороже.
Какая тут может быть концепция. Канал для бизнесменов, которые хотят продвигать свои магазины. Будем писать, как сэкономить на рекламе, какие инструменты стоит попробовать, что-то из новостей, свои кейсы из практики.
А вот тот же маркетолог, но у него клиентов как косточек в арбузе. А денег хочется больше. Тогда можно сделать свой видеокурс для таких же маркетологов и продвигать его через свой канал.
Какая концепция может быть тут. Канал для маркетологов, которые хотят вырасти в профессии. Будем писать побольше об инструментах, о старте в профессии, как зарабатывать больше денег и меньше работать, советы, мемасы.
Главное — помнить, для кого и зачем мы будем писать
Может показаться, что сейчас все такие умные и похожих каналов видимо-невидимо, пруд пруди, вагон и маленькая тележка, хоть попой ешь, уйма, дофига и очень много. Да, это так. Но в любом случае, опыт у всех уникальный и всё равно будет кому-то интересен. А ещё при грамотном подходе каналы даже с такой банальной концепцией всё равно взлетают — важна личность эксперта.
Но концепцию можно усилить какой-то фишкой, и тут надо хорошо подумать.
Мы выяснили, что очень много компаний работают и продвигаются в регионах, и там до сих пор работают такие инструменты как баннеры на дороге и объявления на подъезде. Но про это говорит мало экспертов, потому что все сосредоточены в основном на крупных городах со своими латтеми и интернетами.
Так почему бы не завести канал про маркетинг в провинции, если там непаханое поле?
Какие ещё могут быть фишки:
Ленивый продюсер. Блог. - который не любит работать и пытается сделать всё чужими руками.
Влад не шутит - постит всякие каламбуры и приколюхи.
🌼 Радости и ⛈трудности мамы-педиатра - у которого 7 детей
Write it hot - который пишет только про инвестиции
Фишки может и не быть. Не надо вымучивать это из себя — вы и так уникальны в любом случае.
Найти копирайтера
Канал можно вести и самому — это будет суперпреимущество. Но обычно получается так:
Эксперт начинает вести канал
Появляются дела поважнее
Эксперт заканчивает вести канал
А ещё часто эксперты не могут писать хорошие тексты — и это абсолютно нормально.
Эксперт не может быть экспертом во всём.
Я как-то общался с владельцем сети автосалонов. В личке он мне рассказывал кучу интересных вещей: про братков на геликах, как обманывают автосалоны, что новые автомобили могут быть не новыми. Но когда он всё это пытался связать в текст, получалась каша: огромные абзацы, канцелярит, «Уважаемые друзья» и прочее.
Если бы он сделал свой канал с копирайтером, был бы огненный блог про автосалоны. Но так его будет мало кто читать.
Копирайтер как раз помогает оформить все мысли в связный текст. А ещё он сохраняет кучу времени.
Найти своего человека, который будет не просто писать посты и вносить бездумно правки — огромный труд. Если вы уже искали копирайтера, то знаете, какой бред иногда пытаются вам втюхать под соусом вкусных текстов и богинь копирайтинга.
Чтобы найти копирайтера, надо:
Написать текст вакансии. Написать, чем надо заниматься, на какую тему писать, сколько будет получать копирайтер.
Запостить текст вакансии. Можно и на hh, авито и тд.
Ждать отклики и отсматривать адекватные. На это может уйти неделя, но оно того стоит.
Пообщаться с копирайтером, дать ему попробовать написать пост в качестве тестового задания.
Если тестовое норм — надо брать. Если не норм — искать дальше.
Это долгий и сложный процесс. Вам может прилететь 300 откликов, и в большинстве случаев будет написана какая-то дичь. Надо сидеть, читать и думать, сможете ли вы работать с этим человеком.
Сколько платить копирайтеру — вопрос сложный. Чем больше вы готовы заплатить, тем лучше специалиста получится найти. Кто-то готов писать посты за 100₽.
По моим ощущениям, на данный момент нормальная цена за не самый сложный пост — 2000 ₽. Но всё очень индивидуально.
Продумать конкретно, о чём писать
Здесь надо определиться с темами и форматами контента для Telegram-канала.
Темы зависят от вашей ниши. Например, если вы владелец бухгалтерской компании и хотите привлекать больше клиентов на обслуживание, то можете писать про:
Налоги — как сэкономить, поругать ЕНС, фишки с НДС.
Деньги — на чём можно заработать бизнесу.
Бизнес — нюансы работы с бухгалтерией, наблюдения из вашего опыта.
То есть писать о том, что будет интересно вашим читателям. Не вам, не вашей сестре, партнёру или собаке — а именно читателям.
Форматы — это то, как вы будете писать про ваши темы. Форматы могут быть такими:
Полезная польза — лайфхаки, советы.
Кейсы — как вы кому-то помогли за деньги.
Новости — что происходит в вашей сфере и как это скажется на ваших читателях.
Инструкции — делай вот так и всё будет хорошо.
Продукты — что вы такого делаете, что вы продаёте.
Лайфстайл — «Мы поставили в офисе ёлку из переработанного г**на» или «Сходил в горы, преисполнился в сознании, понял, как заработать денег».
Юмор — все его любят.
Я советую сделать табличку, где прописать темы, форматы и расписать, почему именно ЭТО нужно для вашего канала.
И так незаметно можно уже накидать с десяток тем постов для канала. Придумали тему → подумали, зачем её читать людям → подумали, какую пользу это принесёт лично вам.
Построить работу с копирайтером
У вас есть понимание, о чём вести канал, есть копирайтер — пора начинать работать конкретно.
Есть много способов, как работать с копирайтером. Расскажу про один, самый, на мой взгляд, классный и действенный — когда эксперт придумывает темы сам и отправляет голосовое копирайтеру.
Почему эксперт должен сам придумывать темы постов. Лучше вас никто не знает целевую аудиторию. Если ваши читатели — будущие клиенты, то только вы знаете их лучше всех. Вы с ними работаете, каждый день общаетесь, любите их, ругаетесь с ними, пишете им письма и так далее.
Если темы будет придумывать копирайтер, то это будут вымученные посты, которые пишут все: «Как оптимизировать налоги», «Ой, не забудьте заплатить», «А вот такая новость была». Что бы копирайтер делал это хорошо, он должен быть в штате и находиться постоянно в офисе — а это совсем другой бюджет и профит от этого может быть не самый классный.
Придумывать темы для постов не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Берите за основу пример из своей жизни.
Основа темы для поста — пример. Сначала пример, потом тема, потом пост
Темы для постов находятся вокруг вас, главное вовремя их заметить:
Нагрубил клиент — сделали пост на тему, почему в бизнесе важно разговаривать вежливо, и проиллюстрировали примером из жизни.
Вспомнили, как ваш клиент прокололся на какой-то глупой ошибке и получил проверку — сделали пост, что в бизнесе мелочей не бывает.
Клиент спросил, какие нужно собирать бумаги для работы — сделали инструкцию по сбору бумаг.
Пришёл клиент на консультацию с проблемой — сделали кейс, как решили эту проблему. Или пост, как не попасть на такую же проблему.
Как показывает практика, пост может родиться вообще из любого примера, необязательно из рабочей практики.
Важный момент: если вам кажется, что пост будет никому неинтересен — подумайте ещё. Вы во всём этом варитесь и вам уже скучно, а читатели о таком могут и не знать
Если в посте нет примера, то его будет не так интересно читать. С примером и легче для вас, и понятнее для читателя. Поэтому берём его за основу.
Заведите себе темник — документ, где будете записывать темы для постов. Можно просто стандартное приложение заметок. Главное, чтобы был доступ с телефона, потому что идеи могут прийти и в пробке, и на прогулке, и в туалете. А записывать сразу — очень важный навык, знаю по себе.
Если есть тема и есть пример, можно записывать голосовое сообщение для копирайтера.
Почему именно голосовое, а не текстом? Потому что голосовым можно наговорить очень много офигенных подробностей, которые уйдут в пост.
Не надо записывать подкаст — просто типичное голосовое сообщение со словами-паразитами, эканьем, причмокиванием и так далее. Не выдумывайте красивые слова и не пытайтесь построить структуру. Сделать из этого хороший пост — работа копирайтера, а не ваша. Представьте, что хотите рассказать какую-то штуку другу.
Задача голосового — максимально раскрыть тему и выдать как можно больше крутых мыслей, чтобы потом копирайтер переделал голосовое в буквы.
Оформить канал
Аватарка — желательно яркая, с вашим лицом. В потоке однообразных серых аватарок она должна быть видна сразу.
Название — не просто Имя Фамилия, а чем вы ещё занимаетесь, чтобы было понятно с ходу. Например, «Иван Иванов про инвестиции», «Снимаем рилсы с Джеймсом Куценко». Сильно креативить не нужно, если не умеете.
Описание канала — «Я Аня, диетолог. Помогаю людям похудеть без жёстких тренировок» или «Андрей Андрейко, владелец сети барбершопов. Подробнее о франшизе по ссылке». Ну и контакты для связи не забыть оставить.
Пост-закреп — в первом посте на канале рассказать кто вы, чем занимаетесь, чем можете быть полезны, что продаёте. Обязательно закрепить, чтобы любой новый читатель смог быстро узнать о вас всё нужное. Позже в пост добавить ссылки на ваши самые классные посты.
После этого можно запостить 5–7 готовых постов. Это должны быть классные и отборные посты, потому что канал ещё пустой, и надо быть готовым к приёму новых читателей. А уже после этого постить по своему графику: каждый день или раза три в неделю.
Заняться трафиком
Начинать готовиться к закупке трафика надо заранее, а не когда у вас уже всё готово.
Без привлечения читателей заниматься Telegram-каналом бесполезно. В Telegram нет органического трафика, поэтому можно годами писать для 100 подписчиков.
Если вести канал только для нескольких человек, то рано или поздно это вам надоест. Не будет реакций, комментариев, лидов — тогда зачем это всё? Естественно, эксперты, кто не разобрался с трафиком, забрасывают канал и списывают всё как неудачную инвестицию.
Поэтому контент важен, но без трафика он не работает. Как и трафик будет только вытягивать деньги, если посты будут не очень.
Вот как можно привлекать читателей на свой канал:
У каждого способа есть свои плюсы и минусы, и будут работать в зависимости от ниши и прямоты рук.
Я советую нанять человека, который будет заниматься трафиком для вашего канала. Он и рекламу закупит, и Директ настроит, и вообще всё что угодно. Стоит в среднем 10–20% от рекламного бюджета, но можно потерять больше, если заниматься этим самому.
Поставить всё на поток
На этом всё. Получается такая схема:
Придумываете тему.
Записываете голосовое сообщение.
Копирайтер пишет пост.
Параллельно льётся трафик на канал.
Важно в перерывах между полезными и крепкими постами не забывать говорить про свои услуги или продукты. А то какой в этом тогда смысл.
Ещё больше про Telegram, маркетинг и свою жизнь, я пишу в своём канале
Так же жду ваши вопросы, буду рад на них ответить.