Arthauser

Пикабушник
поставил 1424 плюса и 0 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
19К рейтинг 11 подписчиков 32 подписки 56 постов 36 в горячем

Летающие Белухи - Самолёты для перевозки негабаритных грузов

Летающие Белухи - Самолёты для перевозки негабаритных грузов Авиация, Техника, Транспортная авиация, Aero Spacelines, Самолет, Boeing, NASA, Длиннопост
Летающие Белухи - Самолёты для перевозки негабаритных грузов Авиация, Техника, Транспортная авиация, Aero Spacelines, Самолет, Boeing, NASA, Длиннопост
Летающие Белухи - Самолёты для перевозки негабаритных грузов Авиация, Техника, Транспортная авиация, Aero Spacelines, Самолет, Boeing, NASA, Длиннопост
Airbus A300B4-608ST Super Transporter
Летающие Белухи - Самолёты для перевозки негабаритных грузов Авиация, Техника, Транспортная авиация, Aero Spacelines, Самолет, Boeing, NASA, Длиннопост
Летающие Белухи - Самолёты для перевозки негабаритных грузов Авиация, Техника, Транспортная авиация, Aero Spacelines, Самолет, Boeing, NASA, Длиннопост
Летающие Белухи - Самолёты для перевозки негабаритных грузов Авиация, Техника, Транспортная авиация, Aero Spacelines, Самолет, Boeing, NASA, Длиннопост
Летающие Белухи - Самолёты для перевозки негабаритных грузов Авиация, Техника, Транспортная авиация, Aero Spacelines, Самолет, Boeing, NASA, Длиннопост
Летающие Белухи - Самолёты для перевозки негабаритных грузов Авиация, Техника, Транспортная авиация, Aero Spacelines, Самолет, Boeing, NASA, Длиннопост
Aero Spacelines Super Guppy
Показать полностью 7

"Ниву" на дно

"Ниву" на дно Авто, Нива, За рулем, Испытание, Фото, Длиннопост
"Ниву" на дно Авто, Нива, За рулем, Испытание, Фото, Длиннопост
Может ли автомобиль своим ходом передвигаться по дну? Почему бы и нет - команда за рулем на «Ниве» проехала под водой больше сотни метров. Правда, вода была пресная, поэтому автомобиль почти не потребовал переделок.
"Ниву" на дно Авто, Нива, За рулем, Испытание, Фото, Длиннопост
"Ниву" на дно Авто, Нива, За рулем, Испытание, Фото, Длиннопост
"Ниву" на дно Авто, Нива, За рулем, Испытание, Фото, Длиннопост
"Ниву" на дно Авто, Нива, За рулем, Испытание, Фото, Длиннопост
"Ниву" на дно Авто, Нива, За рулем, Испытание, Фото, Длиннопост
Показать полностью 7

«Нива» амфибия - ВАЗ-2122 «Река»

«Нива» амфибия - ВАЗ-2122 «Река» Авто, Ваз-2122, Амфибия, Река, СССР, История, Фото, Длиннопост
«Нива» амфибия - ВАЗ-2122 «Река» Авто, Ваз-2122, Амфибия, Река, СССР, История, Фото, Длиннопост

Итак, это была эпоха энтузиастов, желающих сделать отечественный автомобиль лучше. А тут и тема подвернулась благодатная - Министерство обороны СССР заказало ВАЗу разработку автомобиля командира роты. По техзаданию машина была сугубо армейской, однако полного засекречивания, очень сложно реализуемого в реалиях конкретного завода, удалось избегнуть: проект назвали ВАЗ-2122 «Река», и в документообороте он проходил как автомобиль для рыболовов и охотников.

«Нива» амфибия - ВАЗ-2122 «Река» Авто, Ваз-2122, Амфибия, Река, СССР, История, Фото, Длиннопост
«Нива» амфибия - ВАЗ-2122 «Река» Авто, Ваз-2122, Амфибия, Река, СССР, История, Фото, Длиннопост

Первый вариант опытного плавающего внедорожника был разработан по заказу Министерства обороны СССР в 1976 году. Машина была сконструирована с применением узлов и агрегатов гражданского автомобиля ВАЗ-2121 «Нива», который готовился к производству в то же время. Э2122 отличалась от аналогов в первую очередь оригинальным дизайном, не выдававшим в ней амфибию, небольшими размерами и маневренностью (к примеру, радиус поворота на воде и суше практически не отличался). Герметичный кузов позволял автомобилю при помощи вращения колес передвигаться по воде со скоростью 4,5 км/ч. От УАЗа (в целях унификации) прототипу достались лебедка и фаркоп, по просьбе военных бамперы были сделаны максимально плоскими, с утопленными в них фонарями, чтобы можно было толкнуть застрявший впереди автомобиль. Лобовое стекло и рамки боковых дверей складывались. Кроме того, джип был оснащен двумя бензобаками, а конструкция кузова предусматривала установку носилок.

«Нива» амфибия - ВАЗ-2122 «Река» Авто, Ваз-2122, Амфибия, Река, СССР, История, Фото, Длиннопост
«Нива» амфибия - ВАЗ-2122 «Река» Авто, Ваз-2122, Амфибия, Река, СССР, История, Фото, Длиннопост

Так этот проект и развивался - в приоритете были разработка и запуск в мелокосерийном производстве машины для армии, ну а дальше мог бы появиться и гражданский вариант. Отчасти в силу этого машина, использующая элементную базу «Нивы», уже на первых эскизах 1971 года (заметьте, сама «Нива» появится в серии только в 1977 году) выглядит ладной, проработанной с дизайнерской точки зрения и никак не похожей на привычные военные амфибии тех лет, больше напоминавшие лодки с колёсами, чем автомобили.


Технически же задача была довольно сложной - упрятать нивовские агрегаты внутрь герметичного стального корпуса, обеспечив нормальную их работу и охлаждение, а также научить машину плавать. Практически сразу отказались от гребных винтов - машина должна была передвигаться по воде за счёт вращения колёс. С 1971 по 1976 проект проделал путь от первой эскизной проработки до двух готовых к испытаниям прототипов.


Эти первые два экземпляра ВАЗ-2122 на вид получились довольно далёкими от дизайнерской задумки, и в силу «топорного» внешнего вида (понятное дело, о дизайне на том этапе никто особо не думал) удостоились от испытателей прозвища «Крокодил». И, хотя в дальнейшем машина станет куда более симпатичной, прозвище прижилось.

«Нива» амфибия - ВАЗ-2122 «Река» Авто, Ваз-2122, Амфибия, Река, СССР, История, Фото, Длиннопост
«Нива» амфибия - ВАЗ-2122 «Река» Авто, Ваз-2122, Амфибия, Река, СССР, История, Фото, Длиннопост

Два «крокодила-первопроходца», а также ещё два, собранные вслед за ними, способность к выживанию в реальной среде имели небольшую. Кузов на плаву давал многочисленные течи, агрегаты, запертые в закрытых объёмах, серьёзно перегревались, а покрышки ВлИ-6 с увеличенным профилем, которые специально для «Реки» разработал Волжский шинный завод, перегружали трансмиссию и быстро выводили её из строя.


Вместе с тем, уже по первым «крокодилам» было понятно, что аппарат получается уникальным. Выяснилось, что не уступающий на суше «Ниве», её водоплавающий собрат может перебраться практически через любой равнинный водоём на территории России. Включив третью передачу и «понижайку» в раздаточной коробке, можно было заставить амфибию разогнаться по воде до 4,3 км/ч. Дальше разработчикам оставалось только нивелировать все несовершенства.


Однако путь проекта к финишу оказался долгим и занял 10 лет (с 1976 по 1986-й годы), за которые автомобиль очень серьёзно поменялся. Если первые экземпляры были крупнее «Нивы», то последующие получились гораздо компактнее и легче. Чтобы снять чрезмерные нагрузки с трансмиссии, передаточное число главной пары уменьшили с 4,78 до 4,44, вернулись к стандартным нивовским колёсам ВлИ-5 и даже перешли на мотор объёмом 1,3 литра вместо изначальных 1,6 литра, хотя эта мера некоторыми создателями того автомобиля до сих пор признаётся избыточной. Как бы то ни было, проблемы исчезли, а скорость на плаву (один из главных параметров техзадания) уменьшилась незначительно - всего до 4 км/ч.

«Нива» амфибия - ВАЗ-2122 «Река» Авто, Ваз-2122, Амфибия, Река, СССР, История, Фото, Длиннопост
«Нива» амфибия - ВАЗ-2122 «Река» Авто, Ваз-2122, Амфибия, Река, СССР, История, Фото, Длиннопост

Для решения второй серьёзной проблемы - перегрева агрегатов - был выработан целый комплекс мер: увеличенный радиатор двигателя, дополнительный вентилятор и оригинальный воздуховод, подававший охлаждающий поток сначала к двигателю, а потом к раздаточной коробке, и заканчивающийся выходным отверстием в левом борту. А передний редуктор сумели вывести за пределы герметичных частей кузова, и режим его охлаждения стал точно таким же, как на исходной «Ниве».


Воздухозаборник двигателя прошёл целый эволюционный цикл, и в последнем своём виде управлялся рукояткой с места водителя: при переходе в плавающий режим одним движением закрывалась прорезь в передке и открывалась прорезь в капоте. Кузов в итоге получился идеально герметичным, прочным и лёгким. В ходе доводки машины проекта «Река» побывали в испытаниях и на озёрах под Тольятти, и в высокогорье Памира, и в снегах Ухты, и в песках Туркмении, и на танковом полигоне в подмосковных Бронницах…


А в 1983 году машина ВАЗ-2122 прошла госиспытания - все требования техзадания были закрыты, но по результатам тех тестов вазовцами были доработаны тормоза и применена тормозная жидкость, не «закипавшая» на высотах свыше 4000 метрах. Кстати, это нововведение сразу же распространилось на все выпускаемые ВАЗом автомобили.


Нельзя не упомянуть в этом рассказе несколько имён, без которых проект «Река» не был бы начат и без которых не добрался бы до финальной фазы. Яков Рафаилович Непомнящий, заместитель главного конструктора, курировал работы по этому проекту. Валерий Иванович Доманский был конструктором проекта и буквально тащил его на себе в течение полутора десятков лет. Юрий Данилов нарисовал в 1971 году облик ВАЗ-2122 - задолго до того, как появилась исходная «Нива» и даже до того, как на неё было выдано техзадание! Основной объём компоновочных работ, от самых общих вопросов и до мелочей, касающихся «Реки», выполнил Юрий Михайлович Овчинников. А испытатель Вадим Александрович Котляров исколесил на плавающих прототипах, от первых «крокодилов» до последних доведённых до идеала образцах, практически всё страну.

«Нива» амфибия - ВАЗ-2122 «Река» Авто, Ваз-2122, Амфибия, Река, СССР, История, Фото, Длиннопост
«Нива» амфибия - ВАЗ-2122 «Река» Авто, Ваз-2122, Амфибия, Река, СССР, История, Фото, Длиннопост

К 1985 году конструкция плавающего внедорожника была доработана настолько, что пять экземпляров отправили в реальные условия - в военные части средней полосы России, Забайкалья и Средней Азии. К тому моменту были учтены такие нюансы, как размещение в салоне лопаты, топора и автомата, а также транспортировка машины по железной дороге, по воде, по воздуху и даже десантирование из самолёта на парашюте.


Формально это были войсковые испытания, но по факту - обычная эксплуатация с поправкой на армейскую жёсткость условий. И офицерский состав, и обычные солдатики-шофёры были от машины просто в шоке, ничего подобного им использовать ещё не приходилось: ВАЗ-2122 был «проходимцем» в той степени, которая совершенно недостижима для большинства внедорожников. Вопрос и от военных, и от гражданских зевак, изредка встречавших эти машины на испытаниях, был только один: «Когда начнёте выпускать?».


Но «Река», как мы знаем, так и не попала в производство. Точку в этой печальной истории поставил Министр обороны СССР Дмитрий Фёдорович Устинов - глава министерства, заказавшего ВАЗу плавающий автомобиль командира роты. Еще в 1984 году Устинов отдыхал на Волжском утёсе и нанёс визит в Тольятти, где ему и показали готовую к производству «Реку». Получившаяся машина министру безоговорочно понравилась. Но когда гендиректор ВАЗа, Валентин Иванович Исаков, озвучил цифру в 6 миллионов рублей (сумма в тех деньгах очень скромная), необходимых для организации производства 500 таких машин в год, Устинов ответил, что денег нет…

Технические характеристики вездехода-амфибии ВАЗ-2122 «Река»


Модификация:  ВАЗ-2122 серия «600» (1987)

Тип кузова:  2-дв. / съемный верх

Число мест:  4

Длина, мм:  3714

Ширина, мм:  1678

Высота, мм:  1680

База, мм:  2200

Дорожный просвет, мм:  220

Масса снаряженная, кг:  1200

Масса полная, кг:  1560

Привод:  полный (постоянный)

Раздатка:  2-ст.

Коробка передач:  мех 4-ст.

Блокировка дифференциала:  есть - межосевого

Тип двигателя:  карб.

Объем двигателя, л.:  1.294

Число цилиндров:  4

Мощность двигателя, л.с. / об.:  60 / 5600

Крутящий момент, Н*м / об.:  87 / 3400

Преодолеваемый подъем, град.:  30

Макс. скорость, км/ч:  110

«Нива» амфибия - ВАЗ-2122 «Река» Авто, Ваз-2122, Амфибия, Река, СССР, История, Фото, Длиннопост
«Нива» амфибия - ВАЗ-2122 «Река» Авто, Ваз-2122, Амфибия, Река, СССР, История, Фото, Длиннопост

С 1976 по 1987 год было изготовлено 27 опытных образцов различных модификаций. Один из уцелевших экземпляров ВАЗ-2122 до последнего времени использовал в качестве личного автомобиля Валерий Доманский, а ещё одна машина стоит в вазовском музее в Тольятти - вот и всё, что напоминает теперь о том времени, когда на Волжском автозаводе трудились энтузиасты, мечтающие сделать отечественный автомобиль лучше…И если бы не перестроечная суета и последующий распад Союза, ВАЗ-Э2122 обязательно пошёл бы в серию. Но модель забросили, и пока что к проекту больше не возвращались.

Показать полностью 13

Экспериментальные Уралы

Экспериментальные  Уралы Урал, Амфибия, Техника, Испытание, СССР, Видео, Длиннопост
Экспериментальные  Уралы Урал, Амфибия, Техника, Испытание, СССР, Видео, Длиннопост

С началом серийного выпуска грузовика Урал-375 Министерство обороны СССР выдало Уральскому автозаводу заказ на проектирование его достойной замены - семейства дизельных машин, включая плавающие версии, которые в целях маскировки и повышения скрытности не должны были отличаться от обычных автомобилей. С 1966 года в соответствии с техническими условиями 21 НИИИ по теме Чадра, их разработкой занималось заводское СКБ под руководством главного конструктора Анатолия Ивановича Титкова. Так последовательно стали появляться опытные сухопутные и плавающие грузовики серии Урал-379/395 и двух семейств Суша, долгое время носившие гриф «совершенно секретно».

Экспериментальные  Уралы Урал, Амфибия, Техника, Испытание, СССР, Видео, Длиннопост
Урал-379П в сухопутном транспортном положении. 1972 год
Экспериментальные  Уралы Урал, Амфибия, Техника, Испытание, СССР, Видео, Длиннопост
Четырехосный Урал-395П для форсирования водных преград

В 1972 - 1973 годах амфибии были опробованы на суше и на ближайших водоемах. Официальных отчетов по результатам испытаний не сохранилось, но с современной точки зрения понятно, что они оказались слишком тяжелыми и неустойчивыми на плаву с недостаточной проходимостью в прибрежной полосе. Несмотря на это, работы по плавающим грузовикам были продолжены в новом семействе Суша.


В трехосной капотной серии Урал-4322 плавающей являлась четырехтонная машина Урал-43221 с лебедкой, способная двигаться по шоссе со скоростью обычных грузовиков (80-85 км/ч). Внешне она тоже почти не отличалась от сухопутных версий, но ее выдавал высокобортный герметизированный кузов, обеспечивавший плавучесть. В отличие от амфибий серии Урал-379/395, эти машины получили два задних гребных вала с приводом от трансмиссии автомобиля. Для эксплуатации при небольшом волнении и исключения попадания воды в моторный отсек перед радиатором устанавливался съемный полый волноотражающий щит с воздуховодом для охлаждения силового агрегата.

Экспериментальные  Уралы Урал, Амфибия, Техника, Испытание, СССР, Видео, Длиннопост
Урал-43221 в подготовленном к плаванию состоянии

Аналогичные изменения произошли и в плавающей бескапотной амфибии Урал-43221А, но, в отличие от «капотников», ее доработанная герметизированная кабина снабжалась двумя узкими двухсекционными откидывавшимися боковыми окошками. При переходе на воду нижние секции устанавливали вертикально, чтобы препятствовать попаданию воды внутрь кабины, а верхние откидывались на крышу, позволяя водителю и командиру экипажа наблюдать за движением грузовика на плаву. Как и на капотной машине, здесь также применялся массивный волноотражающий щит-воздуховод, укрепленный непосредственно перед лобовой панелью кабины.

Экспериментальные  Уралы Урал, Амфибия, Техника, Испытание, СССР, Видео, Длиннопост

В сентябре 1979 года амфибии поступили на полигон 21 НИИИ, затем проходили заводскую проверку на озере Тургояк. По результатам проведенных в 1980 году испытаний основные версии получили рекомендацию по принятию на вооружение. Несмотря на это, по ряду причин ни один грузовик первого семейства Суша никогда серийно не выпускался и в рядах Советской армии не состоял. Эта же участь постигла и уникальное семейство военных амфибий, созданных в опытных образцах на каждом сухопутном базовом шасси.

Документальные кинокадры оператора Сергея Крылова о водных испытаниях грузовых амфибий Урал-375П, Урал-43221А и Урал-53221.
Показать полностью 5 1

Сдуваем снег с путей. Снегоочиститель типа ПОМ "Ветерок".

Сдуваем снег с путей. Снегоочиститель типа ПОМ "Ветерок". Железная дорога, Поезд, Снегоочиститель, Ветер, Фото, Не фотошоп, Самоделки, Длиннопост
Снегоочиститель "Ветерок" на базе электровоза ВЛ60
Сдуваем снег с путей. Снегоочиститель типа ПОМ "Ветерок". Железная дорога, Поезд, Снегоочиститель, Ветер, Фото, Не фотошоп, Самоделки, Длиннопост
Электровоз ВЛ60К-347, переделанный в снегоочиститель "Ветерок", на станции Магнитогорск-Грузовой
Сдуваем снег с путей. Снегоочиститель типа ПОМ "Ветерок". Железная дорога, Поезд, Снегоочиститель, Ветер, Фото, Не фотошоп, Самоделки, Длиннопост
Электровоз, клон типа ПОМ "Ветерок", ВЛ60К-129, ст. Магнитогорск-Пасс.
Сдуваем снег с путей. Снегоочиститель типа ПОМ "Ветерок". Железная дорога, Поезд, Снегоочиститель, Ветер, Фото, Не фотошоп, Самоделки, Длиннопост

"Ветерок"  ст. Новая, промышленная ветка УЗТМ

Сдуваем снег с путей. Снегоочиститель типа ПОМ "Ветерок". Железная дорога, Поезд, Снегоочиститель, Ветер, Фото, Не фотошоп, Самоделки, Длиннопост
Сдуваем снег с путей. Снегоочиститель типа ПОМ "Ветерок". Железная дорога, Поезд, Снегоочиститель, Ветер, Фото, Не фотошоп, Самоделки, Длиннопост
ОАО "Среднеуральский медеплавильный завод", станция Заводская
Сдуваем снег с путей. Снегоочиститель типа ПОМ "Ветерок". Железная дорога, Поезд, Снегоочиститель, Ветер, Фото, Не фотошоп, Самоделки, Длиннопост
Сдуваем снег с путей. Снегоочиститель типа ПОМ "Ветерок". Железная дорога, Поезд, Снегоочиститель, Ветер, Фото, Не фотошоп, Самоделки, Длиннопост

Снегоочиститель типа ПОМ "Ветерок", ППЖТ ОАО "ВСМПО-АВИСМА"

Показать полностью 7

Переменчивая погода ожидается

Переменчивая погода ожидается Россия, Зима, Природа, Снег, Снегопад, Фото
Переменчивая погода ожидается Россия, Зима, Природа, Снег, Снегопад, Фото
Показать полностью 2

Среди Мертвого леса

Среди Мертвого леса Камчатка, Вулкан Толбачик, Природа, Вулкан, Пейзаж, Фото
Среди Мертвого леса Камчатка, Вулкан Толбачик, Природа, Вулкан, Пейзаж, Фото
Показать полностью 1

Сушка белья по-итальянски

Сушка белья по-итальянски Камчатка, Петропавловск-Камчатский, Двор, Стирка, Нижнее белье, Сушка, Фото, Длиннопост
Сушка белья по-итальянски Камчатка, Петропавловск-Камчатский, Двор, Стирка, Нижнее белье, Сушка, Фото, Длиннопост
Сушка белья по-итальянски Камчатка, Петропавловск-Камчатский, Двор, Стирка, Нижнее белье, Сушка, Фото, Длиннопост
Сушка белья по-итальянски Камчатка, Петропавловск-Камчатский, Двор, Стирка, Нижнее белье, Сушка, Фото, Длиннопост
Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!