Злопамятный

В отличие от городов в сельской местности воспитанием детей занимаются все, буквально, все взрослые. Каждый взрослый житель любого осетинского селения старается по мере сил и возможностей идти по следам Макаренко. Делается это самозабвенно, но без фанатизма.

Именно поэтому уважение к старшим у осетин культовое, и отказать старшему - просто немыслимо.

Ну, так было, по крайней мере, в те времена, когда я был ещё послушным мальчиком.

Правда, даже тогда из стройных рядов послушных мальчиков и девочек выбивались некоторые маргинальные личности, которые, впрочем, впоследствии всё равно становились достойными представителями нашего общества.

Мой младший брат, будучи капризным и неуравновешенным, но, в общем-то, милым ребёнком, с раннего детства имел своё личное мнение ко всему происходящему.

Он частенько бесцеремонно вмешивался в разговоры взрослых, пытался давать советы, даже осуждал некоторые решения, за что непременно получал заслуженных воспитательных тумаков.

Хочу сказать, что помимо вышеупомянутых отрицательных черт характера, братик обладал феноменальной памятью и совершенно не умел прощать; короче говоря, он был жутко злопамятным.

Наш сосед Иса всю жизнь проработал на полях местного совхоза. В подчинении у него было два коня - Буян и Герой, которых он каждое утро впрягал в какую-то адскую механическую штуку и выезжал на ней в совхозные поля косить траву.

Работа у него была не очень трудная, хотя и довольно монотонная, можно даже сказать, скучная.

Чтобы не сильно страдать от изнуряющих стариковскую душу трудовых будней, сосед каждое утро выпивал добрую порцию араки и в приятной кукурузной эйфории, лениво покрикивая на своих подчинённых, дотягивал день до вечера.

Когда в одно прекрасное утро Иса своим грозным голосом как обычно потребовал:

- Жена! Ну-ка, быстро принеси кружку араки. В поле мне пора! - а жена в грубой форме отказала, требуя от мужа прекратить многолетнее бытовое пьянство, случился жуткий скандал. Продолжался скандал, к слову, не долго, часа полтора и прекратился только тогда, когда наш отец, приехавший из конторы выяснить причину невыхода главного косаря в поле, отправил его работать.

Нечего и говорить, что у соседа тот день прошёл отвратительно.

После трудового дня он по-соседски зашёл к нам.

Мама быстро накрыла стол, а брат, с графином араки, встал рядом и, пока тот жаловался на превратности судьбы и коварство супруги, раз за разом наливал гостю.

Как ни странно, но это стало традицией.

Иса приходил каждый вечер.

Конечно, никому и в голову не приходило осуждать старика. Никому, кроме братика.

Его терпение лопнуло, когда помимо вечерних возлияний, сосед стал требовать дозу и по утрам.

В одно прекрасное летнее утро, когда солнышко уже игриво выползало из-за ближайших холмов на своё рабочее место, Иса опять постучал в наши ворота и прокричал:

- Биччеу, у меня в горле пересохло. Вынеси-ка что-нибудь выпить!

Именно в этот момент зловредная память брата вспомнила, что ему вчера, совершенно незаслуженно, отпустили подзатыльник за то, что он попытался покататься на косилке.

Почесав затылок, он решил отомстить, а заодно отвадить соседа.

Его маргинальная сущность всё-таки перевесила строгое воспитание.

Крикнув:

- Уже бегу! - он быстро запрыгнул в подвал, смешал в равных пропорциях араку с чистым спиртом, напомнил литровую алюминиевую кружку и вышел с этой убийственной смесью к воротам.

Старик, воздев руки к небесам, взмолился к Всевышнему и попросил всех благ и долгих лет жизни всем жителям села и нашей семье персонально.

После первого глотка Иса почувствовал, что напиток крепковат, но продолжил аккуратно пить.

Он ещё несколько раз осекался, но допил всю кружку.

В самый кульминационный момент, момент, когда коленки старого косаря подкосились под тяжестью градусов выпитого алкоголя, брат ловко подхватил его и донёс домой до кровати.

Иса проспал до позднего вечера, а его кони так и остались позорно стоять на улице запряжёнными.

Целый месяц потом над ним подтрунивали соседи, а он только разводил руками и говорил, что в тот день его сразил очень странный сонный недуг, похожий на сглаз.

А мама всё удивлялась, что это Иса стал так редко приходить к нам в гости, но брат лишь хитро улыбался и пожимал плечами...


Из дигорско-русского словаря:

Биччеу - мальчик


#аланскиехроники