Жизнь в Дании, часть 4

Продолжаем путевые заметки. Сегодня я расскажу вам про автомобили в Дании, про минусы жизни в стране, налоги и бытовые траты.


Про автобусы и поезда я вам уже рассказал, а как тут с автомобилями?


Всё просто - автомобилем владеть удобно, потому что здесь очень хорошие дороги и нет пробок, но при этом очень дорого, из-за совершенно конских налогов на личный транспорт и бензин, а также дорогой парковки. По части хороших дорог всё и так понятно - ровные, с чёткой разметкой, бесплатные (за исключением мостов через проливы), и без визуального мусора в виде биллбордов и проводов. Но при этом, когда ты заглядываешь в налоговый кодекс, и понимаешь что при покупке машины нужно будет заплатить налог (105% от стоимости до 80500 крон и 180% - после), а после этого купить страховку, а бензин стоит почти два доллара за литр, кататься по этим красивым дорогам как-то сразу не хочется. 😁


Местные очень часто шутят что машина стоит как треть дома, и вместо того, чтобы брать её, проще подкопить и купить второе жильё, или вложиться в какие-нибудь акции. Вот уже много лет правительство целенаправленно выдавливает автовладельцев из городов, но это не так уж и плохо, хотя поначалу, конечно, очень непривычно. Всегда можно либо воспользоваться автобусом/поездом, либо купить велосипед.


Кратко про минусы жизни в Дании: тут темно, мокро и дорого.


Когда я вспоминаю своё детство, в голове сразу появляется следующая картина: середина декабря, в небе ни облачка, всё вокруг завалено снегом до пояса, и солнце висит в небе, как утюг, и совершенно не греет, а только ехидно слепит. В Дании же всё совсем по-другому, и слепящее солнце здесь встречается очень редко. На каждый месяц тут в среднем приходится по три-четыре по-настоящему ярких дня, так что местные жители очень стараются урвать себе как можно больше солнца как только у них появляется такая возможность. Это очень забавно - стоит только солнцу выглянуть из-за облаков, как местные жители вылезают из своих квартир, и начинают греться на камнях и на траве, как ящерки где-нибудь на средиземноморском побережье. Но при этом, несмотря на отсутствие солнца, тут очень мягкая зима, и даже в самые холодные месяцы погода почти не опускается ниже нуля градусов. Поначалу мне было немного непривычно, но сейчас я вроде приспособился. Моему привыканию очень помогла ехидная мысль о том, что если уж индусы и испанцы как-то смогли, то уж и я смогу как-нибудь. 😇


Хотя как шутят местные, в Дании просто чудесное лето, главное только не пропустить эти два дня 😁


Деньги!


В плане финансов страна выглядит дорогой, по крайней мере на первый взгляд, особенно если посмотреть на среднюю налоговую ставку (около пятидесяти процентов), а также стоимость продуктов, проезда, и жилья. Ситуация становится чуть получше, если посмотреть на уровень зарплат, учесть наличие налоговых вычетов, которые тут дают практически за каждый чих, и не забывать про то, что здесь полностью бесплатное высшее образование (для жителей EU) и медицина. Средняя зарплата в стране - около тридцати пяти-сорока тысяч крон, а программисты получают чуть больше, около сорока-сорока пяти (всё это - до налогов).


Начнём с налогов.


Скажу честно, что налоговая система в Дании очень сложная, и без бутылки с ней разобраться практически невозможно. Все люди, которых я о ней спрашивал, сначала грустно вздыхали, а потом доставали ручки с бумагой и начинали чертить многоуровневые блок-схемы, которые я до конца так и не понял. 😁 Ситуация осложняется тем, что я пока что не заплатил ни одной кроны со своей зарплаты, и не могу заглянуть в налоговый квиток чтобы понять что и как считается.


Всё, что я знаю на текущий момент - это то, что средняя налоговая ставка по стране составляет 45%, но в моей коммуне она уменьшена до 39%, для того, чтобы стимулировать жителей оставаться жить здесь. Помимо этого, я плачу четыре процента от зарплаты в пенсионный фонд, и получаю обратно часть денег за временно не работающую жену, и около тысячи крон в качестве возмещения за то, что катаюсь по 24 километра на работу каждый будний день. В среднем я рассчитываю отдать государству около сорока пяти процентов от того что получаю, что на самом деле не так уж и плохо. При этом налоговая служба всегда забирает чуть больше чем нужно, и возвращает излишек в начале весны, поэтому каждый март все датчане начинают страшно интересоваться сайтом налоговой службы, и чуть ли не каждый день его обновляют, чтобы увидеть, сколько им там полагается.


Налоги идут на всякие полезные штуки, типа уборки улиц, детских садов, образования, транспорта и содержания городских службы + правительства. Местные жители, конечно, любят ворчать на то, что отдают слишком много, но соглашаются что они в целом используются правильно (а если вдруг нет, то на это можно повлиять), и пару раз даже были против их понижения. Тут хорошо работает сравнение с Америкой - там налоги в несколько раз меньше, но медицина и образование дорогие, а в Дании налоги кусаются, но зато всё бесплатное, а в итоге денег у среднего жителя остаётся одинаково что там, что там.


Ах да, огромный, просто колоссальный плюс страны - полностью бесплатное и очень качественное образование. И практически нулевая ставка по ипотеке, так что даже несмотря на общую дороговизну жилья, общая переплата при покупке жилья, пусть даже и растянутой на двадцать лет, получается не такой уж и большой.

Жизнь в Дании, часть 4 Дания, Переезд, Длиннопост

На фото: одна из многочисленных непонятных схем налогообложения, которые мне рисовали, и которые я не понял.


Цены на жильё.


- Как можно снять квартиру в Дании и не остаться без штанов?

- Никак.


Сейчас я плачу чуть больше семи тысяч крон за трёхкомнатную квартиру без мебели в спальном районе, вместе со всеми коммунальными услугами. При этом при заселении нужно внести залог в размере двух- а то и трёхкратной стоимости аренды, и подписать договор с очень длинным списком правил, который отдельно заверяется в коммуне. Этот залог при выселении возвращается лишь частично, и большая его часть уходит на ремонт квартиры - замену полов, сантехники, дверей, поклейку обоев - в общем, квартиры тут в 90% случаев сдаются абсолютно нулёвые.


Любопытно то, что с одной стороны, закон очень хорошо защищает права хозяина при помощи такого конского залога, а с другой стороны, прикрывает жильца, потому что после подписания хозяин квартиры не может просто так прийти в гости с проверкой, или поднять арендную плату без очень веских причин. При заселении в квартиру хозяин даёт две недели на поиск всех недочётов, и все косяки, которые ты сможешь найти, будут устранены бесплатно, ну а потом - уже придётся раскошелиться, к сожалению.


Помимо самой квартиры мне досталась абсолютно бесполезная для меня на данный момент парковка, а также отдельная комнатка для хранения вещей в подвале. В квартире из мебели были только стиралка и сушилка, а также кухонный гарнитур, плита, холодильник, и встроенный шкаф для одежды. Насколько я понял, это - самый базовый набор, без которого жильё не сдают, но мне за красивые глаза достались ещё морозильник и микроволновка, хотя хозяин квартиры совершенно честно сказал что они просто остались от других жильцов в соседней квартире, и их некуда было деть, ну а я и не против.


Продукты и транспорт.


Про продукты я уже писал, так что не буду повторяться, но добавлю, что сейчас я хожу в магазин около двух раз в неделю, и оставляю там около двухсот крон, возвращаясь домой с двумя полными пакетами с мясом, молоком, крупами и овощами-соками. Сильно расстраивает цена на яйца (28 крон за 10 шт. и 40 крон за 20 шт.), всякие восточные сладости типа кешью и арахиса  (20 крон за маленький пакетик в 200 гр.), но при этом тут очень хорошая, дешёвая и вкусная выпечка и молочные продукты. Мясо стоит вполне терпимо, и при этом курица почему-то очень отличается по вкусу от нашей 😁 она не хуже и не лучше, но просто очень другая, и я даже не могу объяснить, как и чем именно.


Любопытно то, что продукты в магазинах часто не имеют английских надписей, и поэтому я часто застреваю перед прилавками с какими-нибудь вкусными штуками, которые выглядят очень вкусно, но по ним совершенно не понятно, что же это такое и как это есть. Пару раз я рисковал и брал что-то вслепую, но пока ещё ни разу не разочаровался.


Про транспорт пост тоже уже был - напомню, что у меня уходит 660 крон в месяц на безлимитную транспортную карту, которая, правда, действует только в четырёх регионах - домашнем, рабочем, и двух регионах которые находятся между ними.


Хобби и развлечения.


Пока что мне нечего про них рассказать, потому что я хожу по маршруту дом-работа-дом, и всё свободное время сплю, как медведь, но тут очень много всяких кружков по интересам, развлечений, и коммьюнити-центров, организованных правительством. Всё это полностью бесплатно и спонсируется сверху, и если у кого-нибудь вдруг получится собрать достаточное количество людей на какое-то своё хобби, подать заявку в мэрию и обосновать её, то он тоже получит финансы и помещение, прямо как в японских школах. 😁


Больше всего меня привлекают танцевальные кружки, клуб настольных игр, а за городом ещё есть гольф-клуб, который почти наверняка платный, но я туда всё же заскочу когда-нибудь, просто чтобы понять каково там.


И в качестве вишенки на торте - в Дании очень развита малая частная авиация, и сразу за городом находится большой аэропорт, в котором всех желающих учат летать на небольших самолётах-кукурузниках. Мне безумно хочется попробовать, хоть я и понимаю, что это наверняка очень сложно, дорого и даже немного страшно. ✈️

Жизнь в Дании, часть 4 Дания, Переезд, Длиннопост

То, как я представляю себе местный гольф-клуб 🏌️⛳️ (те, кто понял отсылку - большие молодцы) 😁


Медицина.


У каждого жителя есть маленькая жёлтая карточка, на которой написан номер твоего личного врача, и к нему можно обратиться за консультацией по любому поводу. Он тебя очень внимательно выслушает, послушает дыхание, постучит молоточком, и... отправит тебя домой спать :-D датчане вообще очень спокойно относятся к своему здоровью, и предпочитают запивать болезни горячим чаем.


Впрочем, это не относится к по-настоящему серьёзным случаям и симптомам, и в случае чего-то опасного, или даже обычной простуды, которая не проходит пару недель, тебя отправят в больничку и прогонят по всем тестам. Точно так же дело обстоит и с детской медициной - датчане понимают, что дети в среднем куда более уязвимы, поэтому и смотрят их куда внимательнее. Интересный факт - ничего сильнее пластырей, угля/аспирина и леденцов от кашля в аптеках без рецепта не продают, так что за антибиотиками нужно в любом случае идти к врачу. Я считаю, что это правильно, хотя и немного непривычно на первый взгляд.


Кафе-рестораны.


Дорого! Даже самый простой бургер с картохой и колой в местном карлс-джуниоре будет в два раза дороже, чем в России. Впрочем, это сильно зависит от места и уровня заведения, потому что CarlsJr тут считается весьма престижным местом (и поэтому дорогим), а, например, самый простой и безумно вкусный шведский стол в местном китайском ресторане обошёлся мне всего в 150 крон, так что тут всё относительно.


В местном историческом центре есть один старый ресторан, который находится в подвале старого монастыря и знаменит на всю страну - я очень хочу туда попасть, хотя и боюсь что цены там кусаются как бультерьер.

Жизнь в Дании, часть 4 Дания, Переезд, Длиннопост

Примерный уровень цен в местных едальнях.


Ну и как обычно - спасибо за ваше время, пишите, задавайте вопросы, подписывайтесь на канал с колокольчиком, ставьте палец вверх, и всё такое прочее. Вся информация взята с канала в телеграме @nepetaTravels, канал мой, тэг моё.

Жизнь пикабушников за границей

5.1K поста35.5K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

— Уважайте себя и членов сообщества — в глубоком смысле этого слова


— Поддерживайте мир во всем мире: мы искренне надеемся, что раз уж пикабушники живут по всему миру, здесь мы сможем избежать политики


— Чувствуйте себя как дома, даже когда вы вне дома :)

Запрещены: публикация политических постов, оскорбления пользователей, осуждение обстоятельств переезда авторов, развязывание конфликтов на почве политики, провокации в сторону авторов ("Что, сбежал с Родины? Испугался?", "Свалил и хорошо, туда тебе и дорога", "Да это всё пропаганда галимая" и так далее): за нарушение — предупреждение и сокрытие комментария, при непонимании — бан.


// на данный момент постить в сообщество могут пикабушники с рейтингом 25+. Иной премодерации нет и не ожидается.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
11
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Был в Дании пару раз. Офигел от цен. Вздохнул спокойно, вылезя из поезда в Гамбурге.

Но вот чего я никогда не понимал, так это то, как Россия, обладая огромными природными ресурсами и усиленно их разбазаривая, не может оплатить жизнь даже своего собственного населения, а мелкая Дания, Норвегия и иже с ними, не имея толком ничего (норвежский газ не в счёт, пусть Швейцария будет), не только наладили нормальную чреду обитания своего населения, но ещё и кормят туеву хучу всяких мигрантов.

раскрыть ветку (11)
8
Автор поста оценил этот комментарий
Территория по площади, территория в холодной зоне климата. Провести интернет из Екатеринбурга в Челябинск почти то же, что между двух стран в ЕС :)
Голландию можно проехать всю за 4 часа, а у нас только до областного центра доехать и то не всегда.
Целевые налоги. Раньше у нас собирали дорожный налог, но куда он девался никто не знает и это подтверждало качество (вернее отсутствие оного) дорог. Теперь есть Платон и даже между Екатеринбургом и Пермью реконструировали дорогу так, что по ней одно удовольствие ездить.
И это только пару аспектов.
раскрыть ветку (10)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Что мешает нам развиваться регионально? Как в Германии, например? Территория не причем, пол Норвегии живет севернее, а дороги не латают каждое лето.  

Дело в людях.

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Хочешь, чтобы ЯНАО и ХМАО все деньги от нефтедобычи оставляли себе? ;) Народ в других областях не поймет северных Арабских эмират в Н.Уренгое :)))
Автор поста оценил этот комментарий

Неа.

Центру нельзя отдавать налоги на откуп местным князькам - развалимся .

Вот здесь гражданин вещает https://taxfree.livejournal.com/tag/прогнозирование

раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Да бросьте. В том же Татарстане дороги прекрасны а новые общественные пространства и даже города - зашибись (это я сравнивать с рядовой соседей областью), а всего лишь дали немного больше свободы (как финансовой, так и политической)

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Почему такую свободу не дают Саратову или Волгограду? Или её достойные только национальные республики?


Дорога от Волгограда до Саратова просто жопа, другого слова нет

4
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Ну хорошо.

Австралия, США, Канада.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
Австралия - большая часть бизнеса и деловой активности в одном городе. В середине континента ни людей, ни асфальтовых дорог.
Канада - все живут ближе к югу.
США, строя дороги во время Великой депрессии, выходили из этой самой дипрессии - инфраструктурный проект национального масштаба, за которые у нас любят ругать.

И во всех этих странах дорогой и-нет, сотовая связь и платное тв. И даже с их доходами это не дёшево.

В общем, если писать по факторам почему именно так сложилось, то это долго, это очень долго ибо надо и обоснование и стат. данные.
ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку