Железные дороги в Российской империи. №2
"Что же представляет из себя эта злополучная [Китайская восточная железная] дорога, уже поглотившая до полумиллиарда народных денег?"
"без взятки служащим товарной конторы, весовщикам, составителю, нарядчику и т. п. мелким станционным агентам — отправить груз почти невозможно, он будет или лежать без объяснения причин неотправки или же "попортится", "утеряется" и т. д."
"Без особого опасения впасть в погрешность можно сказать, что 1/3 всего пути К.-В. ж. д. ремонтировалась только на бумаге, и нечего удивляться, что хроника железнодорожных крушений по этой дороге за последнее время чрезвычайно богата."
"Несколько слов следует посвятить и главной бухгалтерии дороги, в которой, как ни странно, нет ни одного настоящего бухгалтера. Этим и объясняется, что в бухгалтерии царит такая запутанность в счетах, в которых разобраться даже специалисту невозможно."
"Крайне сложная и запутанная система счетоводства, при печальной халатности служащих и их чисто двадцатниковского отношения к своим обязанностям в конечном итоге повело к такой неразберихе по личным счетам подрядчиков и поставщиков, что во многих случаях совершенно нельзя разобраться — кто кому должен несколько сот тысяч или даже миллионов рублей — дорога ли подрядчику или подрядчик дороге."
"в течение трех последних лет государству пришлось уплатить из своего кармана за довольно проблематичное удовольствие владеть дорогой около 60000000 рублей.
Сумма, о которой даже страшно подумать!
Не надо быть специалистом железнодорожного дела, не надо даже знать подробностей той неурядицы, которая творится на дороге — нужно хоть немного вдумчиво отнестись к сухим цифрам сметы на 1908 год — чтобы перед глазами каждого, угрожающе и ярко встала картина ужасной Китайско-Восточной железнодорожной нелепицы.
Для чего, для какой потребы идут народные миллионы?"
Источник: Ст. Харбинскiй. "Что такое Китайская Восточная ж. д. и куда идутъ ея миллiоны?". С.-Петербургъ. Типо-Литографiя "Печатное Искусство", Невскiй пр., 140-2. 1908 г.
Источник: "Исторiя русско-японской войны." Томъ I. С.-Петебургъ. Т-во Р. Голике и А. Вильборгъ, Звенигородская, 11. 1907 г.
Источник: "Записки генерала Куропаткина о русско-японской войнѣ". Berlin. J. Ladyschnikow Verlag G. m. b. H. 1911 г.
Источник: "Приамурье. Факты. Цифры. Наблюденiя." Собраны на Дальнемъ Востокѣ сотрудниками общеземской организацiи. Приложенiе къ отчету общеземской организацiи за 1908 годъ. Москва. Городская типографiя, Тверская, Козицкiй, 5. 1909 г.
Источник: "Наша новѣйшая желѣзнодорожная политика и желѣзнодорожные займы, (1893-1902)." П. П. Мигулина, доктора финансоваго права, орд. проф. Харьковскаго университета. Харьковъ. Типо-Литографiя "Печатное Дѣло" кн. К. Н. Гагарина, Клочковская ул., д. 5. 1903 г.
.
.
Источник: П. Головачевъ. "Россiя на Дальнемъ Востокѣ". Изданiе Е. Д. Кусковой. С.-Петербургъ. 1904 г.