"Зейдлиц" до и после Ютландского сражения

"Зейдлиц" до и после Ютландского сражения Корабль, История, Первая мировая война, Длиннопост

На палубе "Зейдлица" во время Ютландского сражения.


"Зейдлиц" (нем. SMS Seydlitz) - линейный крейсер ВМС Германской империи эпохи Первой мировой войны. В официальной немецкой классификации того времени линейных крейсеров не было, и этот тип кораблей совместно с броненосными крейсерами относился к "большим крейсерам" (нем. Großer Kreuzer). Был дальнейшим развитием линейных крейсеров типа "Мольтке". По сравнению с ними имел то же вооружение из десяти 280-мм орудий и проектную максимальную скорость хода в 26,5 узлов. За счет увеличения нормального водоизмещения на 2000 тонн получил более сильное бронирование (толщина главного бронепояса была увеличена до 300 мм). По сравнению со своими визави - британскими линейными крейсерами того времени типов "Индефатигебл" и "Лайон" - имел более слабое вооружение, более сильное бронирование и хорошую противоминную защиту)

"Зейдлиц" до и после Ютландского сражения Корабль, История, Первая мировая война, Длиннопост

"Зейдлиц", 1913 год.


31 мая 1916 года 1-я разведывательная группа немецких линейных крейсеров покинула рейд Яде ранним утром, около 2:00. Первым шёл "Лютцов" под флагом адмирала Хиппера, за ним "Дерфлингер", "Зейдлиц", "Мольтке" и "Фон дер Танн". За ними, приблизительно через час, последовали и линкоры Флота открытого моря.

"Зейдлиц" до и после Ютландского сражения Корабль, История, Первая мировая война, Длиннопост

"Лютцов", 1914 год.

"Зейдлиц" до и после Ютландского сражения Корабль, История, Первая мировая война, Длиннопост

"Дерфлингер", 1914 год.

"Зейдлиц" до и после Ютландского сражения Корабль, История, Первая мировая война, Длиннопост

"Фон дер Танн", 1910 год.


Линейные крейсера Битти и Хиппера обнаружили друг друга около 15:30 (по Гринвичу). За шестью английскими линейными крейсерами шли отставшие от них четыре быстроходных линкора 5-й эскадры Эвана-Томаса. Хиппер развернул свои корабли на обратный курс, стараясь вывести корабли Битти на основные силы. Началась первая часть Ютландского сражения - "бег на юг". "Зейдлиц" сначала обстреливал шедшую третьей в колонне английских кораблей "Куин Мэри". Как и в бою у Доггер-банки, не обошлось без путаницы. "Лайон" и "Принцесс Ройал" обстреливали "Лютцов". А "Куин Мэри" вела огонь по "Зейдлицу". Из-за этого "Дерфлингер" в начале сражения вёл стрельбу совершенно беспрепятственно.

"Зейдлиц" до и после Ютландского сражения Корабль, История, Первая мировая война, Длиннопост

Контр-адмирал (во время Ютландского сражения) Франц Риттер фон Хиппер — командующий соединением линейных крейсеров Флота открытого моря в Ютландском сражении. На картине уже в чине вице-адмирала.

"Зейдлиц" до и после Ютландского сражения Корабль, История, Первая мировая война, Длиннопост

Вице-адмирал сэр Дэвид Битти, 1-й граф Битти, флагман флота линейных крейсеров Гранд Флита в Ютландском сражении.


"Зейдлиц" открыл огонь по "Куин Мэри" около 15:50. В 15:55 "Зейдлиц" получил первое попадание 343-мм снарядом с "Куин Мэри". Снаряд пробил бортовую броню перед фок-мачтой и разорвался в XIII отсеке на верхней палубе, образовав в ней пробоину 3×3 м. Второй снаряд с "Куин Мэри" в 15:57 с дистанции 13 200—13 600 м (71—74 каб.) пробил 230-мм бортовой пояс и разорвался. Осколки снаряда пробили барбет левой бортовой башни, имевший в этом месте толщину 30 мм, и проникли в перегрузочное отделение, воспламенив находящиеся там два основных и два дополнительных полузаряда. Огонь уничтожил почти весь башенный расчёт. Из строя вышли приводы горизонтальной и вертикальной наводки и подъёмники. Погреб был вовремя затоплен, и взрыва не произошло. Башня замолчала до конца боя. Третий, 343-мм снаряд с "Куин Мэри" разорвался под водой в средней части корабля. Разошлись швы обшивки, вода начала поступать в наружные угольные бункера и дополнительные бункера XIII отсека. Подошедшие линкоры 5-й эскадры Эвана-Томаса начали в 16:05 обстрел немецких крейсеров с дальней дистанции (97 каб.) В 16:17 с дистанции 88 каб с "Куин Мэри" попал четвёртый снаряд. Он ударил в стык между 200- и 230-мм плитами, прикрывающими каземат. Снаряд разорвался снаружи, а его осколки проникли внутрь, выведя из строя 150-мм орудие. В районе 16:20 произошло пятое попадание 381-мм снарядом с 5-й эскадры линкоров. Снаряд пробил палубу надстройки, разорвался и изрешетил осколками палубу полубака. Тем временем на короткое время "Дерфлингер" вместе с "Зейдлицем" с дистанции порядка 75 каб. (13 900 м) стал обстреливать "Куин Мэри". В результате нескольких попаданий в район башни "Q" около 16:26 произошел взрыв боезапаса, и она быстро затонула.

"Зейдлиц" до и после Ютландского сражения Корабль, История, Первая мировая война, Длиннопост

Взрыв крейсера "Куин Мэри"


В 17:37 в результате атаки английских эсминцев (предположительно это был "Петард" или "Турбулент") одна из торпед попала в правый борт "Зейдлица" в районе 123 шпангоута. Образовалась пробоина площадью 15,2 м², размерами 12×3,9 м, и разошлись швы обшивки на протяжении 28 м. Противоторпедная переборка толщиной 50 мм выдержала, но дала течь. 150-мм орудие № 1 заклинило и оно замолчало до конца боя. Из строя вышла носовая электростанция, и питание электроэнергией было переключено на кормовую. От сильного сотрясения лопнул корпус правой турбины, а предохранительный клапан подскочил и остался в таком положении. Помещение заполнилось высокотемпературным паром. Личному составу пришлось устранять повреждения ползком и полулежа, но несмотря на это ремонт был закончен через 15 минут. В результате повреждения был затоплен ниже бронепалубы отсек № XIV правого борта, отсек под бортовым торпедным аппаратом и началось поступление воды в отсеки между бортовой бронёй и броневой переборкой. Корабль принял порядка 2000 т воды, получил крен на правый борт и дифферент на нос — осадка носом увеличилась на 1,8 м, а корма приподнялась на 0,5 м. Крейсер пока ещё мог держать скорость 20 узлов, но вода медленно проникала и в другие отсеки.

В 16:40 соединение Битти обнаружило основные силы Флота открытого моря, и его корабли последовательно развернулись на обратный курс. Начался второй этап боя - "бег на север". 1-я разведывательная группа преследовала английские линейные крейсера, но те достаточно быстро вышли из-под обстрела. 5-ю эскадру Эвана Томаса преследовала колонна немецких линейных кораблей - перестрелку вели в основном корабли 1-й эскадры. Из состава британской 5-й эскадры "Уорспайт" и "Малайя" стреляли по линейным кораблям, а "Бархэм" и "Вэлиант" обстреливали линейные крейсера 1-й группы. Стрельба велась на больших дистанциях - порядка 100 каб., и стрельба немецких кораблей была малоэффективной. Британские же корабли достаточно успешно обстреливали немецкие корабли, нанося им тяжёлые повреждения.

В районе 17:00 шестой, 381-мм снаряд с "Бархэма" или "Вэлианта", пробил палубу надстройки и, разорвавшись, пробил палубу полубака и вышел за борт, проделав в борту пробоину 3×4 м, которая впоследствии привела к большим проблемам при затоплении носовой части. Седьмой, 381-мм снаряд пробил палубу надстройки и проделал в палубе полубака пробоину 6×7 м. Восьмой, 381-мм снаряд с дистанции порядка 93 каб. в 17:08 разорвался на лобовой броне правой бортовой башни. Часть осколков проникла в башню. Башня временно вышла из строя, а правое орудие замолчало до конца боя.

"Зейдлиц" до и после Ютландского сражения Корабль, История, Первая мировая война, Длиннопост

"Зейдлиц", пробоина от 381-мм снаряда английских линкоров.


Девятый, 381-мм снаряд поразил "Зейдлиц" в районе 17:10—17:20. Десятый снаряд пробил верхнюю и главную палубы в районе барабана шпиля. Одиннадцатый, 381-мм снаряд попал в палубу в районе левой лебёдки. В 17:20 стрельба временно прекратилась. К 18 часам вода через межпалубное пространство поступала в отсеки XIV, XV и XVI. Вода накапливалась над броневой палубой и, постепенно проникая через прочную переборку, заливала все помещения под броневой палубой.

К 18:20 Флот открытого моря вышел на основные силы Гранд-Флита. Началась следующая фаза боя - "первый бой флота". Линейные крейсера 2-й эскадры под командованием Худа вышли в голову английской колонны и вступили в перестрелку с немецкими линейными крейсерами. В 18:36 Шеер дал сигнал кораблям флота "все вдруг", и немецкие корабли развернулись и очень скоро вышли из поля зрения английских кораблей, совершенно изумительно совершив этот сложный манёвр. Двенадцатый, 305-мм снаряд, предположительно с "Индомитебла", попал "Зейдлицу" в 300-мм броневой пояс в кормовой части. На какое-то время крейсер управлялся из помещения привода управления, так как соединительная муфта верхнего рулевого привода расцепилась.

После второго поворота "все вдруг" линия германских кораблей, идя курсом на восток, вышла на середину строя английских кораблей, шедших по дуге на юг, и бой возобновился. К этому моменту повреждённый "Лютцов" вышел из строя, и головным в колонне из четырёх линейных крейсеров шёл "Дерфлингер". Хиппер сошёл с "Лютцова" и из-за тяжёлых повреждений "Дерфлингера" и "Зейдлица" вынужден был перенести свой флаг на шедший третьим "Мольтке".

Около 19:00 главные силы противников вновь вступили в соприкосновение - начался второй бой флота. Линейные крейсера, находившиеся в голове немецкой колонны, оказались под сосредоточенным огнём линейных кораблей Гранд-Флита и получали тяжёлые повреждения с дистанции 55—75 кабельтовых. Условия видимости в этой фазе боя были неблагоприятны для германских кораблей - они находились на светлой части моря и были хорошо видны, британские же корабли находились в тёмной части горизонта, и немецкие моряки наблюдали только вспышки орудий. В 19:17 Шеер отдал приказ о третьем повороте "все вдруг" и немецкая колонна легла на курс запад, затем развернувшись на юго-восток, постепенно выйдя из боя.

Тринадцатый, 305-мм снаряд с "Геркулеса" пробил верхнюю палубу навылет и разорвался в воде около корабля. Четырнадцатый, 305-мм снаряд с "Геркулеса" попал в середину корпуса "Зейдлица" в районе укладки противоминной сети, не пробив верхний броневой пояс. В 19:18 пятнадцатый, 305-мм снаряд с "Сент-Винсента" попал в палубу полубака перед мостиком. В 19:27 шестнадцатый, 305-мм снаряд с "Сент-Винсента" разорвался в задней 210-мм стенке кормовой возвышенной башни. Осколки проникли внутрь башни и воспламенили два основных и дополнительных заряда. Башня выгорела и вышла из строя до конца боя.

В 19:40 семнадцатый, 381-мм снаряд с "Ройал Оук" попал в правое орудие левой бортовой башни. Орудие сорвало с креплений, но потом оно стало на место. Осколками разорвавшегося снаряда было выведено из строя 150-мм орудие № 5.

В сумерках немецкий флот шёл курсом S и занимался перестроением. Отставшая 2-я эскадра линкоров-додредноутов выходила вперёд обогнавшей её 1-й эскадры. В голову колонны линейных кораблей также пыталась выйти 1-я разведывательная группа линейных крейсеров. При выполнении этого манёвра линейные крейсера с направления юго-восток попали под сосредоточенный огонь кораблей Гранд-Флита. Линейные крейсера стали получать тяжёлые повреждения, при этом не могли отвечать на огонь, так как не видели противника и имели слишком малое количество уцелевших орудий главного калибра. "Зейдлиц" и "Дерфлингер" вынуждены были уйти вправо под прикрытие додредноутов 2-й эскадры. В конечном счёте из-за плохих условий видимости, не имея возможности вести ответный огонь, колонна немецких кораблей повернула на юго-восток и вышла из боя.

В 20:24 восемнадцатый, 343-мм снаряд с "Принцесс Ройал" попал в 150-мм плиту, прикрывающую каземат левого борта, и разорвался снаружи. Проникшие внутрь осколки вывели из строя орудие № 4 и повредили кабели системы управления 150-мм орудиями левого борта. Вскоре девятнадцатый, 343-мм снаряд с "Принцесс Ройал" взорвался у носовой боевой рубки над мостиком, убив всех находившихся на нём. Было ранено несколько человек в боевой рубке — кровью залило карты, и они пришли в негодность. Также были повреждены оба гирокомпаса.

В 20:30 двадцатый, 305-мм снаряд с "Нью-Зиленд" попал в крышу кормовой возвышенной башни, отрикошетил от неё и взорвался в 1 метре от башни. Приблизительно между 20:30 и 21:00 в "Зейдлиц" попало ещё два 305-мм снаряда с "Нью-Зиленд". Двадцать первый снаряд попал в край верхнего броневого пояса вблизи стыка с главным броневым поясом, взорвался и осколками пробил его. Был затоплен угольный бункер. Двадцать второй снаряд попал в стык верхнего и главного броневых поясов, разорвался при пробитии, проделал пробоину и сместил броневую плиту.

Ночью немецкие тяжёлые корабли в сомкнутом строю направились к Хорнс-рифу. А уцелевшие миноносцы были отправлены на поиски кораблей англичан для ночной торпедной атаки. "Зейдлиц" шёл за "Мольтке" в конце немецкого авангарда. Немецкие корабли вышли на хвост английской колонны, пройдя через строй миноносцев и отбивая их атаки. К счастью для тяжело повреждённого крейсера, встреч с тяжёлыми английскими кораблями не было. К утру 1 июня флоты противников оказались далеко друг от друга, направляясь к своим базам.

В течение боя "Зейдлиц" выпустил 376 280-мм снарядов, по оценкам достигнув 10 попаданий (2,6 %). За первые 80 минут боя было выпущено 300 280-мм снарядов и достигнуто 6 попаданий (2 %) - четыре в "Куин Мэри" и два в "Тайгер". За время последующего боя, выпустив 76 снарядов, крейсер добился 4 попаданий (5,3 %) - два на дальней дистанции в "Уорспайт" при преследовании 5-й эскадры и ещё два в "Колоссус". Также "Зейдлиц" выпустил за всё время боя самое большое среди немецких кораблей количество 150-мм снарядов - 450. Потери экипажа составили 11,7 % - 98 убитых и 55 раненых. Корабль получил 22 попадания снарядами крупных калибров, одно 102-мм, одно 152-мм снарядами и одной торпедой. Из строя вышли четыре 280-мм орудия и два 150-мм.

"Зейдлиц" до и после Ютландского сражения Корабль, История, Первая мировая война, Длиннопост

Попадания в "Зейдлиц" 343-мм снарядов с "Принцесс Ройал".


К 21:00 31 мая "Зейдлиц" по расчётам принял 2636 тонн воды. Крен на правый борт составлял 2,5°. Осадка носом увеличилась на 2,5 м, а корма поднялась на 1 м. Вода постоянно прибывала, проникая через большие пробоины от шестого снаряда и торпеды. Чтобы снизить напор воды, ход постепенно уменьшался. Сначала он был снижен с 22 до 20 узлов. Несмотря на предпринимаемые меры по откачке воды, нос все равно продолжал погружаться.

В ходе боя был уничтожен пожаром комплект карт, хранившийся в ходовой рубке, а те, что находились в боевой, были настолько залиты кровью, что пользоваться ими не было никакой возможности. Командир вёл крейсер по звёздам. В 2:40 1 июня, имея осадку носом 13 м, "Зейдлиц" ненадолго приткнулся к мели у Хорнс-риф. Около 4:40 крейсер сел носом на банку, глубина которой составляла 13,5 м. Были затоплены средние и кормовые креновые цистерны левого борта. Крен выровнялся и уменьшился дифферент на нос. Под торпедные пробоины удалось завести пластырь. Крейсер продолжил путь, но ход пришлось сбросить до 15 узлов. Контакт с Флотом Открытого моря был потерян, командование внесло "Зейдлиц" в предварительный список потерь....


В 5:40 "Зейдлиц" был обнаружен немецкими миноносцами, сообщившими о всё еще остававшимся на плаву крейсере флагману. Но избитому крейсеру тяжело было поддерживать эскадренный ход 15 узлов. К 8:00 начала сдавать переборка по 114-му шпангоуту. Людей, работавших по пояс в воде, пришлось эвакуировать из данного отсека. Ход был сброшен до 10 узлов. Дополнительной проблемой стало падение остойчивости - при перекладке руля крейсер сильно кренился и медленно выпрямлялся. Помпы не справлялись поступавшей в корпус водой, в итоге незанятая спасательными работами часть команды, включая младший офицерский состав, выстроилась на трапах в живую цепь, вычерпывая воду из затопленных помещений вёдрами.

Началось проникновение воды в отсеки, смежные с затопленными угольными ямами левого борта, и через пробоины в каземате левого борта. Ход пришлось сбросить до 7 узлов. Ввиду того, что из строя вышли оба гирокомпаса и карты были безнадёжно испорчены, по радио попросили командующего 2-й разведывательной группой выделить крейсер для сопровождения. В 9:45 к "Зейдлицу" подошёл "Пиллау". После нескольких обрывов буксира "Зейдлиц" развернули, и он пошёл со скоростью 3—5 узлов кормой вперёд, чтобы снизить давление напора воды на сильно повреждённую носовую часть.

К крейсеру подошли спасательные суда "Бореас" и "Крафт" и мощный портовый буксир. Спасатели шли по бортам "Зейдлица" и пытались откачивать воду. Но из-за большого диаметра приёмных шлангов помпы часто выходили из строя, и их работа была неэффективной. Наиболее тяжёлое положение сложилось к 17:00 1 июня - по расчётам корабль принял внутрь 5329 т воды. Осадка составляла 14 м носом и 7,4 кормой при крене на левый борт в 8°. В 18:00 для выравнивания крена были затоплены кормовые креновые цистерны правого борта, что привело к возникновению крена в 8° на правый борт.

Утром 2 июня 1916 года "Зейдлиц" достиг плавучего маяка на внешней части залива Яде, а в 4:25 3 июня бросил якорь перед входным фарватером Вильгельмсгафена. Были эвакуированы раненые и снесены на берег тела убитых. Несмотря на полученные в бою тяжёлые повреждения и принятые внутрь порядка 5300 т воды (21,2 % от водоизмещения), благодаря беспримерной 57-часовой борьбе за живучесть команды под руководством командира Эгиди и командира дивизиона живучести корветтен-капитана Альвенслебена, корабль остался на плаву и добрался до базы.В 10:00 на траверзе Хорнума крейсер ещё раз коснулся мели, а в 11:25 смог войти в проход у мели Арнум. Попытка буксировки высланными на помощь тральщиками была неудачной. Несмотря на то, что водоотливные системы работали с полным напряжением, к 12:00 крен на левый борт достиг 8°. К 15:30 положение осложнилось из-за ухудшения погоды - ветер усилился до 8 баллов, и корабль держался на плаву только благодаря воздушным мешкам.

Осадка "Зейдлица" не позволяла ему пройти шлюзы, поэтому пришлось демонтировать орудия и часть брони носовой башни. 6 июня крейсер прошёл южные ворота третьего шлюза, имевшие глубину 13,7 м. Но осадка крейсера не позволяла пройти выход из шлюза, имевший глубину 10,4 м. Поэтому на находившемся в шлюзе "Зейдлице" провели временный ремонт и демонтировали орудия левой бортовой башни. 13 июня крейсер прошёл выход из шлюза и вошёл в плавучий док для капитального ремонта. Ремонт "Зейдлица" на верфи в Вильгельмсгафене продолжался 107 дней - с 15 июня по 1 октября 1916 года

"Зейдлиц" до и после Ютландского сражения Корабль, История, Первая мировая война, Длиннопост

"Зейдлиц" возвращается после боя. Снято с дирижабля.

"Зейдлиц" до и после Ютландского сражения Корабль, История, Первая мировая война, Длиннопост

"Зейдлиц" возвращается после боя. Снято с дирижабля.

"Зейдлиц" до и после Ютландского сражения Корабль, История, Первая мировая война, Длиннопост

"Зейдлиц" входит в третий шлюз Вильгельмсгафена


Источник