Заводной апельсин. Разбор фильма об ультранасилии

Заводной апельсин. Разбор фильма об ультранасилии Фильмы, Рецензия, Обзор, Разбор, Заводной апельсин, Длиннопост, Стэнли Кубрик

Почти пятьдесят лет назад на свет появилась культовая картина культового режиссера по культовому произведению. Заводной апельсин был обречен на то, чтобы стать важной картиной. Несмотря на то, что в США у фильма были некоторые проблемы с кинопрокатом, он заработал двадцать шесть миллионов долларов при двух вложенных.

В этой статье я попытаюсь передать свои ощущения от этого фильма, которые, надеюсь, позволят вам посмотреть на него с новых сторон.


Осторожно спойлеры!


Фильм структурно разделен на три части, которые я бы условно назвал так: 1) грешная жизнь, 2)

чистилище, 3) ад.


Часть I. Грешная жизнь

Первая часть знакомит нас с Алексом Деларджом. Ему не нужны деньги, но важно проявить жестокость (старое доброе ультранасилие). Он юный садист, а не алчный грабитель. Награбленное Алекс складывает в свой ящик, живет с родителями. Возникает ощущение, что дорогими часами и крупными пачками денег он измеряет количество сломанных судеб.

Интересно, что фалообразные предметы встречаются только в первой части картины. Мне кажется, что Кубрик хотел этим показать изменения происходящие с героем. Девушки сексуально облизывающие мороженое - это его представление о тех, кто хочет с ним переспать. Искусство для него пошлость. Далее, когда он встанет на путь исправления, мы перестанем эта такое видеть.

Банда Алекса, наряду с некоторыми другими показанными в фильме преступниками, носит белую униформу. Что это значит? Вероятно, это некоторая отсылка к британским скинхедам из 70-х (подтяжки, высокие ботинки), но, честно говоря, я не до конца в этом уверен. Если с другой бандой, которая носит нацистскую атрибутику, отсылка очевидна, то с этими всё сложнее. Поделитесь, пожалуйста, своим мнением на этот счет в комментариях, буду рад прочесть.

Действия Деларджа не остаются безнаказанными и приводят его в тюрьму.


Часть II. Чистилище

Война с системой не доводит до добра и она принимает решение наказать Алекса. Здесь он видит совсем другой мир и это вполне логично, ведь его лишили прежней свободы.

Можно ли перевоспитать преступника? Наверное, да. Но как сделать это лучше? В нашей стране считают, что для этого необходимо пройти все круги ада, в Швеции, например, полагают, что для этого нужно перевоспитать преступника, научить его что-то делать, показать другую, позитивную сторону общественной жизни.

В этой части тюремный священник заставляет зрителя задуматься о том, нужно ли понимать целесообразность добродетели или же человек не должен совершать проступков потому, что осознает возможность наказания за свое поведение.

Алекс думает, что ему удастся обмануть систему - пройти какое-то "лечение", выйти на свободу и продолжить свою прошлую жизнь. Но получается так, что у него отнимают выбор. Теперь он становится тем, кто слепо подчиняется правилам, не осознавая того, почему это необходимо. Ему навязали эти правила через жестокость, и он не может оступаться, поскольку боится боли и тошноты.

Нужно также сказать, что эта часть критикует церковь. Нам показывают, что она не может наставить на путь истинный отпетого хулигана. Вместо того, чтобы думать о добродетели и своих прошлых прегрешениях, Алекс притворяется уверовавшим, представляя как бы он в роли палача сёк Христа и развлекался с обнаженными девицами.


Часть III. Ад

И вот, эксперимент удался. Теперь Алекс не может проявлять насилия, его выпускают на волю. Казалось бы, на этой ноте можно всё закончить, но Стэнли Кубрик наводит нас на еще одну интересную мысль. Дело в том, что мы живем в жестоком мире, где никого не волнует исправился преступник или нет, ведь тот, кто раньше был слабее него, теперь может отыграться за прошлые грехи в свой адрес. Либо ты, либо тебя. Теперь бывшие жертвы Алекса стали его насильниками, друзья врагами. Они пытаются уничтожить его при первой попавшейся возможности. Вот и возникает вопрос, нужно ли вобще следовать этой добродетели или же лучше злоупотреблять своей силой.

В конечном итоге весь этот эксперимент признают неудачным, а Алекса реабилитируют, возвращают ему прежнюю способность проявлять свою жестокость. Система принимает его в свои ряды и теперь нам нужно думать, чем же он займется дальше. При этом последняя сцена фильма, где показывается его мечты о скачущей на нём блондинке, говорит нам, что он не исправится.


Заводной апельсин является одним из самых жестоких фильмов. Не только для персонажей, но и для зрителя, ведь не каждый может его вынести. Однако тот, кто добрался до финальных титров, думаю, всё-таки ощутил то чувство, которое мы испытываем, когда смотрим хорошее кино. Во всяком случае такой опыт был у меня. А вы что скажете?


Я также пишу на Дзене. Здесь оставляю ссылку на исходный материал