Зашифрованные тайны картины «Чета Арнольфини»

Зашифрованные тайны картины «Чета Арнольфини» Живопись, Ян Ван Эйк, Тайны, Символика и символы, Длиннопост

Это картина и по сей день является зашифрованной книгой, полной тайных смыслов. Ну что же, давайте попробуем ее расшифровать.

Стоит упомянуть, что это картина стала первым двойным европейским художественным портретом. В 1434 году художник-экспериментатор, Ян ван Эйк изобразил на дубовой доске своего друга Джованни Арнольфини, с молодой супругой, в их доме в Брюгге.

Кстати Ван Эйку приписывают изобретение масляных красок, позже из Нидерландов масляная техника перебралась в Германию, Францию и Италию.

В те времена Брюгге по праву считался торговой и банковской столицей Европы.

Мужчина и женщина стоят в центре комнаты, художник и мы зрители смотрим на молодоженов как бы сверху. Мы видим кровать, окно, фрукты, собачку, зеркало, люстру и десятки пока что не понятных нам деталей. Посмотрите внимательно в зеркало, и вы увидите, что на пороге залы стоят еще два неизвестных человека.

Брачующиеся застыли в торжественной позе, мужчина поднял руку в клятве любить супругу до той поры, пока смерть не разлучит их. Парадные одежды новобрачных подбиты горностаем, что свидетельствует о богатстве жениха.

На момент написания картины в Брюгге проживало пять мужчин по фамилии Арнольфини. Сегодня ни историки, ни искусствоведы не сомневаются, что художник изобразил на портрете, своего друга купца Джованни Арнольфини, и его тринадцатилетнюю супругу Констанцию Трента.

Джованни как будто, только что пришел с улицы, об этом свидетельствуют его грязные деревянные башмаки, дорожное платье и широкополая шляпа. Округлый животик Констанции намекает на ее беременность. Хотя есть и другая версия, в средние века невеста во время бракосочетания специально подбирала у пояса складки платья, чтобы показать, что она готова к деторождению. Зеленый цвет платья символизировал девственность и зарождение новой жизни.

Деревянные башмаки мужчины, о которых я уже упоминал, свидетельствуют о его незнатном статусе, аристократы таких не носили. Богачи не касались уличной грязи, поскольку передвигались верхом или в паланкине.

Мужчина на картине главный персонаж, можно смело сказать, что хозяин дома вышел из «новых голландцев», разбогатевших без имени и первоначального капитала.

Эксперты считают, что картина выступала в своем роде брачным свидетельством.

Интерес вызывает то обстоятельство, что в XV веке мужчина и женщина были вольны заключить брак в любом месте без присутствия священника. Подтверждением бракосочетания, являлось совместное посещение парой утренней церковной службы.

Помимо того, что зеркало отражает изображение четырех людей оно украшено орнаментом сцен Страстей Христовых. Рядом с Джованни показаны прижизненные, а со стороны Констанции посмертные муки Спасителя. Вот как выглядит евангельская символика украшающая зеркало от центра по часовой стрелке:
- Распятие;
- Снятие с креста;
- Положение во гроб;
- Сошествие в Ад;
- Воскресение;
- Моление о чаше;
- Поцелуй Иуды и арест;
- Суд Пилата;
- Бичевание;
- Несение креста.

На люстре над головой жениха горит одна свеча, над челом невесты рожок пуст. Это свидетельствует о том, что к моменту написания картины Констанция была мертва.

Собачка намекает зрителю, что невеста происходила из знатного рода. Налицо объединение молодых денег с голубой дворянской кровью.

На комоде и подоконнике мы видим яблоки и апельсины, а за окном гнущееся от плодов вишневое дерево. Яблоко означало греховность плотского познания, апельсин семейный достаток, а вишня плодовитость хозяйки дома.

Окно за спиной жениха констатирует открытость мужчины внешнему миру, а кровать рядом с невестой знаменует женщину как верную спутницу жизни и хранительницу домашнего очага. С правой стороны у кровати стоит резной стул, украшенный деревянной фигуркой святой Марины Антиохийской – покровительницей рожениц.

Архивные записи города Брюгге позволили исследователям выяснить, что Констанция умерла во время родов.

Надежды купеческого и дворянского родов не сбылись, Констанция скончалась, не родив наследника. Живописец Эйк, по просьбе друга Арнольфини, написал картину в память о красоте юной Констанции.