Запомни, сынок, шарик - он круглый
Сейчас в моей квартире +24. Батареи греют, как сердца щедрых родственников. Открыл окно на ночь — температура упала аж на 1.7 градуса. Ужас, правда? Надо же, до 22.3.
И вот, глядя на эту цифру, я вдруг с абсолютной ясностью вспомнил, что такое настоящий холод. Не тот, что щиплет щеки на прогулке, а тот, что впитывается в кости, въедается в стены и поселяется в доме на месяцы. Холод, который становится частью тебя.
Начало 90-х. Глухой военный поселок в Карелии, куда отца распределили после училища. Для меня, ребенка, это был не просто поселок, а отдельная, отрезанная от мира вселенная, жившая по своим, жестоким законам. Другого мира я не знал, и, возможно, поэтому он казался нормой. Главным врагом был не мороз за окном, а гробовая тишина. Тишина, которая означала одно - снова отключили свет.
Летними вечерами, когда уже нельзя было гулять, это была просто скука. Телевизор - тот самый единственный хрупкий портал в большой мир - замирал. Особенной трагедией это было в выходные, когда ты просыпаешься ранним утром с надеждой включить «Утиные истории», а в ответ - гробовая тишина. Но зимой... Зимой эта тишина становилась не просто обидой за упущенную, казалось, что навсегда очередную серию про Денвера-последнего динозавра. Она становилась войной. Войной за выживание.
Котельная в поселке жила своей капризной жизнью и замирала вместе с электричеством. Вслед за теплом уходила и вода - трубы, старые и изношенные, лопались от мороза с тихим, зловещим хрустом. Мы жили в кирпичном доме на втором этаже. Дом обрастал ледяными сталактитами (да-да, теми, что свисают сверху), такими огромными, что они, бывало, прорастали сквозь щели в кровле прямо в подъезд. А в один год лед и вовсе разорвал оконные рамы. Петербуржцы, вы меня поймете - «уникальная система вентиляции».
Нормальной температурой в комнате, где мы пытались согреться всей семьей, были те самые 15-16 градусов. И это еще считалось удачей, ведь стены были кирпичными. Я постоянно болел. Жуткий, разрывающий грудь кашель, переходящий в удушье — так у меня развилась астма. Я до сих пор помню этот свист в груди и панический, детский страх просто задохнуться в собственной постели.
А еще помню:
Буржуйку. Ржавую, прожорливую, но такую родную. Она была центром нашей вселенной, островком тепла в ледяном море комнаты. Возле нее грелись заледеневшими пальцами, на ней готовили скудную еду. Я помню расплавленный на ложке сахар, который благодаря вставленной мамой спичке превращался в леденец.
Воду из снега. Мы с братом, два маленьких «водовоза», таскали из сугробов тяжелые, обжигающие руки ведра. Снег в доме таял, превращаясь в мутную, с песчинками жидкость. Ею мылись, ее как могли фильтровали, кипятили, чтобы согреться кружкой хоть какого-то чая.
Спиртовые таблетки. Если не было и газа, это был наш «хай-тек». Шипящая консервная банка, на которой можно было вскипятить кружку воды - целое событие.
Вечную сырость. Она была постоянным спутником холода и питала ненасытную, растущую по дням плесень. Чёрные узоры расползались по стенам, по углам, за шкафами. Воздух был тяжелым и кислым, а холодная, влажная на ощупь простыня - одно из самых стойких и неприятных воспоминаний детства. Кстати, спали мы всегда одежде.
Таких поселков, где жизнь измерялась не датами, а наличием света в розетке и тепла в батареях, по всей России тогда было много.
Сейчас, читая новости, я смотрю на свой термометр и ловлю себя на странной мысли. Шарик-то, он действительно круглый. И кажется, история решила сделать очередной виток, чтобы напомнить некоторым о простых вещах - о тепле батареи, о свете в люстре, о горячей воде из-под крана. О том, что для нас было суровой реальностью, пока мир за окном ликовал и делил наследство.
Мне не хочется злорадствовать. Просто я знаю истинную цену этому комфорту. Я знаю, через что прошли тогда наши семьи. И теперь, кажется, это придется вспомнить и другим. Как говаривал один мудрый офицер, служивший с отцом: «Запомни, сынок, шарик - он круглый. Все возвращается».

Истории из жизни
40.9K постов76.7K подписчиков
Правила сообщества
1. История должна основываться на реальных событиях, но требовать доказательств мы не будем. Вранье категорически не приветствуется.
2. История должна быть написана вами. Необязательно писать о том, что происходило с вами. Достаточно быть автором текста.
Если на посте отсутствует тег "Мое", то есть авторство не подтверждено, пост будет вынесен в общую ленту. История не должна быть рерайтом - пересказом готовых историй своими словами.
3. История должна быть текстовой и иметь вполне внятный сюжет (завязку, развитие, концовку). История может быть дополнена картинками/фото, но текст должен быть основной частью. Видео и видео-гиф контент запрещен. При необходимости дополнить историю "пруфами", дополнительные фото/картинки/видео можно разместить в комментариях - это более благосклонно воспринимается читателями (чем лента фото и чуть-чуть описания).
4. Администрация имеет право решать, насколько текст соответствует пункту 3.
5. Сообщество авторское, потому каждое обвинение в плагиате должно быть подтверждено ссылкой. При первом нарушении - предупреждение, повторно - бан.
6. Помните - сообщество авторское! Хотя вы имеете полное право написать, что текст слабый, неинтересный и т.п. и т.д. (желательно аргументированно), просьба все же обходиться без хамства.
Утверждения же - вроде "пост - дерьмо", есть оскорбление самого автора и будут наказываться.