Записки зека. Часть-7. «Комната воспитательной работы». Продолжение
Иногда наблюдая, как супруга смотрит фоном сериал «След» на известном телеканале – невольно улыбаюсь – в конце, в большинстве случаев, присутствует стандартная развязка – «обложенный» со всех сторон подозреваемый «колется» и сам в подробностях повествует о своем преступлении, а зачастую и о тех, с кем его совершал. Это называется «сделка со следствием». Вот и у нас в хате отбывал свой срок человек, которого сдали подельники. Но, обо всем по порядку.
Это серия постов для «Пикабу», где я рассказываю, как отбывал наказание в колонии-поселении Сибири (ныне – Дальний Восток). Все, что я описываю – чистой воды правда, единственное что меняю из этических соображений – имена, фамилии, прозвища. Это судьбы людей, законы и мир мест лишения свободы. Я продолжу рассказывать про быт и устои колонии, про редкие минуты радости осужденных, про просмотр телевизора в определенные часы по режиму и игры в шахматы и нарды.
Начало тут:
«Записки зека: карантин- Часть-2».(продолжение)
Зона ЗК. «Записки зека: карантин- Часть-3».(продолжение)
«Записки зека: карантин- Часть-4». (продолжение)
Записки зека. Часть 5 – «поднятие» на барак. (продолжение)
Записки зека. Часть 6. Жизнь «на бараке». (продолжение)
Спасибо тем, кто понял суть постов и не минусует. Хотел сегодня написать одну часть, но коммент вот этот заставил еще написать (внизу скрин сделал)
Спасибо тебе, martin138613 и всем. Ради таких отзывов и пишу.
Так совпало, что в нашей хате отбывали наказания два полярных человека – один ограбил почту, второй когда-то на воле в ней работал (конечно же, в разных районах края, в разных отделениях). Но сам факт этого уже вызывал улыбку. Как раз того, кто ее ограбил, звали Вася по прозвищу «Русское лото» и при следствии его с потрохами сдал подельник, поведав все подробности и отделавшись условным сроком.
Русскому лото дали 5 лет – но не за грабеж почты, а по совокупности преступлений – в послужном списке Васи были и другие статьи. Уникальность этого человека заключалось не в том, что он «выставил» почтовое отделение в селе, а как это происходило. Проломав стену в учреждение, Русское лото с подельником принялись распаковывать посылки и бандероли. Не найдя особо ничего ценного, кроме нескольких тюбиков парфюма, пары футболок и прочей мелочи из посылок интернет-магазинов, они быстро осмотрелись и увидели лотерейные билеты известных ныне марок, продающихся на каждом углу, в том числе в почтовых отделениях. Как некоторые уже, наверное, поняли именно за них Вася и получил кличку. Так вот, спустя время
Василий проверил билеты и нашел даже немного выигрышных, с которыми пошел получать выигрыш. Номера билетов при продаже строго переписываются в пачках и появившегося в райцентре Васю тут же «приняли». Русское лото был грузен, спал «на пальме» (верхний ярус шконки), много курил и был в авторитете. Решал вопросы, стремился к лидерам и имел среди них вес. Смотрел за «кичей» - чтобы находящиеся там зеки не оставались без предметов первой необходимости и курева.
Курево в ШИЗО, как правило, переправлялось в хлебе. Т.е. баландер заранее нарезал хлеб, туда компактно помещались запаянные в полиэтилен сигареты, несколько спичек и вместе с обедом или ужином «добро» доставлялось на радость узникам.
Я уже много раз упоминал о «киче», но ни разу не говорил о том, как именно назначается срок пребывания. Совершив какое-либо нарушение режима («шатнув режим»), судьба зека решалась на административной комиссии. Такая собиралась в среднем 1 раз в неделю и о ее проведении сообщалось на одной из утренних поверок с перечислением фамилий осужденных. Нарушившие режим, зеки представали перед комиссией, в основном, состоящей из начальника колонии-поселения, начальника отряда, начальника самой колонии и психологов. В зависимости от тяжести нарушения назначалось от 1 до 15 суток. В редких случаях осужденному назначалось предупреждение с занесением в дело. В данном случае в «кичу» он не заезжал, но в личном деле запись о «нестабильном поведении» незамедлительно появлялась. После решения административной комиссии зек мог иногда неделями ждать, когда его закроют в одиночку на предписанный срок в «кичу» – камеры ШИЗО не резиновые и всегда переполнены народном. Свято место - пустым не бывает.
Кстати, как я уже говорил, наличие предупреждений и отбываний в ШИЗО напрямую влияет на УДО. Многие наивно полагают, что заслужить условно-досрочное освобождение можно только «сотрудничая» с администрацией». Сейчас расскажу как есть – во - первых, отказ или поддержка в УДО – решает суд, куда зек пишет ходатайство. Суд в данном случае располагается по территориальному признаку колонии. Написал заявление – ждешь месяц на его рассмотрение, приходит повестка. Зека ведут на «процесс» - все они свершаются посредством видеоконференц-связи.
Осужденного закрывают в большую клетку, на него направляют видеокамеры, и перед глазами стоит большая плазма. Весь судебный процесс происходит в режиме реального времени – техника дошла и до этого. Ну а дальше как решит судья – отпускать раньше или нет. Но и тут есть свои подводные камни – представитель администрации, также присутствующий на онлайн - суде может как поддержать удовлетворение ходатайства, так и нет. Об этом его тоже спрашивает судья, изучив личное дело зека. Ну а в этом самом личном деле может всегда появиться все что угодно – при желании, администрация колонии в праве докопаться до чего угодно – начиная от неправильной формы одежды и заканчивая обращением не по предписанию, если так можно выразиться.
Это я отвлекся – вернемся в нашу колонию-поселения и посмотрим, как проводят досуг зеки. Одно из центровых развлечений – игра в нарды. Наверное, каждый хоть раз видел нарды, которые делают «на промке» (промышленная зона в колонии) сами зеки – резные, полированные, с необычайной красотой «зариками» - кубиками. Сколько угодно вариантов самой игры – длинные нарды, короткие. Время тянется незаметно – что и нужно осужденному.
Тут следует добавить, что кроме нард, в колонии свободно можно играть в шашки и шахматы. В редких случаях их изымает администрация при глобальном негативе, бунтах, волнениях или массовом нарушении режима.
Выйдя из карантина – мой товарищ Индеец сразу начал приобщаться к игре в нарды. И здесь в один прекрасный момент к нему подошел смотрящий за карантином Матрос и начал разговор – «Вот смотри, Индеец, ты сел играть. А ты в курсе вообще за игру в колонии? Что ты вообще об этом знаешь, почему не поинтересовался? Тебе же сказали – ходить - общаться, а ты бежишь садиться за игру. Говори что знаешь?».
Индеец не знакомый ни со сленгом, ни с криминальным миром в принципе, начал что-то невнятно мямлить про то, что «мы просто сели поиграть на интерес». Как же он ошибся. В понимании большинства людей, не бывавших в местах лишения свободы, «играть на интерес» - это играть просто так. Спешу переубедить. Просто так – это «играть БЕЗ интереса». А вот в первом случае это значит на что-то. В тот раз индейца просто отстранили от игры и заставили вновь идти интересоваться у бывалых зеков законами и порядками, прогуливаясь по плацу (локалке).
В большинстве случаев зеки играют в нарды на сигареты. Иногда на блок сигарет. Смысл и особенности игры на интерес в том, что при выигрыше и получении своего, допустим, блока курева, зек обязан какую-то часть – на свое усмотрение закинуть в «общак». Обычно, с блока в нашей колонии-поселении осужденные сбрасывали по три пачки. Матрос неспроста подошел с этим вопросом к Индейцу – карантин всегда хочет курить и ему, как смотрящему, нужно эту хату «греть».
Кроме прочих развлечений, у зеков по определенному временному режиму можно посещать «пэвээрку» - комнату воспитательной работы. Что-то вроде комнаты отдыха.
«Пэвээрка» представляла собой уютно сделанную большую, просторную комнату с лакированными лавками, поклеенными обоями, свежей краской и даже «бордюрчиками» по краям. В углу стояла плазма с ТВ-тюнером и возможностью смотреть цифровое ТВ. В другом углу – божничка. Образы, иконы, свечи, библия, брошюры про христианство и прочая религиозная символика. Далее – на стенах – полки с книгами. Все книги со штампами, проверены цензорами. Но, как и везде, работа данных цензоров иногда дает сбои – в библиотеке было две книги, наличие которых подтверждало данные мысли – первая – откровенная «блатная романтика» - со сленгом и сюжетом о тюрьме с явным негативным отношением к администрации. Вторая – про жесткие убийства, с описанием всех подробностей и мерзостей, также сплошь и рядом кишащую словечками типа «мусора» - это самое мягкое из всех. В основном же библиотека представляла собой набор книг двух категорий – классика – Чехов, Горький, Толстой и прочие и всевозможные детективы а-ля Донцова. Не редкостью в данной библиотеке было встретить и работы сибирских писателей.
Также в комнате отдыха осужденных стоял диван и кресло. Но занять там место было довольно проблематично, потому зеки рассаживались по лавкам. Посередине стоял стол, за которым зеки тут же играли в шахматы и нарды. Что смотреть по ТВ решалось спонтанно. Представьте в голове картину – сидят порядка 50 мужиков в «пэвээрке» и дружно смотрят в телевизор. Остановились, скажем, на каком-то фильме и все дружно решают – смотреть или «идти дальше по каналам». Пульт находился у бывалых – тех, кто уже долго сидел с большим сроком. Психологическая особенность в том, что редко когда не приходили к единому мнению. Ведь для осужденного главное не то, что на экране, а просто на какой то момент забыться от мысли где ты находишься. Ну и, опять же, скоротать время. Новоиспеченных выходцев из карантина не пускали в «пэвээрку» по 1-2 месяца. Чтобы попасть в заветную комнату сначала нужно познать все законы и устои колонии, а также познакомиться со всеми зеками. Вплоть до имен.
В этой же «комнате воспитательной работы» проходили собрания зеков, про которые я еще напишу, проходили и те самые административные комиссии на выписку «кичи», о котором написал выше.
Здесь стоит добавить, что все эти блага цивилизации, в том числе ремонт были приобретены и сделаны руками и возможностями самих осужденных. Потому все так уютно – все затачивалось под себя.
Почему –то в памяти всплывает небольшие разговоры перед отбоем – зеки из хаты в хату ходят друг к другу в гости, что-то рассказывают, обсуждают, шутят, доводят информацию. Ну и вместо спокойной ночи, в большинстве случаев банальный стих – «день прошел и срок короче. Спи, браток, спокойной ночи».
В следующем посте я продолжу рассказывать о жизни человека, впервые попавшего в колонию-поселение. Я никогда не был связан с криминальным, блатным миром и то, что я увидел своими глазами – подробно описываю. Может кого-то это убережет от необдуманных поступков, за которые туда и попадают. Берегите себя. Спасибо, что подписываетесь на меня. Задавайте вопросы, я всегда на связи. Для минусовщиков – я не писатель. Пишу как есть в голове. На счет двух высших - 1. Социология и ПОВТАС (программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированых систем).
Из комментов еще ответ на общий вопрос - 264 - это не всегда убийство по ДТП. Я отбывал по пункту 1 (не часть, а пункт) - рецидив езды в нетрезвом состоянии. Меня останавливали 3 раза. 1. Штраф. 2. Общественные работы. 3 Колония. Кроме себя и своей машины я никого не угробил. Бог отвел.
В прошлый раз выложил телефон и меня предупредили, что здесь так не делают. Может модераторы не удалят почту - RSNregion@mail.ru. Пишите, если есть вопросы, буду рад ответить.