Замысловатая история русского морского офицера и его маленького кораблика

Замысловатая история русского морского офицера и его маленького кораблика Российская империя, Корабль, Офицеры, История, Длиннопост

Начнём несколько заковыристо. Кто постарше, должны помнить довольно необычное лениградское учебное заведение - Государственный институт физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. Сейчас это само собой Университет, а начиналось всё с "Временных курсов для приготовление воспитательниц физического воспитания и игр."


Организовал их известный российский биолог, анатом, антрополог, врач, педагог, Пётр Францевич Лесгафт. А у него был внук, Андрей Борисович Лесгафт. Вот о нём и его сослуживцах на сторожевике "Китобой" и пойдёт речь.


Петроградский институт инженеров путей сообщения он не окончил в связи с Мировой войной, зато окончил Школу прапорщиков по Адмиралтейству,произведен в прапорщики по Адмиралтейству 27.02.1917. Полгода отслужил на крейсере "Олег", получил звание мичмана военного времени. В 1918 году окончил Офицерский класс подводного плавания . В это время он состоял в РККФ, но в феврале 1919 года перешёл по льду Финского залива в Хельсинки.


Многих русских морских офицеров оттолкнула от Советской власти расправа в июне 1918 года с капитаном 1 ранга Щастным, спасшим Балтийский флот для советской России. С июля 1919 года А.Б. Лесгафт служил в танковом батальоне Северо-Западной белой армии. Здесь он встретился со своими будущими сослуживцами на "Китобое".

Про начало его истории пишут разное. Построен он был в Норвегии в 1912 году как траулер якобы по заказу российского Управления по кораблестроению. Но потом на него наложили лапу англичане, однако через подставное лицо кораблик удалось выкупить и увести в Россию.


Водоизмещение 310 тонн, скорость 11 узлов. На него на Путиловском заводе установили два 75-мм орудия, два пулемета и трал Шульца. Но как тральщик он оказался непригоден из-за большой осадки - 3,2 метра.


Кто бы мог сразу догадаться? Поэтому служил в качестве сторожевого судна.


С конца 1917 года входил в состав РККФ. 13 июня 1919 года, когда он находился в морском дозоре, началось восстание на форте "Серая лошадь". Комадовал судном на тот момент военмор Владимир Иванович Сперанский, бывший мичман. На борту также находился начальник 3-го дивизиона, бывший лейтенант Николай Моисеев. После их короткого совещания с другими офицерами красный флаг был спущен и поднят Андреевский.


Сторожевик зашёл в Батарейную бухту форта и бросил якорь. Здесь было решено отправить его за помощью к англичанам. Нашли на кого надеяться! Перехватить "Китобоя" попытался советский эсминец "Свобода", но его отогнал огонь орудий с форта. В ночь на 15 июня встретились с двумя английскими подлодками и миноносцем.



Эсминец «Владимир» с 12 сентября 1917 года — «Свобода»

Замысловатая история русского морского офицера и его маленького кораблика Российская империя, Корабль, Офицеры, История, Длиннопост

Просвещённые мореплаватели особо разбираться не стали. Русский флаг был спущен, а команда ограблена вплоть до личных вещей. Тем не менее, через пару дней судно было передано Морскому управлению Северо-Западного правительства.


И стало не абы чем, а флагманом Нарвской военной флотилии. Однако к перебежчикам отношение всегда настороженное, факт известный. Команду с судна убрали.


Сперанский попал в тот самый танковый батальон, где служил Лесгафт. Советская власть добралась до него аж в 1945 году, в Чехословакии.


Умер в 1950 году сами знаете, в каких лагерях. А Моисееву не повезло ещё раньше. Он с некоторыми из команды попал в Морской полк. Часть его перебежала к красным, прихватив нескольких офицеров. Здесь Моисееву прибили погоны к плечам гвоздями, а потом и вообще замучили до смерти.



Британский танк в Северо-Западной Армии Юденича

Замысловатая история русского морского офицера и его маленького кораблика Российская империя, Корабль, Офицеры, История, Длиннопост

После краха войск Юденича "Китобой" оказался в Ревеле. Когда Эстония и РСФСР подписали между собой перемирие, отношение к команде со стороны эстоцев понятно как изменилось.


Мичман Д.И.Ососов вспоминал: «В 20-х числах января я проснулся в одно морозное утро от холода: отопление не действовало. Вскочив и обойдя корабль, я выяснил, что кроме меня на „Китобое“ никого нет, но котел еще теплый.


В командном кубрике я нашел записку, приколотую кнопкой к линолеуму подвесного стола, на которой был перечислен полный инвентарь имущества, находившегося в ведении боцмана, с припиской приблизительно следующего содержания:«Ваше Благородие, Вы, офицеры, сможете устроиться и прожить за границей, а мы, матросы, там пропадем, а поэтому решили скопом возвращаться на родину. Будет и что будет… не поминайте лихом. Прилагаю инвентарь вверенного мне имущества» .


Первым делом мичман нанял прямо на причале двух безработных эстонских кочегаров, чтобы спасти машину от размораживания.


Позже контр-адмирал К.В.Пилкин приказал спешно сформировать новую команду, куда вошли 26 молодых офицеров, 1 кадет и 11 матросов под командованием лейтенанта Оскара Оскаровича Ферсмана. Среди них был и А.Б. Лесгафт.


Далее последовал побег "Китобоя" из Ревеля, поскольку эстонцы решили прибрать его к рукам и переход в Либаву. Здесь история повторилась, теперь на судно позарились латыши. С помощью английских и французских моряков команде удалось купить 40 тонн угля, и колобок ушёл и от латышей, несмотря на выставленную стражу.



«Китобой». Копенгаген, февраль 1920

Замысловатая история русского морского офицера и его маленького кораблика Российская империя, Корабль, Офицеры, История, Длиннопост

Путь лежал в Данию и далее на север к войскам генерала Миллера. 27 февраля 1920 года здесь "Китобой" был встречен английской эскадрой и требованием спустить российский флаг, поскольку Северное правительство к этому времени пало и Британия больше этот флаг не признаёт.


На что Ферсман ответил отказом, велел приготовить корабль к бою и просигналить британцам о своей готовности вступить в этот бой. Таким образом "Китобой" оказался последним кораблём Балтийского флота, нёсшим Андреевский флаг.

Замысловатая история русского морского офицера и его маленького кораблика Российская империя, Корабль, Офицеры, История, Длиннопост

Далее уже следуют разночтения. По одной из версий английский адмирал лично прибыл на "Китобой" и обнял героического командира.


Однако, по другой версии, конфликт не был разрешен так идиллически, потому что 4 мая 1920 г. лейтенанту Ферсману зачитали телеграмму Британского Адмиралтейства, предписывающую «Китобою» следовать в шотландский порт Розайт с английской командой. Ферсман снова категорически отказался сдать корабль и, вернувшись на «Китобой», приказал готовить его к подрыву.



"Китобой" в Дании.

Замысловатая история русского морского офицера и его маленького кораблика Российская империя, Корабль, Офицеры, История, Длиннопост

Однако, благодаря поддержке императрицы Марии Федоровны  и русских дипломатов, британцы отказались от претензий на корабль. Путь оставался один - в Крым к Врангелю.


Были получены припасы.


На снимке-  офицеры, основной состав команды, после погрузки угля.Перед уходом из Копенгагена, июнь 1920. Андрей Лесгафт сидит справа во втором ряду.

Замысловатая история русского морского офицера и его маленького кораблика Российская империя, Корабль, Офицеры, История, Длиннопост
Замысловатая история русского морского офицера и его маленького кораблика Российская империя, Корабль, Офицеры, История, Длиннопост

Стоит ли перечислять бесчисленные поломки, отсутствие средств на ремонт и просто на еду, болезни, преследовавшие команду? В Бискайском заливе лишь чудом удалось справиться со штормом. По пути "Китобоец" побывал во Франции, Испании, Алжире, Тунисе, на Мальте.

14 ноября, уже на подходе к Севастополю, «Китобой» встретил караван судов, выходивших из крымских портов.


«Итак, по иронии судьбы, после всех усилий «Китобою» удалось, наконец, дойти до родной земли, но в последний день её существования как кусочка белой России», — вспоминал участник похода мичман Н.А.Боголюбов…


В Стрелецкой бухте Севастополя корабль взял на борт около 300 человек и в ночь с 15 на 16 ноября навсегда покинул Россию.


Погрузка казачьих частей при эвакуации Русской армии из Крыма на борт эсминца «Гневный».

Замысловатая история русского морского офицера и его маленького кораблика Российская империя, Корабль, Офицеры, История, Длиннопост

И только летом 1923 года, в Бизерте, Андреевский флаг был спущен окончательно. После этого "Китобой" был продан в Италию уже под другим именем. Затоплен командой в порту Генуи в 1943 году, чтобы не достался немцам.


Оскар Оскарович Ферсман пережил свой корабль всего на пять лет. С мая 1921 г. он жил в Дании, а в 1948-м перебрался в Буэнос-Айрес к брату Евгению. 22 мая 1948-го в далекой Аргентине Ферсман ушел из жизни…А Лесгафт после окончания эпопеи Русской эскадры работал бухгалтером в городе Тунис. В 1959 уехал в США и поселился в Колумбусе, штат Огайо. Работал библиотекарем. Там и окончил свои дни.

https://feldgrau.info/2010-09-02-14-48-28/22416-raskrashki-3...