Зачем сливать топливо в полете?
Одно из многих ограничений для самолётов - это его максимальная посадочная масса. То есть вес самолёта, его полезной нагрузки, экипажа, вооружения, топлива, с которым он может безопасно сесть.
Масса у каждого самолёта своя и рассчитывается, исходя из прочностных характеристик самолёта. То есть самолёт взлетает с массой, гораздо большей, чем та, с которой он может безопасно приземлиться.
Ограничения прописаны в РЛЭ самолёта и строго соблюдаются экипажем.
Но что делать, если надо очень срочно приземлиться, а масса самолёта не позволяет сделать это безопасно? Например, очень срочно самолёт захочет приземлиться при серьёзном отказе.
Вы же помните, что отказы делятся на несколько категорий:
- Да это херня.
- Да это особенность борта, летим.
- Ой, смотри! - и мхатовская пауза на выработку решения.
- Пацаны, загорелся "Отказ БРГНД-765", чё это?
И конечно:
- Дайте мне посадку по отказу и закажите нам УМО!
Вот при крайнем отказе надо срочно садиться. Для этого надо обеспечить посадочную массу. На боевых самолётах при этом в определённом инструкцией месте аварийно или штатно сбрасывается всё вооружение и грузы с подвески, иногда скидываются ПТБ, и в специальных зонах аварийно сливается топливо.
На разных самолётах аварийный слив реализован по-разному, но на большинстве "тактиков" для этого используются форсажные насосы каждого двигателя как самые производительные.
Топливо при этом сливается через специальную трубу позади движка. Чтобы лётчик (у которого в этот момент обычно много других проблем) на радостях не слил всё топливо и не сделал красивое факирское шоу, автоматика самолёта внимательно следит за остатком и прекращает слив, если он достиг аварийного или включился "Форсаж".
Так как двигатели при этом продолжают работать, сливаемый керосин моментально превращается в красивый белый аэрозоль и быстро испаряется.
Я застал те времена, когда аварийным сливом топлива лётчик мог пользоваться, скажем так, "на своё усмотрение" и если считал нужным, сливал по необходимости (всякие матерные слова, сердечки и члены в небе боевые летаблы, кстати, рисуют именно сливом. Ну и американские риперы обоссывают тоже им), но потом ГреттаТумбергообразные, прокуратура и прочие неравнодушных граждане свели эти сливы до минимума, и сейчас за них жёстко спрашивают. Поэтому просто так слить топливо нельзя.
У большинства пассажирских и многих транспортных самолётов такой клевой фичи нет, рисовать хер в небе они могут только треками во Флайтрадаре и топливо в случае чего они "вырабатывают", то бишь проще говоря летают, пока посадочная масса не станет расчётной.
Но у дальнемагистральных литаков слив есть.

Авиация и Техника
11.4K поста18.4K подписчика
Правила сообщества
Правила Пикабу