Заброшенная префектура Карафуто: следы пребывания японцев на Сахалине. Часть вторая
Бункер (?) непонятного назначения близ поселка Озерский...
Тоннель заброшенной узкоколейки на Холмск (ныне действующая дорога идёт по другой трассе)
Ведьмин мост. Находится на той же полуразобранной ветке (Николайчук — Камышёво-Сахалинское), что и Чёртов мост, но сохранился, мягко говоря, куда хуже.
Свидетельство человека, перешедшего через Ведьмин мост в прошлом году:
Железная дорога Тоёхара - Маока (Южно-Сахалинск - Холмск) была построена за семь лет с 1921 по 1928 год силами тако - корейских рабов под мудрым руководством японских инженеров. И как гласит легенда (то же самое говорят про Чум - Воркута, Чум - Лабытнанги и любую другую мало-мальски сложную железную дорогу), на каждую шпалу приходится по одному погибшему. Руководство же было действительно мудрым, ведь дорога прожила до 1994го года, несмотря на бураны, лавины и прочие прелести перевала, включая Вторую Мировую, а тоннели и сейчас стоят без серьёзных повреждений.
Наиболее живописный её участок находится возле села Экинохара (Николайчук), в 10 км от Холмска, это известные Чёртов и Ведьмины мосты, а так же петля которая начинается в тоннеле под Чёртовым мостом и сквозь сопку выходит на него. Высота Чёртова моста 38 метров, Ведьмина - 50, и он является самым высоким жд-мостом на Сахалине. Не так давно шпалы на нём сгорели. Внутри тоннелей на удивление нет летучих мышей, зато прохлада и кромешная тьма, правда, вообще ни зги не видно!
Сейчас из 83 километров дороги эксплуатируются примерно 35. На востоке - от Южно-Сахалинска до Новодеревенской и от Холмска до Николайчука. Причём только в летний период. К слову, село Николайчук носит имя младшего сержанта Бориса Николайчука, погибшего, во время ожесточённых боёв за мосты. Потомки самураев дорого отдавали юг Острова.
Руины бумажного комбината в посёлке Чехов.
Руины бумажного завода в городе Углегорск.
Руины бумажного завода в городе Томари.
Останки фабричного здания в Красногорске.
Это тоже когда-то было бумажным заводом. Холмск.
Заброшенная японская электростанция.
Маяк на мысе Свободный.
Пожалуй, самое красивое сооружение той эпохи: маяк на мысе Анива.