За рулем. Как японцы покупают автомобиль. 1988 г.

В девяностые попалась мне пачка журналов "За рулем", в одном из них понравилась тогда статься про Японию, сегодня снова случайно наткнулась на неё и решила поделится:

За рулем. Как японцы покупают автомобиль. 1988 г. Статья, Журнал за рулем, Япония, 1988, Длиннопост, Владимир Цветов

Как японцы покупают автомобиль.


Рассказ журналиста Владимира Цветова.


В Японии я прожил в общей сложности восемь лет, и, естественно, у меня был автомобиль. Японский автомобиль. Без машины корреспонденту телевидения не обойтись, уже хотя бы потому, что наша аппаратура весит в целом 100 кг.

Начну с того, как машина покупается. Это не просто любопытно, а показывает уровень развития автомобилестроения и пользования его продукцией.

Примерно недели через две после того, как я сменил своего предшественника в Токио, в, наш корпункт пришел посетитель и назвал себя представителем фирмы «Ниссан».

— Думаю, — сказал он, — вам требуется новая машина.

— Почему вы решили, что мне нужна новая машина? — удивился я.

— Ваш автомобиль стоит внизу на площадке. Ему уже два года. Я узнал, кому он принадлежит, и вот теперь пришел вам сказать: корреспонденту неудобно ездить на такой машине.

За два года телекорреспондент в Японии обычно наезжает около 30 000 километров. Это много, но японцы меняют автомобиль в зависимости не от износа, а от года выпуска — два года это считается нормой.

Каждый год у фирмы появляется промежуточная новая модель, а раз в два или три года — совершенно новая, я бы сказал, кардинально новая. Представитель «Ниссана» предложил мне ознакомиться с красочно изданными проспектами фирмы. Это более 30 моделей, и каждая из них выпускается в 10—12 модификациях. Из проспекта можно узнать интересующие вас подробности: скорость, мощность двигателя, цвет, цену и многое другое.

Как же менять машину через два года, — подумал я. — Это дорого, тем более что та машина, которую имел наш корпункт, стоила около 3 миллионов иен — достаточно большую сумму. Но дело-то в том, что японские автомобильные фирмы не просто продают, а еще и выкупают у потребителя его старую машину.

Как бы то ни было, меня уговорили. Я отдал «старый» автомобиль, доплатил, причем не так много, и купил уже автомобиль классом выше. И потом раз в два года мы меняли модели, и четвертая уже была просто шикарная — сидишь как в космическом корабле.

Когда мы договорились о покупке, агент фирмы предложил трафарет для выбора цвета, потом под этот цвет выбрали внутреннюю обивку и чехлы, потом двигатель (предлагались мощностью 90, 105 и 120 л. с), потом кондиционеры (один или два). Предлагались также стерео, телевизор, телефон, задымленные или обычные стекла, различные колпаки, коробки передач — автоматическая или механическая. Исходя из своей сметы, я смог определить, что мне доступно. Последняя модель, которую я оставил, уезжая из Токио, была «Ниссан-ЦЗ»: шестицилиндровый двигатель с «автопилотом» и массой всяких аксессуаров, которые так приятны автолюбителю.

Что такое «автопилот»? Это очень важная штука в Японии, поскольку страна просто прочерчена скоростными автотрассами, вознесенными над землей, на «быках», с Севера до Токио и из Токио на Юг. На автобанах нет ни светофоров, ни перекрестков. Это шести—восьмирядные прекрасно сооруженные спрофилированные дороги с виражами, чтобы не сбавлять скорость. Однако в этих условиях высокое качество японских автомобилей имеет оборотную сторону. На своем «Ниссане» я развивал максимальную (насколько осмеливался) скорость в 160 км/ч. С такой скоростью в Японии ездить нельзя, но на только что построенном 30-километровом отрезке еще не было знаков, и я решился. Должен сказать: скорости не ощущаешь — автомобиль совершенно герметичен, мотора не слышно. Такое впечатление, что тебя прижимает к земле и убаюкивает. Видимо, это является одной из причин дорожно-транспортных происшествий, и на таких трассах введено ограничение: 100 км/ч. От Токио до Осаки 500 километров. Все время следить за приборами утомительно. Для этого и существует «автопилот», который помогает держать выбранную скорость.

Контрольные приборы всех основных узлов автомобиля выведены на панель, а она, как в подводной лодке, переливается изумрудными огоньками. Если где-то неисправность — сразу зеленый цвет меняется на красный. Предположим, я рассчитал, что расстояние в 500 километров должен проехать за 6 или 7 часов. Рядом со спидометром есть окошечко для времени, и оно мне все время показывает, укладываюсь я в них или нет. Или я поставил цель потратить на это расстояние 30 литров бензина. На панели есть и калькулятор.

Что еще? Через 10 секунд после начала движения автоматически защелкиваются двери. Открываются они только от водителя нажатием на кнопку. Так же опускаются и поднимаются стекла. Если вы сдаете назад (а в городах так тесно и припарковаться сложно) и от бампера до препятствия остается менее 20 см, в салоне начинается жужжание — вас предупреждают. Когда забываешь выключить подфарник и захлопнешь дверь, автомобиль начинает выть. Если едешь без «автопилота» и скорость переходит отметку 110 км/ч, то включается какая-нибудь мелодия, колокольчики или другие звуки.

В последние годы появился дорожный компьютер с монитором. Вся территория Японии переснята на 10 000 карт (предполагается 50 000 карт). Вы намечаете себе путешествие из одного города в другой, а дороги не знаете. В таком случае вводите компьютеру задание, и по мере движения на мониторе меняется карта, где точкой обозначено местонахождение вашего автомобиля.

Если ты купил машину, ехать за ней не надо. Ее пригонят уже с номерами, телефоном и застрахованную. Об этом заботится фирма. Страховка бывает разная, в зависимости от взноса. Мы, например, страховались по полному объему — на все, что есть в автомобиле, на всех, кто едет в нем, далее на все машины, деревья, заборы, здания, в которые я могу врезаться, на всех людей, которые могут при этом пострадать, и на мою собственную жизнь. Причем она оценивается в 100 млн. иен.

Поскольку я ездил безаварийно все восемь лет, сумма страховки постепенно снижалась до 50%. Первый год на 10% и так далее — это приз страховой фирмы.

Торговец автомобилями сам пригоняет их покупателю, отдает ключи, подарок от фирмы — зажигалку, вместе с ним проверяет комплектацию, дает первый инструктаж. Через 1000 километров или через месяц бесплатная профилактика. К вам приезжают, предварительно созвонившись, забирают автомобиль, делают, что надо и пригоняют назад. А затем каждые шесть месяцев техосмотр, а раз в два месяца — ремонт. Думать об этом самому не надо, тебе позвонят. В компьютер занесены ты сам, твой адрес, твой автомобиль.

Полиция очень внимательно следит за техосмотрами и за ремонтом, впрочем, как и за страховкой. В Японии все автомобили застрахованы. Если ты нарушаешь правила движения, и тебя останавливает полиция, то проверяют «права» и страховку. Без нее ездить просто нельзя, и это правильно, потому что освобождает и автомобилистов и полицию от многих неудобств.

Если честно, то я ничего не понимаю в устройстве автомобиля. Но это здесь, по правде говоря, и не нужно. Был со мной такой случай — лопнула покрышка. А я в пиджаке и белой рубашке. Звоню на свою бензоколонку, где заправляюсь. Как правило, все там делают в кредит. В Японии полно этих колонок, стенка к стенке стоят. Там они и заправляют, и масло меняют. Из машины выходить не надо, а если хотите помыть ее горячей или холодной водой — к вашим услугам зал ожидания, где продают напитки, игрушки и другую мелочь. Так вот звоню: прошу поменять шину, называю место, где стоит машина, оставляю ключи и беру такси. Приезжаю домой и вижу: шину мне сменили, автомобиль помыли, заправили и пригнали.

Японцы — дисциплинированные водители и очень вежливые не потому, что они вежливы вообще, а иначе просто нельзя. Токио задохнется от автомобилей. Здесь их, около 4 миллионов, а площадь улиц составляет 13% к площади города, в то время как в Лондоне — 25%, а в Вашингтоне — 36%. Улицы узкие, машин много, и если ездить по принципу «кто смелый» или «кто хам», то будут сплошные пробки. Представьте себе двухполосную дорогу, которая потом сужается до одной. Японцы очень четко, прямо-таки автоматически проезжают через одного. Никто не сигналит, никто не норовит пролезть первым — и от этого все происходит гораздо быстрее. Абсолютно четкое выполнение Правил дорожного движения вообще характерно для японских водителей.

Полиция здесь помощник. В этом главная задача японского полицейского. Не штрафовать, не уличать, а предупреждать.

В самом начале своей работы здесь я как-то из-за дождя не увидел знака. В Японии левостороннее движение, мне нужно было направо. Смотрю — впереди меня автобус туда заворачивает, думаю, и мне можно. А там, оказывается, только автобусам можно. Дождь хлещет во всю, я включил указатель поворота, и, вижу, бежит полицейский с угла и кричит: «Нельзя, нельзя!» Он не ждал, когда я поверну, чтобы потом свистнуть и потребовать «права». Он предупреждал.

На дорогах стоят телекамеры: будьте внимательны! Задача —- предупредить, а не покарать. И все-таки были у меня нарушения — превышение скорости. Однажды пересек сплошную линию. 'Остановили. «Права», страховку — все посмотрели. Тут же выписывают штраф. Платишь только в банк. У полицейского квитанционная книжка. Все длится несколько секунд. Никто не выясняет отношений, никто никому ничего не доказывает.

За каждый превышенный километр скорости в городе штраф 1000 иен (это 8 долларов), за городом — 500 иен. Если превысил скорость более чем на 25 километров, у меня был такой случай, ограничение «40», а я ехал «66», —• то дело передается в суд. Я был там под судом, и меня приговорили к штрафу, а он большой, и к посещению лекций. Кроме того, в компьютер закладываются данные о количестве причитающихся мне за нарушение очков. Как набрал 12 очков, так отнимают «права» — там ничего не прокалывают.

Езда в нетрезвом виде карается в уголовном порядке, и очень строго. Дорожно-транспортное происшествие при нетрезвом состоянии с жертвами приравнивается к убийству без отягчающих вину обстоятельств, а это 15 лет заключения.

Дороги в Японии хорошие, причем в деревне лучше даже, чем в городе. Так что на этой почве ДТП несравненно меньше, чем у нас.

Когда я первый раз приехал в Японию, то сдавал здесь экзамен на право вождения. И вот в моем экзаменационном листе был вопрос и три ответа, один из которых правильный. Вопрос был такой. По вашей вине произошло ДТП с повреждением автомобилей —- вашего и другого; ваши действия в этом случае: 1. Вызывайте полицию. 2. Договаривайтесь с пострадавшим о возмещении ущерба и вызывайте полицию. 3. Возмещайте ущерб, не вызывая полицию. Я, как человек, воспитанный нашей ГАИ, отметил № 1. И получил минус. Правильным был ответ под № 3.

Все машины застрахованы, поэтому полиции нет смысла встревать в такие дела. Был вот случай. Уже мигал зеленый, я решил, что проскочу, а в последний момент передумал и затормозил. Тут меня сзади и ударили. Почему затормозил? Полицейского увидел. А он, знаете ли, наблюдает все это и отворачивается. Я выхожу, тот, кто наехал, тоже выходит. Кланяется, говорит всяческие извинения: я виноват, нужно быть внимательным, вот моя визитная карточка, страховая фирма такая-то. И мы разъехались. Почему полицейский отвернулся? Потому что знает: я позвоню в свою страховую фирму, второй водитель — в свою.

Там удивительные специалисты. По характеру повреждений, по нашим описаниям они тут же составят схему этого происшествия и поделят расходы в зависимости от того, кто был виноват. В данном случае страховая фирма следовавшего позади меня японца заплатила за ремонт и •го машины и моей.

Другое дело, если возник конфликт: ни я, ни второй водитель не признаем вины. Вот тогда полицейский подойдет. Только в случае конфликта! Но если произошла авария с несчастным случаем, полиция вмешивается тут же. Здесь уже другая процедура. Страховая фирма оплачивает лечение пострадавшего, его временную нетрудоспособность, при этом ничего не надо доказывать. Представитель фирмы поедет в больницу, возьмет выписку, и все издержки — лечение в Японии платное — будут возмещены. Но это еще не все. Фирма берет на себя процедуру, которая называется здесь «мировая». Что это значит? Пострадавший оценивает свой ущерб в определенную сумму. Страховая фирма может считать ее правомерной (это, как правило) или неправомерной и в первом случае тоже выплачивает ее.

В такой ситуации оказался наш оператор, сбивший мотоциклиста. Он сам поехал в больницу с цветами (так принято) и корзиной фруктов. Был составлен документ-соглашение о примирении, который подписали обе стороны и обе страховые фирмы. Только после этого мы пошли в полицию, предъявили документ, и все это ограничилось разбирательством судьи без присутствия пострадавших. Штраф оператору пришлось заплатить, пришлось послушать лекции, но мы таким образом избежали судебного разбирательства. Без документа о примирении будет суд со всеми вытекающими последствиями. Вот что такое страховая фирма.

Автомобиль в Японии в полном смысле не роскошь, а средство передвижения. 25 миллионов семей и 32 миллиона автомобилей в пользовании. Это не значит, что каждая семья имеет машину, но есть семьи, у которых их по три. Самое дорогостоящее в Японии — это жилье, автомобиль же не относится к очень дорогим предметам обихода.

Я уже говорил о выкупаемых фирмами машинах. Моя была всегда в порядке. Я ездил аккуратно. За ту, что стоила 4 миллиона иен, я доплатил всего 800 тысяч. Значит, старую я сдал за 3200 тысяч иен. Фирма ее подновляет и продает, но уже не за 3 миллиона, а намного дешевле. Очень трудно реализовать машину двух-трехлетней давности, а десятилетней я мог бы купить за полмесяца командировочных — настолько они дешевые. Выгодно ли это фирмам? Выгодно. Себестоимость производства автомобилей и продажные цены на них такие, что выгодно освобождать рынок от старых машин. Их вывозят и в Африку, и в другие страны и там продают.

Меня иногда спрашивали о себестоимости и прибылях японских автомобильных фирм. Эти данные охраняются тщательней, чем атомные военные секреты. Но если японцы выпускают 11 миллионов автомобилей в год, то, наверно, это прибыльное дело. Теперь считается выгодным собирать свои автомобили за рубежом. И «Хонда», например, уже делает это не где-нибудь, а в США. Оплата труда в Японии выше, чем я Штатах, а главный расход в производстве автомобилей — зарплата.

Японские автомобильные заводы — это фактически только сборка, металлургический цех, штамповка кузовок, а вся начинка автомобиля делается смежниками. У фирмы «Тойота» их 2500. Комплектующих деталей для конвейера всегда только на два часа работы. Поэтому смежник, поставляющий, скажем, дверные ручки, делает это с точностью плюс минус два часа. Ни в «Тойоте», ни в «Ниссане» нет складских помещений, нет складов автомобильной продукции, а значит, и складских рабочих. Только за счет этого на себестоимости каждого автомобиля экономят в среднем 93 доллара.

Не сам автомобиль, а его содержание довольно дорогое удовольствие. Дорогой бензин, дорогое масло. Здесь все рассчитано и все продумано. Скоростные автотрассы все платные, да и некоторые другие дороги тоже. Проехать от Токио до Осаки одному стоит столько же, сколько билет в мягком вагоне. Мы ездили на автомобиле вдвоем с оператором — это уже экономия.

Я не сказал еще о мотоциклах. Здесь они пользуются популярностью, особенно в сельской местности. Молодежь их любит. Япония выпускает восемь миллионов мотоциклов в год. Были тут и рокеры, но теперь уже о них забыли. В свое время они наделали много шума. По 30—40 мотоциклистов ездили со знаменами, в касках, с музыкальными сигналами. Были столкновения с полицией, поджигали полицейские будки. Тут же был принят закон, запрещающий езду больше чем по двое. Как появились трое — полиция имеет право остановить, арестовать, отобрать мотоцикл и передать дело в суд. Но одними запретительными мерами не ограничились. К решению проблемы подключились японские фирмы «Хонда», потом «Кавасаки» и «Судзуки». Дело в том, что каждый мотоцикл, который сходит с конвейера, здесь обкатывают. Испытатель мотоцикла — престижная профессия, и фирмы стали брать этих ребят к себе на работу — быстро все рассосались. Так решили проблему.

Особо надо сказать об экзаменах на получение водительских прав. Свои я забыл в Москве, и мне пришлось быть в роли экзаменуемого. Дают 10 вопросов по устройству автомобиля и 20 — по правилам, и, конечно, практическая езда. Перед этим экзаменом можно потренироваться прямо на улицах. Очень много в Токио, да и в других городах учебных трасс. Можно взять инструктора. Все это, конечно, стоит денег. Повторной сдачи экзаменов практически нет, но процесс обучения длится долго. Если в школе, то от восьми месяцев до года и даже больше. Наезжают около 50 часов. Учатся, пока не научатся. Школы частные и несут ответственность за подготовку. Если их ученик совершил ДТП по неумению, полиция вправе предъявить им претензии.

В Японии очень авторитетна автомобильная ассоциация. Расскажу, как я стал ее членом. Однажды оставил ключ в замке зажигания и захлопнул дверцу. Открыть можно, но я не знаю как. Звоню на станцию скорой технической помощи. Через 15 минут приезжают, через 10 секунд открывают машину — и будьте добры 3000 иен. Потом такой случай повторился. Я подумал: чем каждый раз выкладывать 3000 иен, лучше внесу в автомобильную ассоциацию вступительный взнос, 3000 иен за год,и буду пользоваться техпомощью бесплатно. Так и сделал. Случилось что-то в пути на междугородном шоссе (а телефоны там не через километры, а через сотни метров), звоню, и автоматически этот телефон соединяет с полицией или с ассоциацией. Тут же приезжает бесплатная местная скорая техпомощь.

На шоссе между городами через каждые 50 километров стоянки с ресторанами, барами, магазинчики, но спиртных налитков, даже пива нет. И, конечно, бензоколонки работают круглосуточно.

Думаю, многие меня поймут, если я скажу, что по возвращении домой решил не приобретать автомобиль.


ЗА РУЛЕМ 10/88

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
3
Автор поста оценил этот комментарий
Ну а минусы, минусы же есть???
раскрыть ветку (16)
20
Автор поста оценил этот комментарий

деньги только. за все надо платить.

раскрыть ветку (12)
26
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Как будто наш нынешний пиздец бесплатный)

раскрыть ветку (10)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Ну если бы не эта долбанутая тема с единой расценочной ведомостью, и гайцами то в целом все похоже

раскрыть ветку (9)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Ну да, похоже. Так же высокоскоростные магистрали прочертили всю нашу страну. Одна трасса Сахалин-Москва-Калининград чего стоит!

раскрыть ветку (8)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да, ведь вся Япония сплошь покрыта трассами именно такой длины.

Шутка ли - такая огромная страна Япония. Такие расстояния.

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

Перечитайте текст еще раз. Вы ничего не поняли.

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

аргументный аргумент - привести в качестве примера трассу длина, которой выше чем все трассы Японии вместе взятые, а потом заявить "вы ничего не поняли".

Хитро, да.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий
Ну если бы не эта долбанутая тема с единой расценочной ведомостью, и гайцами то в целом все похоже

Хорошо. Исключаем пункты про какую-то вашу ведомость и "гайцами". Что из описанного в статье еще схожего у СССР и автомобильной Японии? Хоть что-нибудь?

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

У СССР?

Я вообще-то про РФ писал.

В СССР была ставка на общественный транспорт (её кстати сейчас внедряют по всему миру - запрет на въезд частных авто в центры городов, выделенные полосы в а/п для едущих с пассажирами, выделенки для автобусов/троллейбусов и т.п.), поэтому автомобилестроение для частного использования не сильно развивалось.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

В статье описание второй половины 1980-х. Вы ничего не поняли. Перечитайте еще раз.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Это да, вот как раз про это на Пикабу второй день пишут:

Трудовая система Японии.

Часть первая: https://pikabu.ru/story/trudovaya_sistema_yaponii_chast_1_ti...

Часть вторая: https://pikabu.ru/story/trudovaya_sistema_yaponii_chast_2_ko...

Часть третья: https://pikabu.ru/story/trudovaya_sistema_yaponii_chast_3_ra...

5
Автор поста оценил этот комментарий

Да. Нужно учить японский, работать и жилье дорогое.

5
Автор поста оценил этот комментарий

"Ты просто не видел, как пиздят наших крокодильчиков".

Там серьезно жизни нет. Всю свою биологическую до пенсии ты отдаёшь корпорации. Какая разница, на каком авто ты при этом ездишь, если ты - биоробот?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Да ладно. Там не все работают в корпорациях. Хуже, туда не всех берут. А очень хочется. Потому что з/п за такую же работу сильно выше.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку