За что Петр I порол поставщиков и чем разбойники похожи на санкции

«Молчи, вор, молчи, не оправдаешься. Сгоряча схватил трость, стоявшую у камина, и ту трость изломал об Алексашку», — так Алексей Толстой в романе описал реакцию Петра I на срыв госзаказа: граф Александр Меньшиков поставил в казну испорченное сукно.

Мы в Контур.Торгах выяснили, что многие приметы контрактной системы существовали и столетия назад. С годами в закупках поменялись нравы, но не дух. Убедитесь сами.

За что Петр I порол поставщиков и чем разбойники похожи на санкции Торги, Закупки, Госзакупки, Контур, Бизнес, Длиннопост, Блоги компаний

Госконтракт

Стройка — одна из самых сложных для исполнителя сфер в госзаказе. Важность грамотно составленного контракта для таких тендеров понимали уже в XI веке. «Русская правда» Ярослава Мудрого детально описывала условия оплаты работ в Новгороде. А еще исполнителю давали свободу выбора: починить старый мост или же построить новый с нуля.

Извещение о закупке

Уже в XVI веке власти основательно подходили к составлению закупочной документации. В 1595 году при царе Федоре Иоанновиче появился подряд на материалы для строения Смоленской крепости. Документ подробно описывал характеристики требуемых казне товаров, в современной терминологии — был техзаданием.

Постепенно закупки усложнялись, и в 1654 году государь Алексей Михайлович издал указ об условиях доставки муки и сухарей. Документ содержал предельно допустимую цену — аналог НМЦ — и давал поставщикам льготы: беспошлинный провоз провианта до места. Вот так государство в XVII боролось за поставщиков.

Аукцион

Госзакупки стали публичными не с приходом 44-ФЗ, а уже при Петре I. Извещения о тендерах — «билеты» — размещали на городских воротах и в публичных местах. Когда заинтересованные поставщики — «охотники» — собирались в указанном месте, обер-комиссар объявлял цену за выполнение подряда, а участники выдвигали свои условия. Действие проходило торжественно, под барабанный бой.

Подряд утверждала Коллегия торгов. В последний день аукциона зажигали «суточную» свечу, которую охраняли два офицера. Пока она горела, любой «одумавшийся» поставщик мог явиться в Коллегию и снизить свою цену. Как только свеча догорала, сделка считалась заключенной — изменить цену было уже нельзя.

Неустойки

Государство во все времена наказывало за неисполнение госконтрактов. Уже в XVIII веке, если выигравший закупку поставщик не выполнял заказ, власти накладывали на него пеню. Размер неустойки в каждом случае определял лично царь. И делал это так лихо, что иногда пеня могла вдвое превышать сумму контракта.

Тендерное сопровождение

Проведение торгов — дело непростое. В начале XVIII века появляются первые упоминания должности гоф-маклера — талантливого купца, который разбирался в премудростях работы с госзаказом. Со временем без него вообще запретили проводить торги. Гоф-маклер «сидел на проценте» от сделок, с каждого сэкономленного для казны рубля получая полкопейки. Современные тендерные аутсорсеры могут взять такую схему на заметку.

Форс-мажоры

Сегодня участников закупок от попадания в реестр недобросовестных поставщиков спасает ссылка на форс-мажор — например, санкции. Подумали об этом и в XVIII веке. Провиантский регул регламентировал причины, по которым подрядчик мог не исполнить контракт без наказания. В их числе: разбитые дороги, нападение разбойников, пожар из-за удара молнии, а для импорта — война на «соседственных землях».

Нацрежим

Сейчас отечественных производителей в госзакупках защищает нацрежим, но политику протекционизма применяли уже в XIX веке. В 1860 г. Александр II издал указ о том, что закупка импортных товаров для казны допускалась только, если аналогичные не поставляли российские промышленники. Такое импортозамещение по-царски.

А что вы думаете об эволюции госзакупок? Есть прогресс или «раньше было лучше»? Пишите в комменты.

Реклама ООО «Сертум-Про» ОГРН 1116673008539 (16+)

Пожалуйста, соблюдайте правила общения в блогах компаний