За что Бог изгнал Адама и Еву из рая

Историю об изгнании из рая знают многие. Относятся к ней по-разному. Для кого-то это описание реальных событий, записанное в Слове Бога. Для кого-то - сказка. Кто-то вообще не задумывался и не сформировал своего мнения. Кто-то знаком с этой историей по первоисточнику - по Библии. Кто-то читал пересказ этой истории в религиозной литературе. Кто-то просто слышал в пересказе. Пересказчики и комментаторы нередко сосредоточиваются на самом факте изгнания из рая, на санкциях, которые Бог наложил на Адама, Еву и их потомков. Но в описании событий, которые предшествовали изгнанию, есть несколько поучительных деталей (я сознательно не всем деталям уделили внимание). 


Итак. Бог создал для Адама и Евы комфортные условия.

Бытие глава 2: 8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

Очевидно, у них было все в достатке для хорошей жизни. Полного описания условий в Раю в Библии нет, но выводы можно сделать, например, из слов Бога о том, какова стала их жизнь после изгнания, чего их Бог лишил:

Бытие 3: 17 проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;

Бытие 3: 19 В поте лица твоего будешь есть хлеб,

Также можно предположить, что Адам и Ева имели совершенное здоровье и совершенный разум. О хорошем здоровье свидетельствовало, что после изгнания из рая они прожили около 1000 лет (по крайней мере, Адам прожил).


Бог установил для Адама и Евы единственное ограничение:

Бытие глава 2: 16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,

17 А от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

Можно ли сказать, что Бог в чем-то ущемил Адама и Еву? Голода они не испытывали. Они вообще об этом дереве не думали, между собой этот запрет не обсуждали. Такой вывод можно сделать из следующей фразы:

Бытие глава 3: 6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно. Это была реакция Евы после того, как змей/Сатана обратил ее внимание на дерево.


К Еве обратился Сатана (Сатана значит противник, Дьявол значит клеветник) через змея. Как Ева отреагировала на сам факт? Библия не говорит. Можно предположить, что Ева удивилась. Ведь до этого она говорила только с Адамом, с Богом (но не видела его при этом), возможно, с ангелами. Первый вопрос "подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?" (Бытие 3; 1):

на первый взгляд звучит так, как будто кто-то посторонний просто интересуется у Евы условиями ее жизни в раю. Но если хоть чуть задуматься, то в этом вопросе уже звучит намек на то, что Бог серьезно ущемил Адама и Еву.

Ответ Евы (Бытие глава 3): "2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,

3 Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть."

Этот ответ показывает, что она еще не заметила, куда идет разговор. Она как раз и отвечает так, как отвечают тому, кто проявляет любопытство. Как турист спрашивает у местных жителей: "- Ну и как вам ваш мэр? Как у вас тут в городе жизнь при нем?"

А вот вторая фраза змея, а точнее Сатаны, прямо все расставляет на место (Бытие глава 3): "6 И сказал змей жене: нет, не умрете,

5 Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло."

Во-первых, эта фраза показывает, что говорящий в курсе всего, что происходит в раю. Но тогда зачем он в первом вопросе прикидывался незнающим? Есть ли основания ему вообще верить, если он сначала разговора сразу начал хитрить? Во-вторых, змей/Сатана прямо сказал Еве, что Бог их с Адамом обманул - вы не умрете - что предостережение Бога было ложное. В-третьих, змей/Сатана прямо обвинил Бога в том, что он скрыл от Адама и Евы важную для них информацию.

А вот дальше самое важное - что Ева сделала?

Разве змей/Сатана заставлял ее есть плод с дерева? Он только кинул информацию. У Евы было много других вариантов действия:

- прямо отвергнуть все обвинения Сатаны в адрес Бога (как, например, Иисус отверг все предложения Сатаны - Евангелие от Матфея глава 4);

- посоветоваться с Адамом - вот, тут со мной змей какой-то говорил, то-то сказал, что ты об этом думаешь?

- обратиться непосредственно к Богу за разъяснениями.

Знал ли Бог о том, что происходил этот разговор Сатаны с Евой? Не мог не знать, иначе, какой же он Бог? Знал ли он, как поступит Ева? А вот это важный вопрос. Это вопрос свободы воли. Создал ли Бог людей со свободой воли - то есть, с возможностью самим принимать решения? Или Бог создал запрограммированных роботов на "радиоуправлении", чьи действия заранее известны? Если люди - это запрограммированные роботы, тогда ничто вообще не имеет смысла. Даже запрет есть с дерева не имел бы смысла. Даже написание Библии не имело бы смысла. Но свобода воли предполагает и ответственность за последствия своих решений.


Фактически, Богу надо было убедиться, что Адам и Ева смогут хорошо организовать жизнь своих потомков в раю. Ведь любое устройство жизни нескольких человек всегда требует наличия каких-то правил и их соблюдения. И вот как раз у Адама и Евы была возможность показать, как они вообще относятся к правилам. 


А если у Евы была свобода воли - возможность самостоятельно принять решение - то Бог ждал и смотрел, какое решение она примет. После того, как Ева съела плод, она убедилась, что никакого чуда с ней не произошло. Она не стала "как Бог". Она и не умерла. Но Бог и не говорил, что они с Адамом умрут в тот же самый момент. Это было бы несправедливо. Это не дало бы возможности Адаму и Еве исправить свою ошибку.

Ева приняла решение - съесть плод. Нарушить единственное правило, которое Бог установил. Но дальше - что? Убил ли ее Бог сразу? Выгнал ли ее из рая сразу? Нет. Даже после того, как Ева съела плод, у нее оставались разные варианты действия:

- пойти к мужу, рассказать -  помоги, Адамушка, не знаю, что мне делать, бес попутал, да я вообще только кусочек откусила, сразу выплюнула...

- обратиться к Богу;

- просто молча никому ничего не сказать, как будто ничего не произошло (Бог конечно уже и так знал), потом, конечно, все равно надо было бы принимать какое-то решение, но даже о такой задержке Библия не упоминает.


Но дальше Ева убедила Адама тоже съесть плод. Библия не рассказывает, какие она использовала аргументы. Возможно, Ева решила, чтобы плод сработал так, как обещал змей/Сатана, надо было, чтобы его съели они оба? Не известно. Известен лишь результат.


Опять же, у Адама был  вариант - обратиться к Богу сразу, как Ева пришла к нему.  Адам мог попросить у Бога за Еву, как поступил Аарон (брат Моисея) когда его жена Мариам начала интриговать против Моисея и была за это наказана Богом (книга Числа глава 12: 1-15) - попросил за Мариам. Но Адам предпочел присоединиться к Еве в нарушении запрета Бога. И опять, никакого чуда не произошло. "Богами" они с Евой не стали. Кстати говоря, Адам не был обманут: "И не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление" (1 письмо Тимофею глава 2)

И здесь у Адама с Евой оставались варианты. Например, уже вдвоем обратиться к Богу - не правы были, ошиблись, больше не повторится.


Действия же Адама и Евы были совсем другие. Они спрятались. От Бога?  Бог их спросил: "И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?" (Бытие 3: 9)

Опять же. Он не знал, где они? Конечно же, знал. Но еще давал им время. Адам с Евой отозвались. Бог уже прямо задал последний, контрольный, так сказать, вопрос: "не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?" (Бытие 3: 11)

И вот тут важна реакция Адама: "Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел." (Бытие 3: 12)

Адам переложил вину - на Еву, про которую он сам раньше пел радостную песню, и, главное, на Бога. Кстати, он этим фактически и от Евы, и от Бога отрекся. А что же Ева: "Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела." (Бытие 3: 13)

Она переложила вину на того, на кого смогла - на змея/Сатану. Хотя он ее насильно не заставлял плод есть.


Адам и Ева не умерли в тот же календарный, так сказать, день. Они прожили еще очень много лет. Но. Они потеряли отношения с Богом и в этом смысле "умерли" для него. Они стали смертными и именно с этого дня, можно сказать, началось их умирание. И для Бога тысяча лет как день, и для него они умерли "в тот же день". Но при этом, в день изгнания Бог еще и позаботился об Адаме и Еве: "И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их" (Бытие 3: 21).

Потом Адам прожил до 930 лет, умер и стал прахом. Его первый сын - Каин - стал первым убийцей, убил своего брата Авеля.

Вот такая история.