Юные философы

Временами репетиторствую, примеряю профессию учителя русского языка, которую мне предрекают. И вот однажды пришлось взять группу, мы разбирали текст. Задаю всем вопрос: «Ребята, кто такой лентяй?» Пытаюсь подтолкнуть их к мысли, что лень - это плохо. Один из активных уверенно с улыбкой отвечает: «Это тот, кто создаёт что-то, чтобы за него все делали».

- Так это плохо? - уточняю я.

- Нет, конечно. Он же делает себе жизнь легче, а ещё и изобретает что-то.

Я в замешательстве, перебираю в голове слова созвучные лентяю, может не расслышал.

Ну тут я заговорила речами учительницы первой моей, мол, лентяй, даже если решает что-то делать, делает для собственной выгоды, получается. И разве благодеятель не истинное добро? На лице ребёнка я увидела выражение из серии «Каша какая-то не вкусная». Ах, да! Это. Шестой. Класс.

Ок, перешли к следующему вопросу с вариантами ответа: «Что движет человеком в жизни?» Понимаю, вопросы не из легких. Я б сама в 6 классе расплакалась после такого, но на то и варианты ответа, наверно. Один выбирает вариант «упорство и стремление». Я задаю вопрос: «А почему не мечты, цели и желания? Ведь сначала рождается идея, ты мечтаешь, ставишь цель, а потом прилагаешь усилия к её достижению». Неуверенно-недоуменным тоном мне отвечают: «А разве нельзя сначала чему-то учиться без цели, просто заниматься упорно, потому что вышло так (батя сказал делать), а потом уже мечтать стать хорошим футболистом, например». Я не стала спорить с ним, пожала плечами, потому что понимала, что он отразил всю суть самостоятельной жизни большинства людей.

Если после первого вопроса мне хотелось спросить, не читали ли вы часом «Атлант расправил плечи», то тут что-то из серии «Философы XXI века». Тут возникли очень смешанные чувства: гордость за нынешнее поколение или жалость к ним. Кто из нас до сих пор наивный?