Эссе-рецензия о фильме "Сансара" (2011)

Сансара – фильм, вышедший за рамки документального кино в его привычном понимании. Можно сказать, что «Сансара» - это инди-фильм.

Режиссер Рон Фрике знакомит нас с миром, в котором мы живем, посредством живописных пейзажей, интересных портретов представителей разных рас, показывая культурное наследие и искусство разных стран, а так же темную подноготную злободневных будней.


Через весь фильм, не имеющий ярко выраженной сюжетной линии, прослеживается общая суть. Богиня Кали начала свой танец. Человечество вступило в эпоху Кали-юги, хочет оно того или нет. Кали-юга, начавшаяся примерно 5 тысяч лет назад, продлится еще более 420 тысяч лет. Это эпоха, ознаменованная доминированием темных сентенций над светлыми, когда в мире остается лишь четверть добра. Четвертая, заключительная стадия существования мира. После которой непременно возобновится череда эпох, и да начнется Сатья-юга, благодатное время, где добро вернется к своей изначальной цифре – 100%.


Но пока продолжается Кали-юга, мы вынуждены рождаться и умирать раз за разом, совершая одни и те же типичные для человеческих душ ошибки. Беззаботность чужда современному человеку, она променяна на суету и символы власти: деньги, роскошь, положение в обществе и прочее.


В мире, где человеческая жизнь мало что значит, все же есть что то прекрасное. Например, пустыня, кадры с которой повторяются чуть ли не более трех раз, так она режиссеру в душу запала, что, впрочем, не удивительно, ведь пустыня действительно прекрасна, как и многое другое, что режиссер показывает в своем фильме. На ряду с пейзажами, автор показывает прекраснейшие архитектурные сооружения. Он так же крупным планом показывает скульптурные лица: сначала буддийской богини, а потом для сравнения лица европейских ангелов. Режиссер показывает юных монахов, порхающих в своих красных развевающихся на ветру одеяниях среди храма, а противопоставляет им современные мегаполисы с их мостами и ночными огнями и торопящимися людьми. Сначала режиссер делает акцент на культуре и древних традициях юго-восточных стран, а потом показывает резко отличающуюся европейско-американскую культуру современного мира, чем добивается создания впечатления перехода из одной, более древней эпохи, в другую, новую.


В фильме «Сансара» помимо прекрасного внешнего раскрывается еще и обратная, буквально внутренняя сторона человеческой повседневности. А именно, сегмент из цепочки питания, где люди поедают беззащитных животных, чья судьба - быть выращенными на ферме и пожертвовать себя на стол потребителя фастфуда. После чего люди страдают от ожирения и умирают. Но смерть не показывается как таковая, но она подразумевается через метафоричную липосакцию, высасывание из человека того, что он забрал у природы и превратил в жир, мерзкую слизь. Мерно, в такт движениям множества рук богини Кали, надвигается моральная смерть человечества.


Круговорот бесчисленных жизней и смертей, сменяющих друг друга, повторяется словно по спирали – это колесо Сансары. И картинки лепестками лотоса оборачиваются вокруг центра Вселенной. Эти лепестки – волшебные зеркала в наших глазах, транслирующие мир Внутреннему Метанаблюдателю. Хаотичность кадров несет в себе скрытый порядок.


Каждый кадр в фильме, хоть и не имеет прямой смысловой связи с предыдущим, находится на своем месте, сюжет почти прозрачный, он виден лишь искушенным и вдумчивым. Прямого посыла нет. Он скорее в том, чтобы показать всю многогранность мира, таким, каким режиссер увидел его своими глазами. Прослеживается буддистская философия: ничто не есть плохо или хорошо, оно просто есть. Такое, какое оно есть. Именно поэтому на протяжении фильма нет ни единой реплики или голоса за кадром. В них просто нет необходимости. Настроение задается этнической музыкой.

Эссе-рецензия о фильме "Сансара" (2011) Сансара, Самсара, Фильмы, Рецензия, Эссе, Кали юга, Длиннопост