22

Эммерих Ульман. Стальные яйца австрийского хирурга

Что из себя представляет процесс умирания от бешенства? Сначала ничего особенного, бессоница, температура, тревожность. Потом начинается интересное - свет и звук, практически любой, вызывают боли, раздражение, резкие и болезненные судороги рук и ног. Затем появляется водобоязнь - выпить воды практически невозможно, она пугает, а горло сдавливает. Появляются ужасные галлюцинации и бред, страх затапливает разум. Ты уже не человек, ты готов бросаться даже на собственное отражение. Потом приходят параличи глаз и челюстей, лицо превращается в маску кошмара. Съедобное от несъедобного ты уже не отличаешь, можешь съесть своего котёнка или пачку лезвий. Личность разрушается окончательно, ты просто зомби, но ужасно страдающий, близких ты не узнаешь, речь не понимаешь. И, наконец, твои дыхательные мышцы тоже парализует и ты задыхаешься. Всё это время боль настолько чудовищная, что и описать её словами не получится. Постепенно, долго и мучительно. А лечения нет, никакого. Симптомов не будет, пока болезнь не дойдёт до мозга, а после этого не помочь уже ничем. Ты был мёртв, ещё когда началась бессонница, просто пока не знал об этом. Про смерть от бешенства легко можно снять кошмарный хоррор, ничего не приукрашивая.

Эммерих Ульман. Стальные яйца австрийского хирурга

И все это прекрасно знал Эммерих Ульман, потому что был врачом, и далеко не из последних. И более того, не раз наблюдал своими глазами. Родился он в городе Печ, в 1861 году. Докторскую степень получил в Вене, но нас интересует другой период его жизни - в 1885 году, когда Ульману было всего 24, его коллега и наставник Луи Пастер в Париже, где они работали вместе, создал антирабическую вакцину - вакцину против бешенства, которая потом спасёт множество жизней. Добился этого Пастер с помощью многократного переноса вируса в мозг кроликов для его постепенного ослабления. И вот он дошёл до момента, когда теоретически вирус ослаблен достаточно, чтобы иммунная система человека с ним справилась и смогла бы бороться с реальным бешенством. Но такие опыты проводились и ранее, были вакцины Ферми, которые вели себя непредсказуемо - могла проявляться остаточная вирулентность, и тогда подопытные, абсолютно здоровые люди, заболевали "лабораторным бешенством", и начинался вышеописанный боди-хоррор.
Таким образом, теоретически, Пастер был уверен, что ослабил вирус достаточно, а вот попробовать на себе практически не решался. И вот тогда Эммерих сказал очень простую фразу:

"Сделайте мне прививку. Посмотрим, умру я от бешенства или нет"

Прививка была сделана, и Ульман бешенством не заболел, чем доказал безопасность вакцины. И вскоре уже было вакцинировано 2,5 тысячи человек. Даже из Смоленской губернии к Пастеру на прививку пришли 19 крестьян, укушенных бешеными животными. 16 из них выжило, иммунитет сформироваться успел.
Когда я натолкнулся на эту историю, я был просто в шоке от смелости Ульмана. Даже космонавты или герои войн, закрывавшие собой амбразуру, не проявляли настолько беспримерной храбрости. Одно дело - смерть, но здесь он рисковал не просто умереть, а попасть в ад при жизни, умирать в муках настолько страшных, что вообразить их трудно.
И этот человек просто сказал "коли мне" и подставил руку. Мне кажется, ничего больше тут добавлять и не нужно.
Совсем не удивительно, что Ульман, обладая такой интеллектуальной смелостью и работая с таким наставником, в итоге оставил немалый след в медицине. Он провел первую в истории трансплантацию почки у животного (собаки), чем во многом заложил основы современной трансплантологии. Также работал в сфере ксенотрасплантологии, пытаясь пересаживать органы между разными видами. Не очень успешно, однако, на основе его работ о пересадке почки свиньи человеку, исследования ведутся и сейчас, учёные пытаются приспособить свиные почки для пересадки человеку.