«Я ЗНАЮ, ЧТО НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ»

Свой пост решил озаглавить известным изречением древнегреческого философа Сократа. И сегодня я хотел порассуждать о том, какую роль играют знания в жизни человека. Цель моей статьи — понять, насколько полезны знания, которые мы приобретаем не только в процессе обучения, но и в течение жизни, а также выяснить, нужно ли знать многое, чтобы быть умным человеком. Как вы, наверное, догадались тема образования неразрывно связана с темой моего поста. В статье я буду приводить примеры из своей жизни, с которыми вы, должно быть, сталкивались.

Ну что ж, перейдем к конкретным примерам.

Полагаю, читателю знакома ситуация, когда ваш собеседник удивленно реагирует на то, что вы чего-то не знаете. Как правило, его реакция сопровождается следующими вопросами : "Ты этого не знаешь? Как можно этого не знать?!"
Конечно, в данной ситуации многое зависит от того, какую тему вы обсуждали и на какой вопрос вы не смогли ответить. Но стоит ли стыдиться в этом случае? Я думаю, что нет, поскольку знания безграничны и любой человек может либо ошибиться, либо чего-то не знать. Считаю, уместно привести цитату : "Нет ничего плохого в том, что умный человек иногда говорит глупости, гораздо хуже, когда тупой постоянно умничает."

Теперь я хочу поговорить о российском образовании. Почему я затрагиваю эту тему тоже? Потому что образование — это важный этап формирования личности. В школе ребенок должен стать взрослее, ведь выбор профессии он осуществляет самостоятельно. Но к сожалению, это происходит не всегда, так как родители часто вмешиваются в его жизнь. Они уверены, что лучше его знают, кем он должен стать. В связи с этим человек выбирает неправильный путь. Но я не собираюсь никого обвинять, я только выскажу свое предположение о несовершенстве российского образования.

Самый очевидный недостаток в системе образования — это программа. Как правило, этот недостаток причисляют не школе, а колледжу и вузу. Существует мнение, что школа должна всесторонне развивать учащихся. Я не буду опровергать данное суждение, но считаю, что в школе изучают все предметы, в первую очередь, для того, чтобы человек смог определиться с выбором профессии. Например, если ученику нравится математика и физика, то ему стоит поступить на инженера. Можно привести ещё массу примеров. Есть школы, в которых ведется углубленное изучение, скажем, английского языка. Я уверен, что именно такие заведения позволяют школьнику раскрыться в полной мере. Но далеко не все способные ученики поступают в такие школы и, соответственно, не совершенствуются в нужном направлении. Скорее всего, здесь виновата не система образования, а сами школьники, которые не используют свои шансы. Но не будем останавливаться на этом. Ниже вы прочитаете, какие недостатки имеет, на мой взгляд, каждый российский колледж и вуз, а также мои размышления о том, как можно было их исправить.

Во время моего обучения в колледже было множество ненужных дисциплин. Кто-то скажет, что эти дисциплины предназначены для "общего развития". Но абитуриенты поступают для того, чтобы овладеть выбранной специальностью, а не ради "общего развития". И вообще я считаю, что человек должен добровольно изучать дисциплины, не связанные с профессией. Если ему интересна, допустим, философия или история, то пусть он её дополнительно изучает. Но в нашей стране всё происходит из-под палки. В итоге студенты в буквальном смысле спят на парах. Поэтому я смело могу сказать, что в этом плане российское образование неэффективно. Время, потраченное на изучение лишних предметов, можно было использовать на изучение профильных дисциплин. Таким образом, образование было бы качественнее, а студенты имели более расширенные знания в своей профессии.

Отмечу, что в западных университетах студентам предлагают свободный выбор предметов. Это очень правильное и обоснованное решение. Во-первых, студенты получают удовольствие от учебы, поскольку сами выбирают предметы, которые хотят изучать. Во-вторых, они приобретают хотя бы какие-то дополнительные знания. То есть становятся разносторонними людьми. Но в наших вузах ничего подобного нет. Студенты не получают знаний по непрофильным дисциплинам, а если получают, то очень скоро забывают, поскольку эти дисциплины им в большинстве случаев не интересны.

Также я хочу поделиться своим воспоминанием. На 4 курсе перед квалификационным экзаменом я показал свою презентацию учительнице информатики. Просматривая презентацию, она остановилась на слайде, где был изображен лещ. И тут состоялся наш небольшой диалог.
"Что это за рыба?" — спросила она.
"Это лещ." — ответил я.
"Надо было написать, что это лещ. Я же не знаю." — попросила учительница.
На мой взгляд, это был вполне разумный вопрос. Она же учительница информатики. Казалось, зачем ей это знать? Разве знания, которые не относятся к профессии, помогут стать первоклассным специалистом? Как вы видите, нет. Следовательно, лишние предметы, которые заставляют изучать в колледже или вузе, не пригодятся на рабочем месте. Пользуясь случаем, приведу в качестве подтверждения цитату Л.Н.Толстого : "Не надо знать многое, надо знать нужное."

В заключение хочу обратиться к читателю. Читатель, вы никогда не задумывались, какое невообразимое количество знаний приобретает человек в течение жизни? Источником знаний является не только учебное заведение, но и телевизор, книги, интернет и т.д. Главный вопрос, который я поставил сегодня : полезны ли знания? Прочитав статью, каждый сделает свои выводы. На эту тему можно ещё долго дискутировать, но я ограничусь написанным, так как изложил свои мысли.