"Я ничего не понимаю в искусстве!"

"Я ничего не понимаю в искусстве!" Рембрандт, История искусств, Искусство, Мысли, Медиация, Искусствоведение, Длиннопост

..так говорят очень многие люди, и делятся они на две группы: одни восклицают с раздражением и очевидным пожеланием к тому, чтобы их не донимали какими-то абстрактными материями; вторые же скромно проговаривают эту фразу с грустным сожалением из-за желания, но неспособности поддержать диалог на тему. Только вот кто сказал, что надо поддерживать диалог? А если надо, то с кем же его поддерживать? Со "знающим человеком"? А если хочется просто смотреть на картину и не чувствовать себя напряжённым, ущемлённым, что если хочется наслаждаться искусством и не думать о том, что кто-то скажет "эка деревня, Рембрандта тут с умным видом рассматривает!". Самый большой прикол в данной ситуации состоит в том, что и самому Рембрандту и его картинам, тем более, - глубоко наплевать, как, кто и зачем смотрит на них, они уже и в оценках-то не нуждаются (на заметку: то искусство, которое не нуждается в оценках и есть великое искусство, всё очень просто). Это человек, смотрящий на произведения искусства, нуждается в них - не наоборот. И нуждается, зачастую, гораздо сильнее, чем сам может себе представить.

Темой исследований и одновременно самым болезненным для меня вопросом является восприятие искусства «далёкими от него людьми» и отношение «знающих и погружённых в культуру» к этим самым «далёким». Со «знающими» эту тему поднимать страшно, с «далёкими» - грустно, и вот почему: «знающие», в своём абсолютном большинстве, заявляют - "нечего слонов в посудную лавку пускать, мы объяснять ничего не обязаны", а "далёкие", как вы уже поняли, и подступиться-то боятся. Вот и получается какой-то гигантский и очень несправедливый разрыв между двумя непересекающимися группами людей, которые вообще-то были бы друг другу очень полезны.

Хорошо, что существует арт-медиация. Хорошо, когда арт-медиатор является настощим проводником, который не просто познакомит зрителя, даже и очень "далёкого", с произведением искусства, но и создаёт для зрителя возможность расслабиться и перестать чувствовать себя никчёмным перед полотнами великих художников, эти полотна так-то сами в себе не несут ни крупицы высокомерия, а как раз наоборот - призваны помогать людям знакомиться с самими собой, исследовать новое и разбираться в своих эмоциях.

Словом, хорошо быть арт-медиатором. А про "знающих" мы ещё позже поговорим, как и о других сторонах данной темы!

"Я ничего не понимаю в искусстве!" Рембрандт, История искусств, Искусство, Мысли, Медиация, Искусствоведение, Длиннопост

"Три дерева", офорт Рембрандта Харменса ван Рейна, 1643 год.