29

Взято из семейного архива. Часть 1

Эта маленькая настоящая история написана моей прабабушкой Галей для потомков в уже преклонном возрасте. Большие правки в тест не вносил.

Всё началось в УССР, Луганская область, г. Старобельск. 1941 год.

****

Было еще лето, но вечера были прохладные. С наступлением темноты самолеты устремлялись на запад – наводили ужас. Муж еще был дома, и мы решили в последний раз сходить в кино. Шла картина «Моя любовь».

Радио надрывалось «и кто его знает на что намекает», но было тревожно. Придя, домой взялись за работу, копали погреб. К утру яма была готова, на следующий день целиком занялись устройством жилья, муж в погребе сделал полки, чтобы все четверо детей могли спать. Заготовили пищу, воду.

А фронт приближался быстро. Муж ушёл на фронт. Через неделю пришли немцы без боя, но через несколько дней стали отступать. Фронт стал менее чем через километр. Потом квартира очутилась на линии фронта, пришлось сидеть в погребе с детьми. Ежеминутно ожидала что мина попадет в погреб, но они ложились как по заказу вокруг, только одна попала в квартиру, воздухом подняло крышку, нас ослепило, потом крышка стала на место. А вскоре подошёл боец и спросил живы ли мы. Дали воды, так просидели 10 дней. И когда кончилась перестрелка ночью вылезла из погреба. Было лунно, всё осмотрела, в квартире не было ни одного целого окна. Мина, попавшая в квартиру, перебила посуду, разрушила стены. Пошла в центр совхоза, попросила женщин помочь перенести детей. Взяли троих, четвертого не было дома, а я была беременна, ждала пятого ребенка.

В свете луны думала за стенкой стоит какое-то орудие, но это был мертвый боец. Ноги и руки были подняты вверх, он закостенел и я в ужасе отшатнулась.

Переехала в центр к людям, теперь была не одна. Тут был штаб, а в другой комнате хозяйка с детьми и ещё одна женщина. Постелила на полу, уложила детей, и сама прилегла. Почувствовала через пол так дует что окоченела, тогда стала детей переворачивать через каждые 3-5 минут, чтобы не простудились.

На утро стали приносить новости, что немцы совсем надолго. Соседнего мальчика убило и собаки растаскали трупик. Еще убило двух девочек, нескольких человек ранило. Приносили документы убитых, составляли похоронки, при чём кроме всех данных о погибших проставляли в списках «раскулачен».

Наконец можно было вернуться домой. Кое как отремонтировала окна и двери, натаскала песку и перенесла детей.

Вышла на крыльцо, шли кто ранен, кто нёс убитых детей, плач, крик. А вблизи стоял поезд, привезли раненых или здесь уже раненых грузили. Крик, плачь и тут я заплакала не за себя.

А тут еще сынишка 12 лет пошёл к моему отцу за 60 км достать чего-нибудь. Отчаянный- мог пойти через фронт. Как же я обрадовалась, когда он явился живой, моя радость не имела границ.