Взаимоотношения индуистов и мусульман
Взаимоотношения между мусульманами и индуистами на территории полуострова Индостан всегда были сложными (здесь и далее будет иметься в виду две силы: мусульмане как представители монотеизма, и индуисты – представители многобожья), но прежде чем поговорить об этом, надо дать краткую характеристику обоим сторонам. Следует отметить, что исламский Халифат периода Омейядов и Аббасидов очень и очень и очень малую часть времени являлся единой силой, движимой волей одного властителя, такие периоды имели место быть, но длились недолго, а большую же часть своей бурной жизни Халифат сотрясали гражданские войны, сменяющиеся непрочными союзами между каким -нибудь Аббасидом и провинциальными князьями, плюс имела место постоянная грызня между шиитами и суннитами. Нестабильности добавлял и тот факт, что по Ближнему Востоку шастали кочевники, разрушавшие все, что только можно и особенно то, что нельзя, либо же оседавшие на местности и постепенно подминавшие под себя Халифат, как это произошло с сельджуками. В общем, если резюмировать, то Халифат – это не монолит, ведомый кормчим к светлому будущему, а сумма деталей, очень хрупких и постоянно выходивших из строя. Поэтому, на индуистов нападала не какая-то единая армия Халифата, а отдельные провинциальные властители, т.е. у Халифата никогда не было какого-то мегаплана по обисламливанию Индостана, но полуостров в те годы походил на сборище брошенных друг на друга шестеренок – никакого единства, и поэтому местным выше крыши хватало тех мусульман, которые к ним приходили.
Ислам начал вторгаться в Индию в 7 веке, так как, наступление на Индию обычно велось малыми силами, то вера Пророка укреплялась в Индии неторопливо, в виде многочисленных султанатов, ведь даже когда завоевания осуществлял могучий полководец, в один миг захватывавший обширные земли, то его дети чаще всего профукивали все полимеры и царство распадалось. Столетие за столетием границы мусульманских царств продвигались на юг Индостана, пока не дошли до реки Кришна за которой не то, чтобы цвело и пучилось от богатств, но существовало достаточно долго и сносно чисто индуистское царство – Виджаянагар, лишь в 17 веке мусульмане более-менее навтыкали местным и либо взяли их под себя, либо сделали вассалами.
Из-за того, что никакого генплана по захвату Индостана у мусульман не имелось, только в начале 16 века они образовали на полуострове стабильную, единую империю – империю Моголов (во многом товарищи Моголы пришли уже на подготовленную для них почву, которую унаваживали афганские и персидские завоеватели – раздробленные султанаты на Севере Индии ждали сильной руки и пассионарного пинка). И вот тут, нагляднее всего проявились качелеобразные отношения мусульман с индуистами, например, самый –самый великий могольский император Акбар (годы правления 1556-1605) был терпим к язычника-индуистам и не стремился навязывать исламскую веру всем подряд, а вот некоторые его потомки наоборот, очень сильно не переваривали индуизм и любыми средствами пытались обратить индуистов в ислам. При этом, за все годы существования Могольской империи, и ее предыдущих вариаций, мусульмане не проводили геноцид язычников, да, жестоких походов имелось сколько угодно, но ни один исламский правитель никогда не ставил себе цель из серии: либо я их всех обрежу, либо перережу. Даже вот в этой антимусульманской статье https://organiser.org/2021/05/21/24101/bharat/invasions-plunders-loot-and-cultural-disintegration-the-chronology-of-islams-800-year-old-rule-over-india/ , где справедливо упоминаются многочисленные мусульманские преступления по отношению к индуистам, единобожникам не смогли пришить желание уничтожить всех индуистов.
Надо отметить, что ислам не всегда распространялся при помощи пенделей и мечей, многие индуисты из низших каст охотно переходили в мусульманство, так как, в какой-то момент жизни они начинали уставать от того, что почти все индуисты держат их за грязь и быдло, не заслуживающее даже толики уважения, тогда как, бородатые муллы заверяли их в том, что все одинаковы перед лицом Аллаха и что в мусульманской общине все равны. Естественно все было не так просто, как обещали муллы и в исламском общества были свои богаты и бедные, свои белые и синие воротнички, но тем не менее, такой лютой дичи как неприкасаемые у мусульман не водилось и этот факт обеспечивал (и обеспечивает) мусульманам стабильный приток перебежчиков из индуизма.
Эпоха господства мусульман на полуострове Индостан закончилась с приходом колонизаторов, и когда британцы отпинали французов, более-менее надежно прибрали Индию к рукам и освоились, то, сначала они делали ставку на индусов, и формировали свою колониальную армию в основном из них. Но после того, как во время мятежа 1857 г. местные войска проявили по отношению к колонизаторам черную неблагодарность и попытались их всех перерезать, британцы переориентировались на мусульман: стали набирать армию на территории нынешнего Пакистана из мусульман и сикхов. Это являлось частью обычной британской политики «разделяй и властвуй» и такими методами они лишь усложняли и без того головоломные взаимоотношения между индуистами и мусульманами, делая невпихуемое еще более невпихуемым, однако нельзя забывать, что британцы пришли на готовый костерок, в котором горели более чем тысячелетние обиды представителей двух религий. (Впрочем, не все было так безнадежно, ибо на полуострове постоянно возникали попытки примирить религии и создать единую веру, которая бы подходила и для мусульман, и для индуистов, наиболее ярким (но, вряд ли успешным) стал опыт сикхизма являвшимся синтезом индуизма и ислама).
Однако же, и от англичан Индостану была польза , ведь благодаря тому, что они обучали местных (иронично, что британцы сами обучили своих могильщиков, ведь будущие лидеры индийской революции: Джинна, Неру, Ганди являлись адвокатами, учившимися в Англии), вместе с науками британцы дали им (местным) понимание нации и поспособствовали появлению современных Индии, Бангладеш и Пакистана, ведь до определенного момента жители полуострова не рассматривали себя как единую нацию, а смотрели на себя как на множество народов (впрочем, эта позиция жива в Индии до сих пор). С мусульманами оказалось сложнее, так как исламская вера объединяла людей разных народностей полуострова Индостан, но и они смогли сплотиться в нацию на территориальных принципах, ибо большая часть мусульман проживала достаточно компактно: на севере – будущий Пакистан и на востоке - в Бенгалии (нынешний Бангладеш и индийский штат Западная Бенгалия).
После того, как индуисты и мусульмане вобрали в себя идею нации все стало хуже, так как, с появлением в 20 веке многочисленных национально-освободительных движений мусульманского и индийского толка межкоммунальные свары в Индии превратились из вполне бытовых конфликтов (пусть даже иногда кровавых) в натуральные попытки геноцида: отныне мусульмане и индуисты не желали бороться за кусок пирога, теперь каждая сторона хотела захапать весь пирог и кроме того, страстно желала, дабы другая сторона дружно и быстренько сдохла.
И если в течение 1300 лет обе стороны более-менее терпели друг друга и одна сторона относилась к другой как к неизбежному злу, с которым надо смириться и жить дальше, то этот национальный импульс в конце концов сделал представителей двух религий непримиримыми врагами, а последующее разделение Индии на Индию и Пакистан (Западный- ныне Пакистан и Восточный Пакистан – ныне Бангладеш) кристаллизовало напряжение между религиями.
И отдельно надо остановиться на отношениях между индуистами и мусульманами в современной Индии.
Благодаря европейским учениям о нации индуисты в конце 19 века осознали, что мусульмане живущие среди них, это не часть их общины, пусть и неправильно мыслящая и верующая, но часть, а нечто неправильно, что нужно либо исправить, либо – уничтожить. Поэтому индуисты запустили движение под названием Шуддхи (Shuddhi ) должное перековать мусульман в индуистов. Мусульманам это не сильно понравилось и в 1920-х года в центре махрового салафизма – Девабанд, возникла мусульманская организация Таблиги Джамаат*. Цели перед собой она ставила достаточно мирные: прозелитизм исключительно в мусульманской общине, дабы возродить и укрепить веру среди слабых духом. Сейчас, спустя сто лет колесо Сансары совершило очередной оборот и все началось заново: 22 января 2024 года на месте мечети в городе Айодхья снесенной индуистами в 1992 году (для индуистов это знаковое место, ибо согласно таблоидам, там родился бог Рама) было начато строительство индуистского храма в честь бога Рамы. Данное строительство — это новое, глобальное наступление индуистов на мусульман, до сих пор проживающих в Индии. Естественно такая таранная индуизация не может понравиться 200 миллионному мусульманскому населению, живущему в Индии (цифра в 200 млн во многом условна), но индуистов это не волнует, они твердо нацелены на перековку всего живого в Индии по своим шаблонам. Строя индуистский храм на месте мечети, они берут реванш у мусульман, возвращают на индийскую землю исконную веру – индуизм. Однако, проводя такую политику индуисты грозят вызвать не очередную реинкарнация Таблиги Джамаат* , а нечто более паскудное, ведь они фактически дают в руки ребятам из «Аль-Каиды»* и ИГИЛ* факел, которым те могут поджечь Индию. Нет, естественно это факел подожжет Индию в отдаленной перспективе, но пакля для него заготавливается именно сейчас.
(Этих индуистов ведет нынешняя индийская власть: премьер -министр Моди, он происходит из штата Гуджарат, с молодых лет присоединился к индуистам-националистам , чьи убеждения лучше всего охарактеризовать так: «Индуизируем Индию в течение пятилетки за четыре года» и последовательно строил политическую карьеру как убежденный индуист-националист крайне агрессивного толка. В конце концов его сказочка завершилась хорошо: он возглавил националистическую «Индийскую народную партию», которая правит страной с 2014 г.).
Такие действия властей говорят о том, что правительство Моди отбросило в сторону наследие Ганди, который будучи глубоко верующим индуистом, тем не менее отлично понимал, что ахиллесова пята страны — это ее многоконфессиональное и многонациональное население, которое случись что, легко может порвать страну как Тузик грелку, и поэтому он всегда выступал против жесткого навязывания индуизма людям других верований. По его мнению, индийское общество тысячи лет успешно училось сосуществовать и если оно продолжит в таком же духе и дальше, то неизбежно выработает идеальный способ гармоничного общежития людей разных религий и этносов (Ганди являлся большим идеалистом). Тогда как любая попытка навязать веру, по мнению Ганди, обрушит страну в пучину войны и в итоге уничтожит ее.
Но, его потомки и единоверцы исходят из своих взглядов, правящие индуисты- националисты преследуют вполне ясные и конкретные цели: прессуя мусульман и буквально заколачивая не хиндустанцев в рамки, заданные хиндустанскими верованиями они заботятся о своей стране, ведь Индия - лоскутное одеяло с десятками больших народов и языков, и если не сплотить их вокруг хиндустанского этноса, а еще лучше – растворить в нем , то рано или поздно эта мультикультурность имеет шанс кончиться для страны очень плохо , а крайне агрессивное наступление на мусульман при помощи веры и культуры, имеет вполне прагматичные цели: хиндустанцы стремятся уменьшить количество мусульман, что в перспективе уменьшает угрозу хиндустанскому этносу и целостности страны. Другое дело, что Индия может кончить очень плохо как раз из-за вот этой принудительной идуизации и попыток вобрать в хиндустанский этнос все прочие нарды и религии. Но, тут время покажет кто прав: нынешние власти или Ганди.
*-группировки запрещенные в РФ за терроризм
Автор: ТГ-канал «Персидский Залив и Азия» https://t.me/AsiaNearEast
Ссылки по теме:
О Виджаянагарской империи
О первых мусульманских завоеваниях Индии (с 7 по 12 века)
Об афганских правителях Северной Индии (13-16 вв)
О наступлении индуистских националистов на мусульман Индии.
О народах проживающих в Индии.
О колониальной армии
О движение Шуддхи.
О строительстве индуисткого храма на месте мечети в Айодхье.