Выбор источника звука для Fostex T40RP Mk3. Борьба за звук. Часть 2

Выбор источника звука для Fostex T40RP Mk3. Борьба за звук. Часть 2 Звук, Электроника, Наушники, Усилитель звука, Звуковая карта, Длиннопост

Введение

Доброго дня!

Решил выделить денек и продолжить описание моего пути к «тому самому» звуку. С момента написания первой части произошло очень много изменений, но, что главное, добившись определенного результата, я стал полностью им удовлетворен и вносить какие-либо изменения в тракт больше не хочется.

Описывать все изменения я буду в двух частях во все том же формате, где я на практике пробую те или иные изменения, делая выводы исключительно ушами. Никакой изначальной базы я не делал, так как вся информация по аудиофильскому вопросу – это споры на форумах, видео и текстовые статьи от простых смертных аудиофилов, где нет единого мнения примерно никогда. Поэтому я для себя определил, что вся эта тема про звук и звуковое оборудование – чистейшая субъективщина и вкусовщина, и пробираться через эти джунгли каждому придется самому.

Что изменилось?

В первой части речь шла о первых опытах модификации наушников Fostex T40 Mk3. Была куплена не совсем удачная звуковая карта для данного устройства, а именно Creative SoundBlaster G6. Также была попытка поэкспериментировать с форматом DSD, в следствие чего пришлось перейти на плеер foobar2000 и провести его настройку. По итогу конструкция наушников претерпела изменения. Была проведена звукоизоляция внутренней поверхности чашек, поклейка более массивного демпфера для динамика, а также штатные амбушюры пошли под нож и были заменены на универсальные, купленные на одном из маркетплейсов.

Новые амбушюры

Новые амбушюры, как я писал в прошлой статье, устранили многие недостатки звучания, сделав звук более «попсовым», расстояние от изодинамического излучателя до ушного канала увеличилось. Все резонаторные отверстия были перекрыты тонким слоем дермантина амбушюр, что устранило множество, накладывающийся друг на друга звуковых отражений.

Однако, высокие частоты несколько ушли на задний план, а бас вышел на передовую и стал гораздо более отчетливым. Мелкие нюансы и шероховатости звучания пропали, это не так сильно меня тревожило, как искажения от отражений, поэтому какое-то время я ничего не менял.

Тем не менее, мне удалось найти продавца из Китая, который продает амбушюры именно под данную линейку Fostex. На выбор ассортимент примерно с десяток различных моделей, которые отличаются не только цветом и размером, но и материалами, из которых изготовлены. Тут вам и перфорированная искусственная кожа, и велюр, выбирай на свой вкус и слух.

Выбор пал на белые амбушюры из тонкой искусственной кожи (я не уверен на счет материала, но все же сомневаюсь, что за такие деньги можно получить изделие из натуральной кожи). Сразу обратил внимание на то, как тяжело их установить на место. Справившись с задачей, погонял некоторые треки, дабы понять, что изменилось. В общих чертах, получилось нечто среднее, между предыдущим вариантом и заводскими амбушюрами. Звучание как с завода, но посадка максимально мягкая и удобная. Дискомфорта при ношении нет.

И так как, я сменил стандартные амбушюры именно из-за паразитных резонансов, отложил белоснежную обновку до лучших времен и перешел к самой большому звуковому апгрейду в моей жизни.

Выбор ЦАП и усилителя

Изначально было понятно, что покупка универсального и довольно портативного решения в качестве источника звука такого, как Creative SoundBlaster G6 не совсем подходит для задачи стационарного использования с планарными наушниками. Поэтому, уехав на работу, я начал плавить себе мозг изучением мат. части, штудированием обзоров, форумов и комментариев владельцев различного рода стационарных ЦАП, а также просмотрел доски объявлений и все возможные маркетплейсы на предмет возможности купить тот или иной вариант, параллельно намекая жене, что очень люблю делать ей массаж.

Несмотря на соблазны, я отказался от покупки поддержанного оборудования, т.к. все варианты были из других городов. Послушать перед покупкой я их не мог, равно как и проверить их работоспособность, а ехать куда-то под Новый Год желания не было. Было решено приобрести новое устройство, а в связи с недавними геополитическими событиями, приобрести его можно было исключительно из Китая. Не смотря на противоречивые отзывы о производителе, выбор пал на фирму S.M.S.L. Как ни странно, зарубежные обзоры очень хвалят их продукцию, тогда как на территории СНГ мнения полярные.

S.M.S.L. DO300

В качестве ЦАП был выбран S.M.S.L. DO300, как один из лучших вариантов за свои деньги с передовым на момент выхода чипом ESS ES9039 MS PRO. Китайский бренд славится своей нейтральностью, все в один голос заявляют, что никак украшательств звучания нет и звук на выходе первозданного качества. Так оно и есть, звук практически не изменился по своей структуре и частотам, но в звучании появилось еще больше деталей, звук просто рассыпался на составляющие, идеально дополняющие друг друга, а не звучал как что-то монолитное. Восторга не произошло, но это не плохо, учитывая, что я не пожалел несколько десятков тысяч рублей на это устройство, я полностью доволен его качеством.

Немного о самом устройстве. Корпус выполнен из обработанного на ЧПУ металла с матовой поверхностью, имеются все существующие разъемы на вход и выход, может работать в балансном и небалансном режиме. Может в аппаратное DSD512 и MQA, PCM в режиме 32bit/768kH, конечно, только USB, при другом типе подключения, потолок DO300 может опуститься. Имеется сертификат Hi-Res Audio по проводу и Hi-Res Audio Wireless по Bluetooth благодаря поддержке огромного числа кодеков беспроводного звучания вплоть до LDAC. На передней панели S.M.S.L. DO300 небольшой IPS-дисплей и регулятор громкости, который служит и для навигации в меню в том числе.

Программное обеспечения девайса для меня стало наиболее интересной фишкой. Вспомним про чистое не подкрашенное звучание S.M.S.L. и обнаруживаем в меню возможность выбрать окраску звука из десятка вариантов. Как по мне, это гениально. Можно не искать ЦАП с нужным звучанием, а просто самому его настроить. Также в меню можно выбрать различные фильтры PCM и DSD, настроить вход/выход сигнала, развернуть фазу в обратную сторону и много другое.

Особенностью является установленная по умолчанию громкость в –2dB, непонятно для чего. Также DO300 не начнет аппаратное декодирование DSD или MQA форматы пока громкость в Windows отлична от 100%, если покрутить ползунок плеера, то произойдет переход в режим декодирования PCM.

Три коробки

Данную главу можно пропустить, к теме она не относится, однако явно демонстрирует все риски покупки товаров за рубежом. Изначально был сделан логичный выбор заказать к S.M.S.L. DO300, созданный под него усилитель для наушников и идеально подходящий по дизайну S.M.S.L. HO200 Заказ был разделен на две доставки и устройства поступили с задержкой по времени. Первым должен был прийти именно усилитель HO200. На тот момент я еще находился на работе и распаковку проводила жена. Тогда меня насторожило, что мне пришел ЦАП вместо усилителя. «Должно быть, китаец перепутал наименование товара и вместо ЦАП мне придет усилитель» – подумал я. Но, когда мне пришел второй такой же ЦАП, недоумению не было предела. Я начал пытаться продать один на торговых площадках, параллельно пытаясь объяснить азиатскому другу, что усилитель отличный, но ЦАП я хочу вернуть, т.к. он мне не очень подошел. Конечно, ведь ЦАП стоит на 10 тысяч дороже. Так можно было еще и в плюсе остаться даже с учетом доставки EMS за свой счет.

Когда я приехал домой и начал смотреть, что же мне там пришло, я впал в ступор во второй раз. Это были два разных устройства, которые выглядят совершенно одинаково. Вместо усилителя пришел ЦАП/усилитель для колонок AO200 Mk.2, которому в моем тракте места не было ни коим образом. Тогда я написал продавцу, что он мне еще и усилитель не тот положил и вообще очень плохо работает с клиентами. Мне нельзя было выдать, что я хотел его «налюбить» с возвратом ЦАП. Я объяснил, что на момент доставки меня дома не было и проверить я не мог. Он сразу же предложил компенсацию, лишь бы я все оставил. Я решил, что прощу заплатить, чем переспорить китайца. Оставил все, что он мне прислал и получил разницу в цене обратно.

Выбор источника звука для Fostex T40RP Mk3. Борьба за звук. Часть 2 Звук, Электроника, Наушники, Усилитель звука, Звуковая карта, Длиннопост

Так я остался без усилителя и нужно было срочно что-то придумывать. Ждать месяц очередной доставки я не мог, решил прибегнуть к радикальному решению и купить в DNS усилитель для наушников того же производителя. Особого выбора там не было, была лишь модель из прошлых линеек S.M.S.L. SP400, которая стоила в два раза дороже HO200 из Китая, но девайс оказался просто нереально мощным. Так у меня дома появились, как говорит моя жена, «три коробки за сто тысяч».

S.M.S.L. SP400

Немного про сам усилитель. Сразу не понравилась глянцевая поверхность и зеленый логотип компании на верхнем торце, поэтому усилитель поселился аккурат под ЦАП, благо размеры полностью совпадают. В целом дизайн у устройств SP400 и DO300 совпадает, за исключением расположения регулятора громкости/элемента управления меню и положения экрана. Не понравилось и отсутствие кнопки включения/выключения, вместо этого нужно удерживать кнопку регулятора громкости. Также сам экран не IPS, а устаревший TN.

Выбор источника звука для Fostex T40RP Mk3. Борьба за звук. Часть 2 Звук, Электроника, Наушники, Усилитель звука, Звуковая карта, Длиннопост

Однако по компонентной базе тут полный фарш. Многие считают, что это первый настоящий THX-усилитель, а искажения устройства на столько малы, что у некоторых блогеров стенд для измерений едва мог их обнаружить. Потрясающая мощность 12 Вт на 16 Ом и 6 Вт на 32 Ом в балансном режиме, что сможет раскачать просто все наушники из существующих на этой планете.

Кабель

Для коммутации тракта необходимо было приобрести различные кабели, а т.к. изначально усилитель предполагался другой, то некоторые кабели оказались невостребованные, например, кабель с 2RCA на Jack 3.5мм. Именно при помощи такого кабеля я решил попробовать включить ЦАП в наушники напрямую. Это был кабель DAXX из посеребренной меди с двумя слоями экранирования за умеренно высокую цену длинной 1,5 м.

Выбор источника звука для Fostex T40RP Mk3. Борьба за звук. Часть 2 Звук, Электроника, Наушники, Усилитель звука, Звуковая карта, Длиннопост

Звук не просто изменился, он стал совершенно другим. Изменения настолько сильные, что вполне сравнимы с изменениями при замене источника звука. Звучание стало кристально чистым, более металлическим, каждый звук воспроизводился еще более отчетливо, низкие частоты также зазвучали более упруго. Мифы о незначительности кабеля в акустике разрушились для меня навсегда.

Так пришло понимание, что борьба за звук еще не окончена и впереди предстояли эксперименты с кабелями. Осознав это, я начал подозрительно смотреть на балансный XLR-выход усилителя, имея все те же чисто небалансные наушники Fostex T40 Mk.3.