Второй акт восстания декабристов

Декабрист Сергей Муравьев-Апостол не участвовал в выступлении на Сенатской площади, но уже после подавления восстания в Санкт-Петербурге возглавил мятеж Черниговского полка в Киевской губернии.

14 (26) декабря 1825 года в Санкт-Петербурге было подавлено восстание декабристов, организованное членами Северного тайного общества. Однако помимо Северного было еще и Южное общество, созданное в Киеве. В сентябре к нему присоединилось Общество объединенных славян, отличавшееся панславистскими взглядами.


Все декабристские группы контактировали между собой. Лидер Южного общества Павел Пестель собирался начать восстание своими силами после старта мятежа в Санкт-Петербурге. Он считал, что самодержавие можно свергнуть только в столице, а волнения в провинции хоть и необходимы, но сами по себе они не помешают Николаю I утвердиться на престоле. Междуцарствие, наступившее после смерти Александра I, однако, продолжалось, а вестей из Петербурга все еще не было. Пестелю так и не пришлось возглавить восстание на юге. Начальство вызвало полковника из Линьцов в Тульчин и 13 декабря [далее даты по старому стилю] арестовало его.


На следующий день произошли петербургские события. 24 декабря соратник Пестеля по Южному обществу Сергей Муравьев-Апостол узнал от сенатского курьера о восстании… и его провале. Планы декабристов рухнули, но для подполковника Муравьева-Апостола мало что изменилось — он и раньше считал, что восстание на юге можно поднять без оглядки на столицу.


Сергей Муравьев-Апостол

Второй акт восстания декабристов Декабристы, Малороссия, Государственный переворот, Провал, История, Российская империя, 19 век, Бунт, Длиннопост

Тем временем 25 декабря на бал командира Черниговского полка Густава Гебеля в Васильков (город неподалеку от Киева) прибыли жандармы. Они потребовали арестовать Муравьева. На его квартире прошел обыск. Сам подполковник находился в Житомире. Декабристы, узнавшие об обыске, поспешили опередить жандармов и предупредить Муравьева об облаве. Некоторые из этих офицеров были членами Общества объединенных славян. «Славяне» также последовательно выступали за восстание на юге, собираясь захватить Киев вне зависимости от последствий мятежа в Петербурге.


Член Южного общества Михаил Бестужев-Рюмин действительно обогнал жандармов и предупредил Сергея Муравьева, а также его брата Матвея о преследовании. Братья поспешили скрыться. 27 декабря они прибыли в деревню Трилесы. Там их совершенно случайно нашел полковник Гебель, который пошел на квартиру поручика Кузьмина с надеждой разузнать что-нибудь о Муравьевых. Декабристы были арестованы. Однако уже 29 числа их соратники Анастасий Кузьмин, Михаил Щепило, Иван Сухинов и Вениамин Соловьев с верным караулом освободили невольников и чуть не убили Гебеля (он получил 14 штыковых ран и выжил лишь чудом). Тем же утром началось открытое восстание.

Собрать верных солдат в те дни офицерам было нелегко. Полковой праздник совпал с рождеством — многие рядовые разошлись по своим деревням. Тем не менее, разрозненные отряды соединились в Василькове. Там подчиненных попытался образумить оставшийся лояльным властям майор Трухин: «когда он подошел поближе, его схватили Бестужев и Сухинов, которые, смеясь над его витийством, толкнули его в середину колонны. Мгновенно изчезло миролюбие солдат. Они бросились на ненавистного для них майора, сорвали с него эполеты, разорвали на нем в клочья мундир, осыпали его ругательствами, насмешками и, наконец, побоями». В руках восставших оказались полковые знамена и казна.


Гибельными для южных декабристов стали споры о дальнейших действиях. Сухинов, Щепило, Кузьмин и Соловьев считали необходимым быстрый марш-бросок на Киев с привлечением местного крестьянства и некоторых городских частей. Братья Муравьевы и Бестужев-Рюмин не соглашались, собираясь выжидать и надеясь на поддержку их выступления в соседних полках. Так подпоручик Александр Вадковский обещал поднять свой 17-й егерский полк в Белой Церкви. План провалился, мятежника арестовали при въезде на заставу.

Второй акт восстания декабристов Декабристы, Малороссия, Государственный переворот, Провал, История, Российская империя, 19 век, Бунт, Длиннопост

31 декабря мятежный полк почти весь в сборе покинул Васильков. Возобладал план Мураева — дождаться присоединения соседних полков (Алексопольского и Ахтырского). С этой целью восставшие направились в Мотовиловку. Однако там их никто не ждал. Тогда черниговцы отправились к Белой Церкви. Полк арестованного Вадковского к тому времени уже сняли с места и увели подальше от «зоны турбулентности». Когда стал ясен провал и этого плана, восставшие решили идти к Житомиру. Из-за зигзагов в пути их маршрут походил на «восьмерку» — отряд ходил кругами. Уже в Мотовиловке появились первые недовольные. Солдаты были деморализованы, бежали некоторые офицеры.


Около села Устимовки 3 января 1826 года Черниговский полк встретился с силами верного властям генерала Федора Гейсмара. В первом же бою бунтовщики потерпели поражение. Перед столкновением Муравьев верил, что солдаты Гейсмара перейдут на его сторону. Первые уверенные залпы рассеяли эту надежду. Щепило был убит, Кузьмин и еще один брат Муравьева Ипполит застрелились. Лидера восстания ранили в голову и вместе с другими декабристами арестовали. Мятеж Черниговского полка был подавлен.

Казненные декабристы

Второй акт восстания декабристов Декабристы, Малороссия, Государственный переворот, Провал, История, Российская империя, 19 век, Бунт, Длиннопост

Муравьева-Апостола и Бестужева-Рюмина вместе с Пестелем, Рылеевым и Каховским (два последних — члены Северного общества) казнили 13 июля 1826 года. Погибшие в январском бою были похоронены в общей могиле. Выжившие лишились чинов, а избежавших тяжелых ранений телесно наказали, пропустив через строй. Более 800 человек отправились рядовыми на Кавказ. Матвей Муравьев всю николаевское царствование провел в Сибири, в 1856 году дождался амнистии и, поселившись в Москве, несколько раз встречался с Львом Толстым, собиравшимся тогда писать роман о декабристах: «Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, возвращающийся в 56-м году в Россию с женой, сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России. <…> Тургеневу, которому я читал начало, понравились первые главы».

Источник : https://diletant.media/articles/37510567/