64

ВСЁ РАВНО ЕГО НЕ БРОШУ

ВСЁ РАВНО ЕГО НЕ БРОШУ…


Большинство владельцев компаний малого и среднего бизнеса рано или поздно сталкиваются с проблемами, связанными с так называемым «кризисом роста». Чаще всего такой кризис приходится на шестой-восьмой годы существования бизнеса. К этому времени жизненный цикл компании обычно подходит к стадии зрелости, и для придания нового импульса требуются нестандартные решения и немалые денежные средства. Кроме того, у самого владельца зачастую возникает синдром усталости от данного вида деятельности, взгляд «замыливается», пропадает былой запал.


Как справедливо полагают американские специалисты, небольшие и средние частные компании со временем перенимают черты своего хозяина, становятся похожими на него. И если вовремя принять мер по преодолению кризисных явлений, бизнес какое-то время может существовать скорее вопреки, чем благодаря действиям или бездействию первого лица. По моему опыту, стагнация таких компаний может продолжаться до двух лет, после чего начинаются необратимые изменения, ведущие к банкротству.


К сожалению, в нашей стране институт наёмных управляющих для небольших компаний не существует как класс. Главная причина заключается в том, что у владельца просто нет таких денег, чтобы удовлетворить материальные запросы квалифицированного антикризисного управленца, а за небольшие деньги согласится работать либо дилетант, либо «гребущий по себя» (а скорее, и тот, и другой в одном лице).

Если вы чувствуете, что через год-другой ваш бизнес исчерпает резервы роста и может стать обузой, самое время подумать о его продаже стратегическому инвестору. То, что успешная компания, ещё не достигшая пика развития, может быть продана по максимально возможной цене – доказанный на практике факт. Вовремя принятое решение, тщательная предпродажная подготовка и профессиональный подход к поиску покупателя гарантируют сохранение жизнеспособности бизнеса и получение справедливой премии за отданные родному делу силы и годы жизни.


В нашей стране основная масса предпринимателей довольно консервативна и готова «держаться» за свой бизнес, пока он приносит хоть какие-нибудь деньги. А вот славящиеся своим консерватизмом англичане в своё время поразили меня удивительной гибкостью подхода. Известное интернет-кафе «ТаймОнлайн», находящееся в ТРЦ «Охотный ряд», с момента открытия в 2000 году и до весны 2003 года принадлежало британским предпринимателям, вложившим в его развитие немалые средства. Когда оказалось, что преодоление вечно возникающих исконно российских проблем им не по плечу, кафе было продано за сумму, в три раза меньшую вложенных затрат. Мотивация продавца (в вольном перевод с английского): «Родную лошадь легче пристрелить, чем смотреть, как она мучается». Как оказалось, риск неудачи проекта с интернет-кафе изначально был осознанным, так как компенсировался высокими доходами от других направлений бизнеса, в частности, в той же российской нефтянке…


Не имеющий возможности диверсифицировать вложения российский предприниматель подвержен двойному риску. Не приняв вовремя решения о продаже компании, он через некоторое время может оказаться и без бизнеса, и без денег. Для объяснения таких ситуаций даже придуман термин «синдром раскаяния продавца». Справедливо предполагается, что при принятии решения о продаже компании её владелец испытывает противоречивые чувства, сходные с теми, которые испытывают родители взрослых детей. С одной стороны, пора бы детям поскорее начать самостоятельную жизнь, с другой стороны – до слёз жаль расставаться, хочется, чтобы они поселились в соседнем доме и почаще приходили в гости.


К счастью, есть примеры успешного преодоления этого синдрома. Во-первых, среди заинтересовавшихся вашим бизнесом потенциальных покупателей обязательно найдётся тот, в котором вы разглядите именно преемника, которому можно доверить судьбу своего детища, предложить помощь в переходный период и даже посопровождать ведение дел какое-то время после совершения сделки. Если вы являетесь носителем сокровенного знания, которое невозможно передать, но в которое можно посвятить, ничто не мешает остаться на должности советника генерального директора с приличным окладом на продолжительное время. Один из моих клиентов даже готов отдать такому «посвящению» до четырёх лет.

ВСЁ РАВНО ЕГО НЕ БРОШУ Бизнес, Покупка бизнеса, Оценка бизнеса, Длиннопост

Дубликаты не найдены

+4

не знаю... Через 6-8 лет я вышел не на кризис, а как раз на пик продаж. И, как мне кажется, все кризисы, выпадавшие на долю моего предприятия, связаны не столько с личностью владельца, сколько с общей конъюнктурой рынка. Если доллар подлетел почти в два раза, а покупательская способность населения все ниже, причем же тут моя скромная персона?

раскрыть ветку 6
+6
Просто ты работал, а не читал умных книг Ицхака Кальдерона Адизеса
+1

Почитайте внимательно. Я пишу как раз о выходе компании на пик доходности, Дословно: "К этому времени жизненный цикл компании обычно подходит к стадии зрелости". Имеется в виду явление, называемом "кризисом роста" Когда для дальнейшего роста нужны не только деньги, но и новые люди, новые идеи, новое качество управления и много ещё чего. Как известно, пропасть невозможно перепрыгнуть в два шага,поэтому на этом этапе нужен стратегический или финансовый инвестор.

раскрыть ветку 4
+2

опять поспорю, можно? На пике продаж у компании как раз появляются собственные свободные средства, то есть, она и может выступить в качестве инвестора сама для себя. Затыка, если и происходит, в другом. Местный рынок конечен. Поэтому (не важно, чем вы занимаетесь - торговлей, производством, услугами), наполнив его, вы встаете перед выбором - или оставить все как есть (а после стагнации неизбежно пойдет рецессия), или искать новые рынки (открывать филиалы - ооочень рискованная штука, вы не один ж такой умный), или открывать параллельный бизнес.

раскрыть ветку 2
0

Почему   семь лет?  Психологи считают, что это так называемый "порог усталости" владельца, недаром в браке это считается критическим сроком. В бизнесе же этот порог может наступить значительно позже,и через 15-20 лет. Я, к примеру, владел бизнесом в 90-е годы почти восемь лет, пока понял - что оптовая торговля - это не моё, а компания с оставшимися партёрами долго на протянет. Так и получилось

+2

Большинство владельцев малого бизнеса сталкиваются не с кризисом роста, а с нестабильностью продаж и низкой маржинальностью. Какие еще нафиг вложения, когда приходится жить на 13 тыщ минимальной зарплаты.

раскрыть ветку 1
+2

На эту тему у меня тоже есть публикации. Например, предыдущая

+2
...потому что хуй в горошек.
раскрыть ветку 1
0

Не в, а с. В горошек могут быть только трусы

+1

То, что большая часть предприятий начинает загибаться через 7-8 лет, я давно заметил. Правда по большей части эти проблемы возникают из-за разборок между учредителями, которые начинают "делить" стабильный бизнес. Редко кто может разойтись спокойно. Этого насмотрелся в формате жалоб достаточно.

Но в самом посте все написано настолько поверхностно, что даже чувства недосказанности и интриги не возникает. Как-то однобоко.

Не мой взгляд первоначально следует все же разруливать проблемы, а продать можно всегда. Тем более сейчас рынок махинаций потребляет достаточное количество предприятий с положительной историей.

Кстати, последний, кто обсуждал со мной такую проблему, установил "управляющему", своему проверенному заму, зарплату раза в 3 большую средней по региону.

Но за полтора года этот зам разворовал контру и развалил отлаженный механизм работы. Человек потом года два все восстанавливал.

раскрыть ветку 8
0

Приведённый текст - отрывок из моей статьи для газеты "Ведомости аж 2007 г. Этим постом я хотел только обозначить проблему. Следите за публикациями. Посмотрите мой архив, там много на тему раздрая между учредителями.

раскрыть ветку 7
+3

Однако теоретической "воды" в статьях для развлекательного сайта многовато. Можно все это ужать до одного абзаца и пары тройки реальных примеров?

Как практику такой формат был бы более интересен.

раскрыть ветку 4
+2

Уважаемый, мы не научном сайте и не на профильных каналах. Если есть взаимосвязанные статьи, стоит прицепить ссылку, дабы другом не копаться в куче постов, выискивая зерно истины по предмету данного.

раскрыть ветку 1
0
Заумно, но поздно! Общие фразы устарели, да и примеры из того же времени! Бизнес он либо есть, либо его нет! Чаще нет, тк все живут либо с бюджета, либо воруют.... Люди- мелочь пузатая, нужны только для балласта, поматросил и бросил. Еще можно приплести психологию и философию!
0
Полезно!
0
Спасибо, было полезно
раскрыть ветку 2
0

Чем?

раскрыть ветку 1
+1

Ничем. Это был сарказм.

0

Купить бизнес в России...

Иллюстрация к комментарию
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: