Вскрытие тела как представление. Медицина XVII столетие

Устройство человеческого тела интересовало людей со времен античности. Во многих странах первые попытки исследования внутренних органов расценивались как преступления. Врачевателей, отважившихся на вскрытие оболочки умерших людей, подвергали преследованиям и казням.
Отцом анатомии по праву считается Мондино де Луцци, выходец из аптекарской семьи в итальянской Болонье. Будучи универсальным ученым, он создал первый трактат о внутренних органах человека. Однако, как и все первопроходцы, де Луцци ошибочно утверждал, что части тела выстроены в определенной иерархии, поэтому вскрытие лучше начинать с брюшины. Органы малого таза и брюшной полости анатом считал «менее интересными», чем содержимое грудины и черепной коробки.В анатомические театры были вхожи не только молодые врачеватели, но и все интересующиеся. Помещения, где проводились вскрытия в XVII столетии, по форме напоминали амфитеатры Древней Греции и Древнего Рима. В центре располагался стол, куда выкладывалось тело умершего человека или животного. «Сцена» была окружена лавочками, куда усаживались зрители. Залы драпировались ярко-красными тканями для поддержания соответствующей атмосферы.
На иллюстрациях, дошедших до наших дней, изображены студенты, которые окружили учителя и ведут записи по ходу вскрытия. У некоторых в руках плакаты с латинским выражением Memento Mori, что переводится как «Помни о смерти».Публичный интерес к анатомии начал развиваться в Европе с появления первого здания для патологоанатомов в итальянской Падуе в 1594 году. С приходом XVII столетия в голландском Лейдене был открыт большой анатомический театр, который посещали многие европейцы.
Петр I испытывал неподдельный интерес к подобным экспериментам. Существуют множественные свидетельства личного участия российского императора в процессе вскрытий. Благодаря ему в Санкт-Петербург был приглашен Фредерик Рюйш, проводивший исследования в Лейдене, для работы над анатомической коллекцией знаменитой Кунсткамеры.
Состоятельные путешественники по Европе старались посетить Венецию и Голландию, чтобы лично присутствовать на вскрытии, воспринимая анатомический театр в качестве некой достопримечательности.
Нередко вскрытие некоторых тел занимало несколько дней подряд. Один билет на посещение превращался в абонемент. Согласно утверждениям Мондино де Луцци, медики вскрывали брюшную полость, а затем подбирались в грудной клетке. В последнюю очередь делалась трепанация черепа. Меньший интерес у зрительской аудитории вызывала демонстрация костей и связочно-сухожильного аппарата.
На стоимость билета в анатомичку оказывал влияние пол подопытного. Вскрытие женского тела стоило значительно дороже мужского. Постепенно для изучения внутренних органов человека анатомички получали трупы казненных преступников и бездомных бедняков. Часто родственники умершего устраивали дежурства у стен больницы, чтобы тело не было украдено для публичного вскрытия с целью получения денег от любопытных зевак, покупающих билеты в анатомичку.
Как еще развивалась медицина в XVII столетии, читайте здесь, здесь и здесь.

Вскрытие тела как представление. Медицина XVII столетие Медицина, История, Вскрытие, Анатомический театр, Средневековье, 17 век, Длиннопост
Вскрытие тела как представление. Медицина XVII столетие Медицина, История, Вскрытие, Анатомический театр, Средневековье, 17 век, Длиннопост
Вскрытие тела как представление. Медицина XVII столетие Медицина, История, Вскрытие, Анатомический театр, Средневековье, 17 век, Длиннопост