Всех построили

Когда-нибудь в недалёком будущем в учебниках по архитектуре наверняка появится целый раздел, посвящённый зарождению нового стиля в строительстве.

Главными элементами этого стиля назовут неповторимый синтез жадности, наглости и пофигизма. Основными его чертами - захват прилегающих территорий, срыв сроков строительства, отсутствие парковок и подъездных путей.

И родиной этой красоты вполне заслуженно могут признать Краснодар.

Один из самых динамично развивающихся региональных центров России, лидер по привлечению инвестиций, лучший город для ведения бизнеса, бла-бла-бла...

Самое смешное, что все эти напыщенные звания — чистая правда. Вести в нашем городе бизнес, особенно строительный, — сплошное удовольствие. Особенно для некоторых.

Предположим, вы хотите в самом сердце Краснодара, буквально в двух шагах от мэрии возвести торгово-развлекательный центр. Да-да, ещё один. Первого вам не хватает — королевство стало маловато. И желаете соединить свой торговый ну, скажем, Пассаж, надземным переездом для автомобилей.

Скажете, плёвое дело?

Усложним задачу. Допустим, по улице, над которой вы задумали построить свой сильно нависающий над дорогой переезд, ходит троллейбус. А ещё ездят машины. Очень-очень много машин: эта улица — одна из самых загруженных в Краснодаре, прямо скажем, основной дублёр центральной Красной.

Кстати, спросим себя: а зачем вообще нужен этот надземный переезд? Можно ведь сделать отдельный въезд на парковку второй части торгового Пассажа? Вот сразу видно, что вы не бизнесмен. Потому что настоящий бизнесмен знает: лучше каждый квадратный метр здания отдать арендаторам, не тратя ни миллиметра на дурацкие въезды.

В самом деле, нельзя ведь разочаровывать составителей рейтинга лучших городов для ведения бизнеса. Таким образом, переезд жизненно необходим.

В отличие от троллейбуса. Хотя, надо отдать должное составителям рейтингов: они никогда не пытались никого убедить, что Краснодар — лучший город для езды на троллейбусах.

Итак, троллейбус отправится в объезд, чтобы не мешать серьёзным людям делать бизнес и привлекать инвестиции. А как быть с автомобилями? Казалось бы, ответ напрашивается сам собой: переезд нужно строить по ночам, когда транспортный поток в центре мелеет. Опять не угадали. Потому что по ночам темно, страшно и слишком дорого. А мы ведь не хотим расстроить составителей рейтингов?

И мы закрываем для проезда улицу, над которой строится переезд (разумеется, с самой благородной целью — дабы никому не уронить на голову кирпич или бетонный блок). А чтобы закрытой улице не было одиноко, мы закрываем ещё одну, соседнюю, чтобы складировать на ней стройматериалы и парковать строительную технику. Здорово, правда?

И назначаем себе срок: три месяца. Да-да, никак не меньше. Ну и что, что переезд всего несколько метров в длину. Быстро только кошки родятся, это ещё Остап Бендер подметил.

На следующий день после начала стройки центр Краснодара намертво встаёт в пробках. Потому что, если кто забыл, закрытая для проезда улица — основной дублёр Красной. И тогда под жизнерадостные гудки и бодрящий мат водителей наши гастарбайтеры (то есть, извините, ведущие зарубежные строители) не спеша начинают имитировать бурную деятельность.

Три месяца пролетают для них на удивление быстро. Над многострадальной улицей угрожающе нависает тёмная громада переезда. Затихают гортанные голоса зарубежных строителей, всё реже мелькают из-за ограждения их яркие каски. Кажется, вот-вот плотину уберут и автомобильный поток снова захлестнёт дорогу.

Но так кажется далеко не всем. Потому что владельцы Пассажа вдруг решают, что им будет гораздо удобнее достраивать свой архитетурный шедевр, если их не станут торопить и понукать. И местные власти проявляют похвальную покладистость и объявляют, что центральные улицы будут закрыты для проезда ещё на три месяца.

Итого, на полгода. Ровно полгода будет стоять в мёртвых пробках центр нашего инвестиционно привлекательного города. Хотелось бы пригласить составителей чудесных рейтингов взглянуть на это собственными глазами.

Как, интересно, удавалось американским строителям ещё в начале прошлого века за несколько месяцев возводить манхэттенские небоскрёбы? При том, что их злобные муниципальные власти категорически запрещали перекрывать улицы и складировать стройматериалы на земле, принадлежащей городу. Вопрос, по-видимому, риторический.

А самое обидное, что в Краснодаре полгода строят не Бруклинский мост и не башню Федерации. Полгода строят банальный надземный автомобильный переезд в несколько метров длиной. Масштаб транспортной трагедии настолько несопоставим с подобной гипер-стройкой, что закрадывается мысль, что такие вещи делаются вполне демонстративно.

Просто, чтобы показать, кто тут хозяин, а кто - полный ноль.

Признаться, мысль о том, что я и ещё почти миллион жителей и гостей Краснодара — полные нули, и до этого не раз приходила мне в голову. Благородные владельцы Пассажа — далеко не единственные, кто плевать хотел на мои удобства, желания и предпочтения.

Как часто нам рассказывали, что на таком-то месте раскинутся зелёные аллеи, пешеходные и велосипедные дорожки, детские сады, бассейны и бог знает что ещё... На несколько лет огораживали стройплощадки железными заборами. А как доходило до строительства, так — ба! Что это такое знакомое начинало расти из-за ограждений? Бетонные громады офисных зданий, элитные многоэтажки, торгово-развлекательные центры, суды... Всё выполнено в Большом сельском стиле ампир, настроено впритык к дорогам, не обеспечено парковками, окрестности залиты бетоном, ни одного деревца...

Так что не стесняйтесь, дорогие владельцы торгового Пассажа, закрывайте хоть половину городских улиц хоть на пятьдесят лет. Мы привыкшие, как-нибудь перетопчемся. Не думайте о троллейбусах (это, если забыли, такие рогатые штуковины на колёсах), не заморачивайтесь по поводу пробок...

Главное — не забудьте отписаться о своих творческих успехах на ниве градостроительства составителям рейтингов лучших городов России.

Так и пишите: привлекаются, мол, инвестиции, растёт и хорошеет наш прекрасный южный город, дороги полгода стоят в перманентных пробках. И над всем этим гордо реет наш сельский ампир.
(с) Анжелика Гюрза