15

ВРЕМЯ ВЛИВАНИЙ

ВРЕМЯ ВЛИВАНИЙ

1994 год. Мне 16. Я заглядываю в кастрюлю, в которой были щи. И взгляд этот был уже не с точки зрения отвращения, потому как я эти щи с детства в гробу видал, ибо там капуста, которую я в варёном виде терпеть ненавижу.
Под действием грубой физической силы и под угрозами лишиться всех детских благ, включая лазание по стройке с пацанами, включая просмотр мультфильмов по первой программе и много другого, мною с неимоверным усилием поедалась жижка, а всё остальное всегда оставалось в тарелке.
...Это был взгляд оценивающий. Взгляд, вероятно, будущего шеф-повара всея Руси! Диаметр кружочков жира, нарезка капусты строгими (чуть ли не под линейку!) квадратиками, картошечка брусочками, лучок, обжаренный до определённой кондиции. Бульон, сваренный заранее, был прозрачен ибо пенка снималась! Всё должно соответствовать!
Первый курс в СПТУ. Первая контрольная по спецтехнологии. Пальцы в порезах красноречиво давали понять о стараниях в нарезке овощей. Я пыхтел четыре часа над столом в процессе приготовления этих щей. Вся кухня была в капусте и луке. Маланья стряпает - так все ворота в тесте!
Дома никого нет. К вечеру придут родители с работы и я им преподнесу...
... Маме пришлось готовить ужин самой и довольствоваться моими душещипательными рассказами о том, какие вкусные щи я сегодня сварил! Щи не дожили до вечера, потому что я их слопал. Всю кастрюлю! Жаль, что кастрюля в желудок не зашла. Помню мамино растерянное и разочарованное лицо...
Щи и вправду получились отличные!
Наступил май и нас отправили на практику в Крым, в Евпаторию.
Предстояло постигать кулинарное искусство на практике и отрабатывать его на пяти сотнях приехавших желудках из всех концов бывшего СССР.
Пансионат "Меркурий" встретил нас ужасной погодой, дождём и ветром с моря. Для кого и как - не знаю, но для меня это было первое в жизни море. В тот день оно было злым, холодным, с травой и мусором в каждой волне. Но это было море!
Два с половиной месяца впереди! В шесть утра я иду по узким тротуарчикам пансионата в тесноте высоких кустов колючей акации. То и дело наступая на выползших улиток и сухие хвойные шишки с ёлок, я захожу в комплекс столовых. Эти два дня придётся работать в овощном цеху, где мы сидим всемером, чистим шесть ящиков лука и поливаем всё это дело горючими, крокодильими слезами. А потом я в овощерезку вставил диски с мелкой тëркой, вместо диска с ножами и ещё удивился, почему в чан нарезанный кольцами лук не сыплется? Открыл крышку лотка, заглянул внутрь, а там... медленно стекает луковая жижа. После чистки лука, с зареванными глазами, засунув нос в лоток, я получил от лука контрольный апперкот в глаза и опять разревелся. Глаза открыть не мог минут десять. Мне помогли сменить диск с ножами и дело пошло.
Работали два дня и два дня выходных. Кухня. Официанты. Мясной цех. Посудомоечный цех( белая мойка). Цех мойки больших кастрюль на сто литров и противней( чёрная мойка). На чёрной мойке, в отмывании кастрюль и от гречневой каши и киселя, рождались те самые истинно русские высокие эпитеты и словосочетания.
Я обожал сухой кисель. Он продавался в магазинах тогда в виде брусков в красивой обёртке. Кусок засунешь в портфель, и пошёл в школу... А тут кисель измерялся десятками кило! Благодать! Сестра-хозяйка, Наталья Александровна это дело быстро просекла и таким образом меня просто купила! Кисель от меня изолировали! Это было проще, чем наоборот! Зато каждую смену Н. А. считала своим долгом мне со смехом напомнить: Дениска! Плохо вымоешь кастрюли - не дам киселя!
Я старался! И кисель был отличным завершением дня!
Официанство моё как то... Шло, в общем. Разнотребовательные желудки в двух залах- Голубом и Бархатном были всякими-разными. Злыми и добрыми. На диете и на пофиге. Маленькие и большие. В Голубом помещалось 200 человек, в Бархатном 250.
Из белой мойки весь день слышны крики мойщиков: Голубые! Везите свою посуду! Бархатные! Курите пока! Щас голубые моются!
День пролетал в беготне, суете, с тележкой и блюдами. Споры с отдыхающими по всяким кулинарным поводам ужасно напрягали. Всякий раз, глядя на отдыхающего, представляешь себе эту кастрюлю с супом у него на голове. Становилось легче и веселее. Один раз меня буквально по столику раскатала одна семья. Претензий было целое Чёрное море: крошки, мятая скатерть, несвежий хлеб, на стакане помада (с белой мойкой за эти косяки с помадой бились не на жизнь а насмерть постоянно). Читатель может подумать, что было, как в сельской столовке... Не так всё страшно. Было стыдно слушать в уши претензии. И обидно. Всё было по возможности исправлено. И кто бы знал тогда, что в тот же вечер ЭТИ люди на территории пансионата меня окликнут, позовут играть в волейбол и примут меня, как своего сына на все следующие две недели своего пребывания в пансионате! Это были очень тёплые, светлые люди! В день их отъезда я горевал так, как будто это мои родители от меня уезжают.
..... Кто то позвал меня к одному из столиков. Подхожу. У нас, мол, супа не хватает в кастрюле, разберитесь. Я взял у них кастрюлю и пошёл к столам, на которые складывалась использованная посуда и стояло много кастрюль с супом. Абсолютно без задней мысли, не отдавая себе отчёта в действиях, я начал их кастрюлю наполнять супом из первой попавшейся кастрюли. Этакий чвакающий звук переливаемого супа раздавался по залу среди шума стучащих ложек и чавканья отдыхающих. В это момент ко мне подскакивает с перекошенным от злости лицом одногруппница Оля и шипящими сквозь зубы произносит: КАКОГО ХЕРА ТЫ ТУТ ЛЬЁШЬ, КАК СВИНЬЯМ? ОХРЕНЕЛ ЧТО ЛИ??? ВЫЙДИ В КОРИДОРЧИК И ТАМ ПЕРЕЛЕЙ!!!
Ну... Зашло!
А в выходной: Уважаемые отдыхающие! Температура воздуха +37'! Песка +38'! Воды +27'!
Тяжёлую июньскую жару топили в море. Ловили медуз и смело ныряли на глубину.
Выходя из воды, я прыгаю на песке и быстро выкапывают в нём ямку, чтобы можно было стоять босиком.
Прошла практика. Нас меняют ребята из других групп поваров. Я прощался с морем, кинул туда монетку, чтобы через два года вернуться к нему уже военным. В 1996-м...
P. S. Кто знает, может та Наталья Александровна и еë дочь Елена из города Сокулук(Кыргызстан) прочитают в Пикабу этот текст и что то вспомнят... Тот далёкий 1994 год... Ленка, прости, я тогда твою порцию умял, не зная, что это твоя!.. 😂