Виртуальная реальность

Продолжая тему рейтинга, затронутую в предыдущей статье... Читая комментарии, заметил интересную вещь, многие серьезно относятся к собственным замечаниям, которые раздают окружающим. Даже если они совсем короткие. Даже если в интернете. Даже если это просто... значок плюса или минуса. Иногда настолько серьезно, что начинают объяснять - для чего поставили то или иное.

В общем, понятно, что своя работа важна, даже если это просто комментарий... в просто интернете... просто в один клик.... который, по итогу, никто и не заметит на фоне сотен комментов и тысяч плюсов. Тем не менее, люди придают значение.


Тенденция текущего мира такова, что проявления личной деятельности плавно съезжают в виртуал, теряются в пустоте не связанного с реальностью пространства, ни на что, по итогу не влияя. Понятно, что этому способствует легкость действия: почему бы не кликнуть плюсик/минусик, хохотнуть вместе со всеми, если это не сложно, а последствия, хоть и в виде значков на мониторе, есть? Но... есть несколько подводных камней.


Один из камней - привычка. К легкости быстро превыкаешь. Идти легче, чем бежать; стоять, чем идти; лежать чем стоять... Известная мудрость. Другой камень - скорость обратной реакции. Всегда приятно видеть результаты своей деятельности сразу. Влепил плюс - у человека поднялся "рейтинг", причем мгновенно поднялся! Пусть и не намного, но сразу. Тоже и с минусом - мгновенно опустился. В жизни ведь между действием и следствием обычно проходит время, зачастую изрядное. Уже успеваешь и забыть, чего ты сделал, что получилось то, что получилось: может и причина не та?


И если первые два камня носят прикладной характер, третий является причинным и проистекает из реальных и довольно серьезных вещей. В жизни реальные действия дают реальный же результат, даже самые незначительные, изменяют окружающий мир. В виртуальной среде действия носят характер виртуальный, и не меняют уже ничего. Говоря научным языком, происходит подмена дискурса. Создается место, куда недовольные (как, впрочем, и особо рьяные) могут сливать энергию не затрагивая устоев текущей жизни.

Подобные имитации используются уже давно, но в тех же самых целях: перенаправить неподотчетную энергию под контроль. Наиболее "старое", что приходит на ум - римские развлечения из цикла: "хлеба и зрелищ". Чем более технологически продвинута цивилизация, тем более изощренные и менее наглядные методики применяются. Но задачи не меняются: ресурсы должны стравливаться туда, где они не будет мешать, а еще лучше, если пойдут на целевые задачи. Чьи задачи и каковы цели - вопрос отдельный, хотя, если немного подумать, очевидный более чем.